Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Речь идет о знаменитом квадривиуме наук, «математической четверице». знание которых еще с античных времен считалось необходимым для постижения философии.

73

Согласно этому рассказу, ученик Льва попадает в плен к арабам при императоре Феофиле (829—842), в то время, когда арабами правил халиф Мамун (813—833). Таким образом, время этого события ограничивается 829—833 гг. Совершенно иная версия содержится в хрониках «семьи Симеона Логофета», согласно которым ученик Льва попал в плен к арабам после взятия Амория, т. е. в 838 г. Пристрастно Мамуна к наукам и просвещению засвидетельствовано и арабскими источниками. Мамун основал в Багдаде обсерваторию и библиотеку.

74

Вопреки буквальному смыслу фразы почести и дары, а также возможность возвращения домой были, конечно, обещаны Мамуном не ученику Льва, а самому Льву.

75

В Константинополе было по крайней мере восемь церквей Сорока мучеников. Р. Жанен полагает, что речь идет о церкви, находившейся на центральной улице города – Месе, на полпути между ипподромом и форумом Константина (см.: Janin R. La Geographie... Т. 3. Р. 483—484).

76

По сообщениям более поздних историков (Скилицы, Зонары и Глики), иконоборец Лев после трехлетнего пребывания на фессалоникийском епископском престоле был смещен с восстановлением иконопочитания. Таким образом, смещение Льва должно было иметь место в 843 г. Сами по себе такие сведения правдоподобны, но именно они доставили некоторым исследователям затруднения в хронологическом распределении событий, изложенных нашим автором. Ведь если пленение ученика Льва произошло в 833 г., задавались вопросом эти исследователи, чем следует заполнить промежуток времени с 833 до 844г.? Именно это обстоятельство заставило Е.Э. Липшиц отдать предпочтение версии хроник «семьи Симеона Логофета», согласно которым ученик попал в плен в 838 г. (Липшиц Е. Очерки... С. 351). Сохранилась недавно изданная гомилия Льва, произнесенная им в Фессалонике в 842 г. (см.: Lemerle P. Le premier humanisme... Р. 157).

77

То обстоятельство, что Лев в поисках «науки» должен был отправиться на Андрос, по мнению ряда ученых, является доказательством упадка в то время образования в Константинополе.

78

О первых двух «руководителях классов» ничего неизвестно. Комит —возможно, ученый, знаток Гомера, упомянутый в XV книге Палатинской антологии (см.: Lemerle P. Le premier humanisme... Р. 159 suiv.).

79

Мефодий скончался 14 июля 847 г. Согласно «Монологию царя Василия», он находился на престоле 4 года 3 месяца. Назначение Игнатия вопреки канонам произошло единоличным распоряжением царицы Феодоры (см.: Beck H-G. Geschichte der orthodoxen Kirche im byzantinischen Reich. Goettingen, 1979. S. 96). Игнатий – уже упоминавшийся сын Михаила Рангаве Никита, постриженный в монахи после смерти отца. После пострижения Игнатий основал три монастыря на Принцевых островах, настоятелем которых сам стал. Что же касается упомянутого здесь монастыря Сатира, то его основание относится ко второму патриаршеству Игнатия, точнее к 873 г. (см.: Pargone J . Les Monasteres de S.-Ignace et les cinq plus petits ilots de l’archipel des Princes // ИРАИК. 1902. Т. 7. Любопытно, что конкурентами Игнатия на пост патриарха выступали сыновья императора Льва V – Василий и Григорий (Geu. 71.91).

80

Суровый сторонник риторической морали, малообразованный Игнатий резко отрицательно относился к светским тенденциям в духовной жизни Византии своего времени, представленным такими фигурами, как Фотин и Варда. Игнатий не остановился перед открытым выступлением против могущественного Варды. Воспользовавшись слухами о сожительство Варды с женой сына, он в январе 858 г. отлучил его от церкви. Наиболее подробное сообщение об этом содержится в «Житии Игнатия» (PG 105, col. 504). Это далеко не единственный пример того, как патриарх в Византии открыто выступал против могущественных светских лиц и даже самого императора (ср., например, борьбу патриарха Николая Мистика против Льва VI в связи с четвертым браком последнего – с. 154).

81

Это замечание нашего автора вызывает некоторое недоумение. В Константинополе действительно существовало несколько церквей святых Апостолов. В самой древней и знаменитой из них (строительство началось еще при Константине Великом) находились гробницы царей и патриархов (см.: Janin R. La Geographie... Т. 3. Р. 46). В соответствующем месте Генесий (Gen. 71. 10 сл.) прямо об этом храме и говорит. Но как можно предположить у нашего автора такую неосведомленность?

82

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Об одном заимствовании из прокопия кесарийского у продолжателя феофана вв
Произрос сей царственный корень василий
В византийском искусстве действительно нашли немалое распространение зооморфные мотивы


сайт копирайтеров Евгений