Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Первые римляне считали непреложным правилом, что сол дат, оставивший свой пост или бросивший свое оружие в сражении, подвергается смертной казни. Юлиан и Валентиниан восстановили старые наказания за эти преступления. Но нанимавшиеся римлянами варвары, привыкшие воевать по образцу современных татар, т. е. убегать, чтобы еще биться, думать больше о добыче, чем о чести, неспособны были выносить такую дисциплину.

Дисциплина первых римлян была такая строгая, что генералы осуждали на смерть своих детей, одерживавших победу вопреки их приказу. Но когда римляне смешались с варва рами, то они заразились от них духом независимости, свойственным этим народам. Когда мы читаем о войнах Велиза-рия против готов, то мы видим, что офицеры почти никогда не слушались своих генералов.

Сулла и Серторий, ведя самые жестокие гражданские войны, предпочитали погибнуть, чем совершить такое дей ствие, из которого мог бы извлечь пользу Митридат. Но в последующие времена, когда какой-либо министр или вельможа находил, что для удовлетворения его алчности, его мщения или честолюбия не бесполезно будет впустить варваров в империю, то он предавал ее им на поток и разграбление.

Чем больше слабеет государство, тем более оно нуждается в податях; таким образом, чем меньше население было в со стоянии вносить налоги, тем больше приходилось их увеличи вать, и вскоре в римских провинциях подати стали невы носимы.

У Сальвиана мы читаем об ужасных вымогательствах, ко торым подвергались народы. Граждане, угнетаемые откупщи ками, не имели другого выхода, как убегать к варварам или продавать свою свободу первому, желавшему купить ее.

В истории нашей Франции это объясняет, почему галлы так терпеливо выносили революцию, которая должна была установить тягостное различие между знатными и простонародьем. Варвары, превращая столько граждан в крепостных, т. е. прикрепляя их к земле, не ввели ничего такого, чего не делали бы с жестокостью еще раньше их.

Так как в период ослабления империи христианская рели гия усиливалась, то христиане упрекали язычников в этом упадке, а язычники возлагали всю вину на христианскую ре лигию. Христиане говорили, что Диоклетиан погубил империю, сделав трех своих товарищей соправителями; каждый импера тор хотел жить столь же роскошно и содержать такие же сильные армии, как если бы он был один. Так как число получающих доходы превысило число платящих налоги, тяготы стали невыносимы, земли были брошены пахарями и превра тились в леса. Так говорили христиане. Язычники же, напротив, все время бранили новое богослужение, неслыханное до тех пор; подобно тому как в эпоху расцвета Рима разливы Тибра и другие природные бедствия приписывали гневу богов, так теперь в умирающем Риме вину за все несчастья возла гали на новое богослужение и ниспровержение древних алтарей.

Городской префект Симмах в письмах, обращенных к им ператорам по поводу алтаря победы, привел против хри стианской религии следующие общедоступные доводы, которые именно поэтому были наиболее убедительны.

«Какая вещь,— писал он,— может лучше привести нас к познанию богов, чем учение, почерпнутое из наших прошлых успехов? Взирая на множество протекших веков, мы должны сохранить им верность и следовать нашим отцам, подобно тому как они благополучно следовали своим. Вообразите себе, что Рим говорит вам так: «Великие государи, отцы отечества, уважайте мои годы, в течение которых я всегда соблюдал обряды моих предков; этот культ подчинил вселенную моим законам; эти святыни отогнали от наших стен Ганнибала, а галлов от Капитолия». Мы просим мира ради богов отечества, мы просим его ради туземных богов. Мы не вступаем в споры, которые приличествуют только праздным людям. Мы приносим мольбы, а не вызываем на бой».

Три знаменитых автора ответили Симмаху. Орозий соста вил свою историю, чтобы показать, что в мире всегда были такие великие бедствия, на какие тогда жаловались язычники. Сальвиан написал свое сочинение, где он доказывал, что без нравственность христиан была причиной опустошений, причи ненных варварами. А святой Августин 23 показал, что град бо жий отличается от града земного, где древние римляне за некоторые человеческие добродетели получили столь же сует ные воздаяния, как сами эти добродетели.

Мы говорили, что в первое время политика римлян состояла в том, чтобы разделять все те державы, которые стояли на их пути; впоследствии они не могли добиться этого. Римлянам пришлось спокойно взирать, как Аттила покорил все северные племена; он распространил свою державу от Дуная до Рейна, разрушил все укрепления и все сооружения, построенные у этих рек, и наложил дань на обе империи.

«Феодосии,— говорил он дерзко,— сын благородного отца так же, как и я; но, платя мне дань, он лишился своего благородства и стал моим рабом; ему не приличествует строить козни против своего господина, подобно коварному рабу».

«Императору не подобает,— говорит он по другому по воду,— быть лжецом. Он обещал одному из моих подданных выдать за него замуж дочь Сатурнила; если он не хочет сдержать свое слово, я ему объявляю войну; если же он не может и находится в таком положении, что его приказания не ставятся ни во что, я приду к нему на помощь».

Не следует думать, что Аттила пощадил римлян благодаря своей умеренности; он следовал нравам своего народа, кото рые влекли его к тому, чтобы налагать на народы дань, а не к тому, чтобы включать их земли в свое государство. Этот го сударь — в своем деревянном доме, как его изображает Приск, — владыка всех варварских племен, а некоторым образом и почти всех цивилизованных народов, был одним из великих монархов, о которых упоминает история.

При его дворе находились послы от восточных и западных римлян, которые получали от него законы или умоляли его о милости. Иногда он требовал, чтобы ему вернули гуннских перебежчиков или бежавших римских рабов; иногда он желал, чтобы ему выдали какого-либо министра императора. Он наложил на Восточную Римскую империю дань в 2 тысячи 100 фунтов золота. Он посылал в Константинополь тех, кого он желал вознаградить, с тем чтобы они могли обогащаться, обращая в свою пользу страх, который он внушал римлянам.

Его подданные боялись его, но, кажется, не ненавидели. Чрезвычайно гордый, но в то же время хитрый, яростный в гневе, но умеющий прощать или откладывать наказание соот ветственно своим интересам, он никогда не объявлял войны, когда мир мог ему дать такие же выгоды. Ему верно служили даже те цари, которые от него зависели. Он один сохранял старинную простоту гуннских нравов. Впрочем, трудно хва лить храбрость вождя народа там, где дети приходили в исступление при рассказах о военных подвигах отцов, а отцы проливали слезы по поводу того, что они не могут подражать своим детям.

После смерти Аттилы все варварские народы вновь разде лились, но римляне были так слабы, что им мог вредить даже самый маленький народ.

Империю погубило не какое-либо определенное нашествие, но все нашествия вместе. После общего нашествия при Галле Рим как будто был восстановлен, потому что не потерял территории: но мало-помалу он приближался к своему падению, рухнув при Аркадии и Гонории.

Напрасно прогнали варваров обратно в их страну; они бы сами вернулись туда, чтобы добиться безопасности для своей добычи. Тщетно их истребили: города уже были разорены, деревни сожжены, семейства убиты или рассеяны.

Когда одна провинция бывала разорена, варвары, не на ходя в ней ничего, переходили в другую. Сначала разорили только Фракию, Мезию, Паннонию; когда эти страны были опустошены, такой же участи подверглись Македония, Фесса лия, Греция; оттуда перешли в страну нориков. Империя, т. е. обитаемая область, все больше сужалась, и Италия стала по граничной страной.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Римляне
Они пере селились в империю
Константин
Римляне были ей обязаны своими лучшими императорами
В смутное время это давало возможность сосредоточить в одном гражданине управление народом

сайт копирайтеров Евгений