Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Его ты к жизни призови...»

Другому своему внуку патриарх уже предрекает нечто иное:

«А ты, младенец с строгим оком

И величавостью чела,

Суровый духом перед роком, —

Тебе веков грядущих мгла

Готовит власть над целым миром.

И будешь ты племен кумиром.

И, как рабы.они толпой

Пойдут в оковы за тобой».

С этой поэтической характеристикой греков и римлян мы можем сопоставить одно место из «Энеиды», где проводится подобная же параллель между двумя народами античного мира*. «Другие — говорит Виргилий о греках — сумеют, пожалуй, мягче выковать дышащую жизнью медь, лучше изваять из мрамора одушевленные лики, сумеют краснее говорить в судах, точнее измерить пути небесные и пред­сказать восход любого светила: ты, римлянин, помышляй о державной власти над народами. Твое искусство будет в том, чтобы водворять везде закон мира, щадя покорных и оружием низлагая строптивых». Так, уже и в древности понималось различие между национальным гением греков и римлян: преобладающей чертой первых является твор­чество в сфере художества и поэзии, науки и философии, преобладающею чертою других — творчество в области практической жизни и государственного строительства. Грек, так сказать, олицетворяет собой теоретический ум, римля­нин — практическую волю. Греция выработала искусство и философию, в которых римляне всегда были учениками старших своих братьев и никогда не могли достигнуть той высоты, на какой стояли последние; в Италии не было такого великого скульптора, как Фидий; Виргилий ниже Гомера, взятого им за образец для подражания; Плиний

* Excudent alii spirantia mollius aera — Credo equidem — vivos ducent de marmore vultus, Ordbunt causas melius coelique meatus Describent radio et surgentia siderd dicent. Tu regere imperio populos, Romane, memento! Haec tibi erunt artes: pacisque imponere morem, Parcere subjectis et debellare superbos.

 

не может идти в сравнение с Аристотелем; Платон и Демо­сфен оставляют позади себя Цицерона. Зато в области права римляне превзошли своих учителей по части искусства и философии, так что, по выражению Цицерона, греческие законы в сравнении с римскими представлялись чем-то младенческим и смешным; искусство сумели они направить на служение утилитарным целям и особенно развили у себя архитектуру, а из учений греческой философии преиму­щественно привились у римлян те ее направления, которые имеют практическое значение, т. е. различные моральные системы, в особенности стоицизм и эпикуреизм. Одним словом, грек и римлянин — это антитезы идеализма и реа­лизма, стремления к истине и красоте и стремления к поль­зе и пригодности, теоретической мысли и практической деятельности, вдохновения и рассудочности, поэзии и прозы, религии как миросозерцания и религии как государствен­ного установления.

Интересно также посмотреть, в чем каждый из обоих народов видел свое преимущество перед другими, с чем отождествлял главный признак своей национальности. Грек именно полагал свою сущность в образованности: слова «эллин» и «образованный» сделались мало-помалу почти синонимами, и тот, кто не имел этого образования, был варвар, — имя, которое греки давали, всем остальным народам. Римлянин, напротив, был горд своим гражданством, он был гражданин, только один пользовался правами, из обладания которыми были исключены все остальные народы: того, кого греки звали варваром, т. е. человеком, не имеющим эллин­ского образования, в Риме называли перегрином, и перегрины отличались от римлян именно тем, что на них не распространялось их гражданское право. Отношение между эллином и варваром таким образом — то же, что меж­ду гражданином и перегрином, только в основе различия лежали разные принципы.

Вошедши в деятельные сношения с иноплеменниками, греки и римляне заимствовали от них различные вещи, каждый сообразно со свойствами своей духовной природы. Объединяющая мысль первых в позднейшую эпоху создала

 

в Александрии из смешения философских систем Греции с теологическими воззрениями Востока особую философскую систему (неоплатонизм), которая как бы должна была дать общее миросозерцание всем народам, входившим в круг эллинского влияния. С своей стороны, римляне из зна­комства с обычаями покоренных ими народов создали так называемое общенародное право (Jus gentium), которое должно было объединить в юридическом отношении все народы, вошедшие в состав Римской империи. Греции не удалось, подобно Риму, подчинить себе политически другие земли, и эллинизация Востока совершалась, главным образом, в силу превосходства греческой цивилизации над восточной, тогда как Рим утверждал свое господство силою меча и практичностью своих законов, и романизация Запада была результатом политического подчинения Риму и умения римлян связывать интересы побежденных с интересами победителей. Следовательно, по отношению к другим народам грек был наставник и просветитель, римлянин — господин и организатор.

Различие греческого и римского наследства

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В историю нового времени туркестан вступил уже в полном упадке
На юг от этой черты лежали в первые века нашей эры культурные области римской империи
Ломбардо венецианское королевство снова находилось в полной власти австрии
Изложением внутренней истории нашего отечества
Буржуазии

сайт копирайтеров Евгений