Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Само собою разумеется, далее, что поток европейской колонизации должен был раньше всего направиться через Атлантический океан в Америку, и первые колонии в этой части света должны были возникнуть на восточном ее берегу. Австралия была открыта много спустя после открытия Америки, а заселение ее европейцами началось еще позже. В самой Америке лишь постепенно европейское население подвигалось от востока к западу — к берегам Великого океана. Поэтому в первый период новой истории роль нового, но уже гораздо большего средиземного моря стал играть Атлантический океан, а очередь до Великого океана насту­пила лишь тогда, когда, с одной стороны, до него с востока дошла волна европейской колонизации в Америке и русской колонизации с запада в Азии, и развитие океанической торговли стало втягивать в общий ход истории Японию и Китай.

В Америке и в Австралии европейцы нашли очень слабо населенные страны, жители которых находились большею

частью в диком состоянии. Только в Мексике и Перу сущест­вовала уже довольно развитая варварская культура, истреб­ленная потом утвердившимися в этих двух странах евро­пейцами. От смешения пришлого населения с туземным в Америке образовались новые цветнокожие разновидности человеческого рода, но первенствующая роль на всем мате­рике принадлежит главным образом чистым потомкам европейцев, причем арийское население здесь постоянно увеличивается, благодаря громадной иммиграции из Европы, в которой доля участия падает и на национальности, не име­ющие здесь своих собственных владений; например, в числе переселенцев бывает много поляков, русинов и т. п. Мы уже видели, какие где владения были приобретены европей­скими государствами в Америке, и укажем здесь лишь на то, что большая часть этих колоний освободилась от своих европейских метрополий, организовалась в самостоятельные государства и ввела у себя республиканскую форму правле­ния. Период освобождения американских колоний — по­следняя четверть XVIII и первая четверть XIX в., причиною же сепаратистических движений была своекорыстная поли­тика метрополий. Первыми освободились английские коло­нии в Северной Америке, организовавшиеся в федеративную республику Соединенных Штатов, самое замечательное по своему экономическому процветанию и своей культурности, по своему политическому могуществу и своей внутренней свободе государство Нового Света, успевшее в короткое время опередить многие нации в самой Европе. Испанские колонии в Южной Америке обнаружили стремление к независимости в самом начале XIX в., и в 1808—1814 гг. не хотели призна­вать ни Иосифа Бонапарта, посаженного на испанский пре­стол Наполеоном, ни кадикских кортесов, которые создали знаменитую конституцию 1812 г. Во время наполеоновских войн они стали фактически независимыми и потому с реста­врацией Бурбонов в лице Фердинанда VII не захотели вер­нуться под власть метрополии. Бывшие испанские колонии тоже превратились в республики. Среди европейских коло­нистов не было представителей старых династий, и отло­жение колоний сопровождалось введением

республиканского строя. Единственное исключение составляла Бразилия, которая, сделавшись независимым от Португалии государ­ством, сохранила, однако, сначала монархическое устройство. Объясняется это, впрочем, чисто случайною особенностью истории отложения Бразилии. Объявленный Наполеоном лишенным престола португальский король Иоанн VI бежал со всем семейством в Бразилию, где уже началось брожение против метрополий. Когда король вернулся в Португалию, регентом Бразилии был оставлен его сын Педро, уже раньше примкнувший к национальному движению. Вскоре затем, в 1822 г., он и сделался конституционным императором Бразилии. Монархия, однако, просуществовала в этой стране не до самого конца XIX в.. и в 1889 г. она превратилась в республику. Попытка, сделанная в шестидесятых годах XIX в. Наполеоном III основать империю в Мексике, как известно, имела весьма печальный финал. Таким образом во всей Америке установился республиканский режим с приме­нением в наиболее важных государствах федеративного принципа, приводящего к сочетанию внешнего могущества с широкой внутренней свободой. К несчастью, не везде республиканский режим создал прочные порядки, и амери­канские республики испанского происхождения большею частью подвержены внутренним раздорам и переворотам. Кроме того, на истории Америки с особою резкостью прояви­лось культурное превосходство передового протестантизма над реакционным католицизмом, и протестантские, англо­саксонские колонии оказались выше католических, роман­ских. Любопытно, например, что одна из них, Парагвай, долгое время была настоящим теократически-патриархальным царством испанских иезуитов. Вообще культурные противоположности, выработавшиеся в Западной Европе, перешли и в Америку, где нередко получили даже даль­нейшее развитие, а в иных случаях и обострение.

Экономическое и культурное развитие новых обществ европейского типа в западном полушарии

Колонисты являлись в Америку, что называется, не с пус­тыми руками, но приносили с собою из Европы все, что составляет материальную, общественную и духовную куль­туру общества. Здесь, на новой почве, среди новых условий быта, конечно, многое изменялось в этой культуре, но основы ее оставались те же. Широкая политическая и религиозная свобода, господствующая в Соединенных Штатах Северной Америки, имеет, например, английское происхождение: ее принесли сюда гонимые на родине за свою веру и свои убеж­дения англичане XVII в., и история великой заатлантической республики до известной степени есть поэтому только продол­жение истории ее европейской метрополии, Англии. С этой точки зрения стоит бросить общий взгляд на историю Северо-Американских Соединенных Штатов, культура которых, европейская в основе своей, достигла замечательного развития.

Первоначальную территорию этого государства составляла теперешняя восточная окраина Союза, распространившегося в XIX в. до противоположного берега Америки у Великого океана. Здесь, на этой прибрежной полосе, у Англии с нача­ла XVII в. образовалось, как известно, тринадцать колоний, между которыми уже на первых же порах существовали значительные несходства во всем внутреннем быту. В южной части этой территории земля принадлежала крупным соб­ственникам англиканского исповедания, которые вели плантаторское хозяйство, возделывая при помощи рабов-негров табак, сахарный тростник, хлопчатник и рис. Нао­борот, колонии, лежавшие севернее, были населены мелкими собственниками, державшимися строгого пуританизма. Первая из этих колоний, Массачусетс, возникла во время гонений на пуритан при Иакове I, и основателями ее были индепенденты. Пенсильванию основали несколько позднее квакеры и т. п. Пуритане «Новой Англии», как назывались главные их колонии, принесли с собою в Америку религи­озные и политические идеи, за которые боролись и страдали

на родине, и устроились на новых местах в виде своего рода демократических республик. Здесь именно самые важные дела решались на собраниях всех граждан, вообще везде существовали представительные собрания и более тесные советы, а метрополия ограничивалась лишь назначением губернаторов, не стеснявших местного самоуправления. Колонии мало-помалу стали процветать, и в них начали переселяться из Англии все, кому жилось на родине дурно и кто имел охоту и возможность ее покинуть. Известно, из-за чего и каким образом все эти колонии поссорились со своею метрополией и затем от нее отложились. Когда между Англией и колониями началась война, конгресс уполномо­ченных от отдельных колоний издал знаменитую деклара­цию независимости, в которой объявлял всему цивилизован­ному миру, что колонии отделяются от своей метрополии вследствие того, что ее правительство нарушило естест­венные человеческие права. Эта декларация была составлена в духе идей философии естественного права, господствовав­шей тогда в Западной Европе. Результатом отпадения колоний от Англии было превращение их в независимые Соединенные Штаты Северной Америки; это был как бы первый случай применения на практике новых полити­ческих идей. Отдельные штаты стали вырабатывать себе новые конституции, сохраняя в сущности прежнее свое устройство, но ссылаясь при этом на верховную власть народа, на разделение властей и на другие принципы тогдашней философии. Известно, что дело американских колонистов возбудило к себе сочувствие в Европе. Особенно было сильно это сочувствие во Франции, откуда в Америку поехали волонтеры помогать сражаться за свободу. Равным образом и основание нового государства за Антлантическим океаном произвело большое впечатление в Европе. Оконча­тельное устройство Соединенные Штаты получили в 1789 г., в одно время с началом французской революции. Консти­туция Соединенных Штатов признала за каждой из 13 колоний значение вполне самостоятельного государства со своей собственной конституцией, и лишь для иностранной политики и общих материальных интересов (торговли, путей

сообщения и т. п.), равно как для решения споров между отдельными штатами или гражданами разных штатов были созданы, кроме того, союзные учреждения. Американцы приняли принцип разделения властей. Законодательная власть была отдана конгрессу, состоящему из палаты депу­татов и сената; депутаты выбираются всеобщею подачею голосов в числе, пропорциональном количеству жителей каждого штата, а сенат состоит из уполномоченных от штатов (по два от каждого), избираемых на шесть лет. Исполнительная власть была вручена президенту, которого должны были выбирать на четыре года особые выборщики, тоже назначаемые всеобщею подачею голосов. В сущности это было лишь видоизменение английской конституции, приспособленное к условиям и потребностям страны, но хотя в своем новом устройстве американцы только воспроизво­дили и развивали основные особенности прежних порядков, господствовавших в колониях, в то же время оно было и как бы применением к государственной жизни принципов французской политической философии. В самом деле, Северо-Американские Соединенные Штаты были и во все­мирной истории первою большою и действительно демокра­тическою республикою. Кроме того, в новом государстве восторжествовал индепендентский принцип религиозной свободы. При существовании в стране множества сект было немыслимо установить какую-либо государственную цер­ковь, и это повлекло за собою характерную черту Соеди­ненных Штатов — отделение церкви от государства. Ни штаты, ни весь союз не вмешиваются в Северной Америке в религиозные дела граждан. Главным пятном, долго еще тяготевшим над Соединенными Штатами, оставалось и пос­ле освобождения их от Англии только рабство негров, работавших в плантациях южных штатов, но и оно пало в середине XIX в. Из-за этого вопроса в начале шестидесятых годов указанного столетия чуть было не распался самый союз вследствие нежелания «южан» освободить негров, чего требовали «северяне», но правое дело восторжествовало, и рабство было уничтожено — почти в одно время с отме­ною крепостного права в России.

Самым последним важным фактом в истории Соеди­ненных Штатов является выступление и этого государства на путь колониальной политики и заморских предприятий. В недавней войне с Испанией Северная Америка приобрела некоторые ее колонии, а вслед затем приняла участие и в том усмирении Китая, которое в самом начале XIX в. было предпринято соединенной Европой. В течение всего XIX в. великая республика воздерживалась от приобретения заморских колоний, подобно России расширяя свои пределы сухопутным образом, и защищала принципы невмеша­тельства в европейские дела, вместе с тем охраняя и Америку от европейского вмешательства.

Отпадение Северо-Американских Соединенных Штатов было большим уроком для Англии, которая им и восполь­зовалась, совершенно изменив свое прежнее отношение к колониям. Все они пользуются теперь широким самоуправ­лением, граничащим с полною независимостью. Благодаря этому, Канада и вообще вся самая северная часть Северной Америки находится еще в обладании англичан. То же самое следует сказать и об Австралии, которая в короткое время достигла замечательного развития.

В первый раз европейские корабли пристали к берегам австралийского материка в начале XVII века, а европейская колонизация началась на восточном берегу только в конце ХVIII века, причем поселенцами — недалеко от теперешнего Сиднея — были сосланные сюда в 1788 г. из Англии преступники, всего несколько сот человек. За ними, впрочем, вскоре последовали и свободные эмигранты, и мало-помалу к середине XIX в. число английских колонистов достигло полумиллиона; особенно же стало оно возрастать только к концу столетия. В общем здесь образовалось несколько отдельных колоний, т. е. больших самоуправляющихся областей, в каждой из которых был поставлен особый губернатор, и возник свой парламент. Экономическое и по­литическое развитие австралийских колоний пошло очень быстро вперед во второй половине XIX в. В настоящее время эти колонии уже организованы как представительные демо­кратии, в основу которых положены принципы народного

верховенства и гражданского равенства. Мало того, в их политической жизни осуществлены даже совсем новые, еще нигде раньше не бывшие испытанными начала; например, в некоторых колониях правом избрания в члены парламента пользуются и женщины. Уже с середины XIX в. стала обнаруживаться и потребность в общих для всех австра­лийских колоний федеративных учреждениях. Развитие торговли, проведение железных дорог и т. д. создали множество общих всем колониям интересов и вызвали к жизни, в восьмидесятых годах XIX в., целое федеративное движение, тем более, что ввиду развития как раз в то время колониальной политики европейских держав Австралия стала бояться захватов этими державами соседних островов. В 1885 г. большая часть колоний вошла между собою в соглашение и учредила особый «федеральный совет Ав­стралии», бывший первым шагом к сплочению всех колоний (кроме Новой Зеландии, слишком отдаленной от материка) в федерацию, получившую название Соединенных Штатов Австралии или Австралийской республики. Английский парламент утвердил новый политический строй Австралии в 1900 г., и с первого же дня XX столетия союзные учреж­дения новых «Соединенных Штатов» вступили в законную силу. Образование этой «республики» в общем составе Британской колониальной империи является одним из наибо­лее замечательных примеров общего направления, принятого английскою политикою в ее отношениях к колониям.

Выходит, следовательно, так, что не только в Америке, но и в Австралии западноевропейские культурно-социальные формы получают дальнейшее развитие, и в этом смысле мы и на австралийскую историю должны смотреть как на продолжение английской же истории.

Исторические судьбы Азии и роль европейских народов в отдельных ее частях

От Нового Света в его двух материках обратимся теперь опять к Старому Свету, ко не к Европе, а к самым старым историческим материкам, к Азии и Африке.

Конечно, в других частях света европейцы могли колони­зировать только такие страны, где было много пустых пространств, население отличалось редкостью, культурный уровень его был очень низкий. В главных областях более или менее сплошной европейской колонизации, в Америке и в Австралии, равно как и в Сибири, пришельцы имели дело преимущественно с дикарями, которые в настоящее время большею частью даже вымирают. Такое государство, как Северо-Американские Штаты, образовавшиеся на терри­тории кочевых индейцев, не могло бы возникнуть в старых, густо населенных, достигших известной ступени цивили­зации странах, как Индия. Англичане могли завоевать Индию, основать в ней разные учреждения, наслать туда своих чиновников и купцов и т. п., но они не могли так же ее заселить, как заселили Северную Америку. Старые истори­ческие страны, начиная с северного берега Африки и кончая Японией, сохраняют свое прежнее (туземное или пришлое) население, хотя и находятся часто в политической зависи­мости от европейцев. Что касается до- господства европейцев именно в этой части исторического мира, то в старых владе­ниях Карфагена теперь хозяйничают французы, в Египте распоряжаются англичане, на Малую Азию и Месопотамию имеет большие виды Германия, Персия все более и более входит в сферу влияния России, Афганистан, пока совер­шенно независимый, играет роль государства-буфера между русскими и английскими владениями, Индия принадлежит целиком Англии, а в одной части Индо-Китая утвердились французы. Мало того, европейцы в самое последнее время утвердились в некоторых пунктах Китая, получив от его правительства так называемые «концессии» и разделив между собою сферы влияния.

Между прочим, последнее столкновение соединенной Европы с Китаем интересно и в том отношении, что в нем принимали участие и действовали заодно с Европой не только Северо-Американские Штаты, но и весьма быстро цивилизующаяся с середины XIX в. Япония — событие, открывающее совершенно новую эпоху в мировой по­литике.

Само собой разумеется, что в старых исторических странах с сложившейся уже культурой мы больше имеем дело с дей­ствием старых традиций и так называемых переживаний, чем с явлениями нового порядка, возникновению которых силь­но мешает традиционная культура. Одна только Япония, как было сказано, быстро пошла по пути экономического и тех­нического, даже научного и политического развития. В ней существуют в настоящее время на европейский лад и фаб­рики, и пароходы, и высшие учебные заведения, и перио­дическая пресса, и даже парламент. Но в общем новой культуре иногда бывает очень трудно одолеть старые, живучесть которых тем значительнее, чем эти культуры старше. Китай, Индия, мусульманский мир — это целые, давно сложившиеся, прочно установившиеся, сросшиеся со всею жизнью традиционные системы отношений и общест­венных порядков, воззрений и моральных формул. Все это Восток, тот самый Восток, который мы видели в Египте, в Ассиро-Вавилонии, в древней Персии, в Парфянском или Ново-Персидском царствах, в Арабском халифате, в госу­дарстве монголов, в Оттоманской империи. Запад слишком далеко ушел от этого Востока, чтобы между ними обоими могли установиться отношения учителя и ученика, тем более, что фактически и не в этом заключается суть дела, а в стремлении Запада к господству над Востоком и к извле­чению из него материальных выгод.

Уже не раз отмечалось нами то обстоятельство, что две очень древние восточные страны стояли особняком во всемирной истории, — Индия и Китай, но за последнее время окончился и для них период изолированного сущест­вования.

По отношению к Индии еще можно сказать, что большая ее близость к главной сцене всемирной истории была причиной того, что эта обширная и населенная страна все-таки чаще приходила в соприкосновение с ближайшим к нам Востоком. Западная окраина Индии входила в состав и Персидской, и Македонской монархии, и Бактрийского царства, хотя и тут приходится прибавить, что большая и притом самая важная часть Индии оставалась совершенно

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Колониальных интересов
Включать его в общий процесс истории восточной развитие
Он возложил на свою голову корону священной римской империи
С реформационными стремлениями
Турция в начале нового времени занимала еще все области восточ­ной римской империи половине истории

сайт копирайтеров Евгений