<<< ΛΛΛ >>>
Никифор Фока (дед императора Никифора II Фоки) прибыл в Италию в 885 г. В разгар его военных успехов пришло известие о смерти Василия I (август 886 г.). Об этой экспедиции сохранилось немало свидетельств византийских, арабских и западных источников (см.: Васильев А. Византия и арабы. Т. 2. С. 89, прим. 1). О Никифоре Фоке см.: Gregoire H. La carriere du premier Nicephore Phocas // ???????? ??? ?. ??????????. Thessolonique, 1953.
151
Исторический Василий был, по всей видимости, неграмотен.
152
«Сообразуя попечение свое с Божьим провидением» – таким образом вынуждены мы переводить греч. ??? ????? ???????? ??? ??????? ???????. В греческом языке слово ??????? имеет разные значения, в том числе «божественное провидение» и «забота, попечение» (во вполне «человеческом» смысле). В оригинале ??????? относится как к Богу, так и к Василию, поэтому нам приходится это понятие переводить на русский двумя словами «провидение» и «попечение». О понятии провидения в византийской историографии см. нашу статью: L’ubarskif J. Homme, Destinee, Providence (Les avatars de notions antiques dans la philosophie byzantine de l’histoire IX—XI ss.) // La Philosophie Greque et sa portee culturelle et historique. M., 1985. P. 229 suiv.
153
См. c. 97 сл.
154
Этот весьма образный выпад против засилья евнухов имеет основания. Евнухи действительно играли во дворце огромную роль. Ряд должностей, притом весьма значительных, вообще мог заниматься только евнухами (см.: Guilland R. Recherches... Vol. 1. Р. 165 suiv.).
155
Сендис (???????) – возможно, испорченное «сидонский». Сидонские ткани имели всемирную известность.
156
Трудно определить, что за ткань обозначается Константином «народным словом» линомалотарий.
157
Путешествие престарелой Данилиды должно было иметь место незадолго до 881 г. – времени освящения Новой церкви, ибо, как говорится далее, богатая вдова посетила еще строившийся храм (строительство начато в 866/867 гг.).
158
Речь идет о монахе, прорицавшем Василию царство, см. с. 97.
159
Константин начинает подробный рассказ о постройках Василия I (переведено К. Мэнго: Mango С. The Art... Р. 192 ff.). Аналогичное отступление, посвященное архитектуре, уже встречалось в разделе о Феофиле (см. с. 62 сл.). Следующий пассаж опубликован нами совместно с В. Д. Лихачевой (см.: Лихачева В. Д., Любарский Я. Д. Памятники искусства в «Жизнеописании Василия» Константина Багрянородного // ВВ. 1981. Т. 42. С. 171 и след.). Там же содержится подробный комментарий, принадлежащий главным образом перу В. Д. Лихачевой, из которого здесь даются только необходимые извлечения.
<<< ΛΛΛ >>>
Именно в это время был составлен новый сборник права Никитин п
Род безвестного конюшенного василия возводится к самому александру македонскому
|