Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Очевидно, речь идет об иероглифических надписях.

Этот штрих легенды напоминает древнегреческую, упоминаемую в «Одиссее» Гомера, легенду об одноглазом великане Полифеме.

Цопк — провинция на юго-западе исторической Армении. О Четвертой Армении см. прим. 120 Книги первой.

Слак — означает «стрела», «острие копья».

Речь вновь идет о сказаниях философа Олимпиодора касательно насе­ления Армении до прихода сюда Хайка и Хайкидов. См. прим. 46—52 Книги первой.

Сарасар — тот же Санасар. См. прим. 156 Книги первой.

Ардзн — область на юго-западе древней Армении.

Клесур — горный проход в хребте Армянский Тавр, тянущемся вдоль южной границы исторической Армении.

Речь идет о провинции Армении Мокк южнее оз. Ван.

Срика — здесь, видимо, от слова сур — «меч», т. е. «меченосец». Означа­ет также «мерзавец», «оборванец».

Кордваци, Андзеваци, Акеаци — жители и нахарарские роды древнеармянских областей Кордук, Андзевацик, Аке, расположенных к юго-востоку от оз. Ван.

Рштуни — нахарарский род, владевший одноименной областью Рштуник на южном побережье оз. Ван.

Голтнеци — житель (области) Голтн и родовое имя нахарара.

Статуи Солнца, Луны и своих предков. Указание на существование в древней Армении, подобно многим странам древности (см. прим. 160), институ­та обожествления и культа царской династии. Боги Солнца и Луны, упомяну­тые здесь, в других случаях у Мовсеса Хоренаци названы греческими именами Апполон и Артемида. Нам хорошо известны и армянские имена этих божеств — это Тир и Анахит. Статуи этих богов были вывезены из Малой Азии для установления в святилище Армавира. В дальнейшем царь Ерванд перенес это святилище в основанный им храмовый город Багаран на реке Ахурян, а оттуда царь Арташес перенес его в Арташат. В III в. н. э, статуи этого святилища — как богов, так и царских предков — были уничтожены захватившим Армению персидским царем Арташиром I.

Город Шамирам — город Ван.

У армянского историка X в. Иоаннеса Драсханакертци, заимствовавшего это место у Мовсеса Хоренаци, имеется такое его продолжение: «а друго­му — указывать на (необходимость) возмездия и законного воздаяния за пре­ступления». По убедительному мнению филолога Ашота Саркисяна, это предло­жение должно было быть представленным в первоначальном тексте «Истории Армении».

Аван — поселение, находящееся по своей величине, населенности и ста­тусу (положению) между городом и деревней; полугород — полудеревня; иног­да — пригород, место торжища.

Столь резкое противопоставление горожан сельчанам Армении V в. не было свойственно: города успели утратить то огромное значение, каким они обладали в древности. Здесь Мовсес Хоренаци сохранил сведения о положении дел в более древние времена, в так называемой эллинистический период (для Армении — III в. до н. э. — III в. н. э.).

Хаштеанк — одна из областей Армении, принадлежавших к «царскому дому», расположенная на среднем течении реки Арацани. Здесь селились млад­шие братья, а также сестры наследника армянского престола, который один продолжал жить вместе с царем при дворе, в центральной провинции государ­ства — Айрарате. Братья и сестры наследника в местах своего проживания получали довольствие от государства и доходы с предоставленных им земель. В дальнейшем, по мере увеличения этого контингента, к землям в области Хаштеанк прибавились и другие земли — в областях Алиовит и Арберани, расположенных на северном побережье оз. Ван. Указанная мера была направ­лена на предотвращение споров и борьбы вокруг вопроса о престолонаследии. Мовсес Хоренаци по разным поводам неоднократно возвращается к проблемам, связанным с этим обычаем.

Тарой — область западнее оз. Ван.

Последователи Анании и Елеазара. В библейском рассказе трое из плененных Навуходоносором евреев в Вавилонии отказались поклоняться золо­тому истукану и были брошены в печь, но не сгорели. Их первоначальные име­на — Анания, Мисаил и Азария, а затем они были переименованы в Седраха, Мисаха и Абденаго (в арм. переводе — Седрак, Мисак и Абеднагов). По дру­гому библейскому рассказу, при селевкидском царе Антиохе Епифане еврей Елеазар отказался отречься от своей веры, есть свинину и т. п. и погиб муче­нической смертью. После него таким же образом были замучены семеро братьев и их мать.

Африкан — историк Секст Юлий Африкан; жил в III в. в Александрии в Египте. Он составил труд «Хронологическое семикнижие», где представил хронологию истории человечества от сотворения мира до 221 г. н. э. Трудом Африкана широко пользовался Евсевий Кесарийский, один из основных источников Мовсеса Хоренаци.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

истории Хоренаци М. История Армении 6 великого
истории Хоренаци М. История Армении 2 великий
Битва александра
Имевшие владения в областях персидского удела
Аполлона александр правителей

сайт копирайтеров Евгений