Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

66

О колючках, обнаруженных патриархом на голове Льва, сообщается и в «Житии Никифора» (PG 100, col. 77 сл.). Не исключено, что церемония возведения на престол Льва изображена Константином Багрянородным в сочинении «О церемониях византийского двора» (см.: Doеlger F. Рец. на кн.: Ostrogorsky G., Stein Е. Kronungsurkunden des Zeremonialbuches //BZ. 1936. Bd. 36. S. 150).

67

Речь идет о Феофане Исповеднике, продолжением «Истории» которого и является настоящее сочинение. За сопротивление иконоборческой политике Льва V церковь признала его «исповедником», т. е. святым, не принявшим мученической смерти. Феофан был основателем монастыря ??? ??????? ????? (Большого Поля) на острове Калоним.

68

Лавсиак – одна из богато декорированных палат Большого дворца (см.: Ebersolt J. Le Grand Palais de Constantinople. Paris, 1910. P. 93 suiv.).

69

Имеется в виду тридцатилетний мир с болгарским ханом Омуртагом (Doеlger F. Regesten... Bd. 1, N 393). Заключение этого мирного договора с болгарами датируется разными исследователями по-разному во времени между 814 и 820 гг. (см. об этом: Дуйчев И. Одна из особенностей ранневизантийскпх мирных договоров // ВВ. 1959. Т. 15. С. 64; Lemerle P. Thomas le Slave. P. 280).

70

О том же пишет и Игнатий Диакон в «Житии Никифора». При заключении мира с гуннами (болгарами) Лев поступал по варварским обычаям, т. е. совершал магические действия, символизирующие заключение мира: лил воду из блюда на землю, собственноручно поворачивал конские седла и т. п. Напротив, болгарам разрешалось «пользоваться нашими обычаями» (PG 100, col. 144). О клятвах, которые приносят при заключении мирного договора язычники-болгары, см.: Дуйчев И. Славяно-болгарские древности IX в. // Bsl. 1950. Т. 11, N 1. С. 14, прим. 49.

71

Продолжатель Феофана пишет спустя почти полтора столетия после излагаемых им событий и потому знает о грядущем принятии болгарами христианства (см. с. 142).

72

Матфей 7.6.

73

Под «театром» византийские авторы обычно имеют в виду ипподром.

74

Исайя 40.18.

75

О возрождении иконоборчества, открывшем так называемый «второй период» иконоборчества, наш автор говорит скороговоркой. В общих чертах события развивались следующим образом (их можно восстановить на основании свидетельств уже цитированного нами анонимного автора и некоторых житийных писателей): весной 814 г. будущий патриарх Иоанн Грамматик (человек наиболее образованный в окружении императора, чьи ученые занятия доставили ему славу мага и чародея) с помощниками принялись разыскивать в разных библиотеках доводы в пользу недопустимости почитания икон. К декабрю императорское задание было выполнено. Подготовленное сочинение (упомянуто в нашем тексте!) представляло собой, видимо, сборник цитат из Священного писания и отцов церкви и до нас не дошло. Затем царь предложил патриарху Никифору публичный диспут, но получил отказ, поскольку ортодоксальная церковь предпочла уклониться от споров по существу и продолжала придерживаться постановления Никейского собора 787 г., осудившего иконоборчество. В Константинополе начались выступления солдат против иконопочитания. Несмотря на них, позиция патриарха оставалась твердой. Это привело в конце концов к замене патриарха (см. прим. 63). На синоде, собравшемся вскоре после низложения Никифора в апреле 815 г., иконоборчество окончательно восторжествовало. О жестоких преследованиях Львом иконопочитателей рассказывается в ряде источников. В числе пострадавших оказался и знаменитый Феодор Студит (подробнее об этих событиях см.: Alexander P. The Patriarch... Р. 136 ff.; Martin E. A History... P. 163 ff.). Что касается замечания нашего автора о том, что царь вызвал из других стран архиереев, которых, однако, не допустил к патриарху, то речь здесь, видимо, идет о событии, зафиксированном Генесием (Gen. 20.16 сл.), согласно которому в 814 г. Лев пригласил к себе ряд епископов издалека, с которыми совещался во дворце и которых убеждал отречься от иконопочитания. К патриарху епископов он не пустил. Отказавшихся подчиниться его воле царь заключил в тюрьму (ср. в «Житии Никифора»: PG 100, col. 81). В рассказе Продолжателя Феофана последовательность событий смещена.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Тот заметил мальчика василия
Которого назвал константином
Пассажа с отрывком из войн с вандалами прокопия указывает с
Согласно лиутпранду
Были милостиво встречены багрянородным константином

сайт копирайтеров Евгений