|
<<< ΛΛΛ >>>
43 Под стягом России: Сборник архивных документов. М., 1992. С. 6.
--------------------------------------------------------------------------------
[176/177]
власть великого князя: «Властью, которую он применяет по отношению к своим
подданным, он легко превосходит всех монархов всего мира; и докончил он также
то, что начал его отец, а именно отнял у всех князей и других влиятельных лиц
все их города и укрепления; всех одинаково гнетет он жестоким рабством, так что,
если он прикажет кому-нибудь быть при его дворе или идти на войну, или править
какое-нибудь посольство, тот вынужден исполнять все это на свой счет; он
применяет свою власть к духовным, так же, как и к мирянам, распоряжаясь
беспрепятственно и по своей воле жизнью и имуществом всех».
Иван III еще подобной властью не обладал. Когда в 1480 г. он покинул свое
войско, стоявшее на Оке и готовившееся остановить нашествие татарского хана, в
Москве горожане встретили его как труса, бежавшего с войны и открывшего татарам
дорогу в столицу. Тридцать лет спустя это казалось уже невероятным. Когда боярин
Берсень стал жаловаться на то, что великий князь решает все дела со своим
любимцем Иваном Шигоней-Поджегиным, ему тут же отрубили голову. Дьяку Федору
Жареному, также выражавшему неудовольствие, отрезали язык, а прежде били кнутом.
Осуждавшего Василия митрополита лишили сана и заточили в монастырь. Митрополитом
стал ученик Иосифа Волоцкого — Даниил. Когда Василий после двадцатилетнего брака
с Соломонией Сабуровой решил развестись, мотивируя желание бесплодием жены,
Даниил, вопреки всем церковным правилам, дал развод и заключил великую княгиню в
монастырь. Он же обвенчал великого князя с юной Еленой Глинской, давшей ему
через четыре года после брака наследника, нареченного Иваном.
Василию III направил свое знаменитое письмо Филофей. Идея обожествления
московского государя и пророчество о Третьем Риме способствуют созданию культа
великого князя. Как рассказывает Герберштейн, когда москвичей спрашивают о
неизвестном им деле, они отвечают: мы того не знаем, знают то Бог да великий
государь.
Традиционной внутренней политике «собирания власти» соответствовала традиционная
внешняя политика, имевшая прежде всего целью «собирание Руси». В 1510 г. Василий
III присоединил к Москве Псков, поступив с купеческой республикой, как его отец
с Новгородом. Псковский летописец рассказывает, что посланник Василия объявил на
вече: «Хотите вы жить по старине, то исполните две воли великого князя: чтобы
веча у вас не было и чтоб сняли вечевой колокол, да приняли двух его наместников
во Псков, а также по пригородам».
[177/178]
Псков принял московский ультиматум, но, тем не менее, по приказу князя, более
300 псковских семей было выслано из города, а их дома, земли, имущество отданы
московским людям. Летописец замечает: «Иноземцы, бывшие во Пскове, не терпя
насилия, разошлись по своим землям». В 1517 г. к Москве была присоединена
Рязань, некогда грозный соперник.
<<< ΛΛΛ >>>
Геллер М. История Российской империи 9 племянник Против новой войны с францией был министр иностранных дел Чарторыйский Сергей соловьев за сто лет до тарле говорит об исторической легитимности возвращения к морю к тому морю Сохранить на протяжении четырех веков большое государство Геллер М. История Российской империи 13 отношения
|
|