|
<<< ΛΛΛ >>>
--------------------------------------------------------------------------------
[48/49]
же, если существовали обязанности сыновей по отношению к отцу, их не было в
отношениях между братьями и их потомками. Нарастание хаоса демонстрируют цифры.
После смерти Ярослава до смерти Владимира Мономаха (71 год) киевский престол
занимали 5 князей (иногда с перерывами — их прогоняли, они возвращались). После
смерти Мономаха до нашествия татар — в течение 115 лет — Киев переходил из рук в
руки 47 раз (иногда тоже с перерывами).
Политическая система осложнялась наличием городов, которые нередко участвовали в
ротации, отвергая полагавшегося им князя, выбирая иного. Летописи полны фактов,
свидетельствующих о роли городских собраний — вече. Князья не обязательно
соглашались с решением вече — образцом прямой демократии, но вынуждены были его
учитывать. Случалось, как, например, в Киеве в 1068 г., что вече изгнало князя:
великий князь Изяслав вынужден был бежать (потом он вернулся), а на его место
горожане посадили другого. К тому же вече собиралось в главном городе и было в
княжестве одно, а князей было, как правило, несколько — по числу взрослых членов
семьи. Дробление в масштабе княжества повторяло дробление в рамках всей русской
земли.
Ротация, ощущение временности пребывания князя на княжеском престоле, снижали
его авторитет, что вело к увеличению значения вече. Постепенно связь местного
князя с управляемой им землей усиливается. Рождается новая идея, которая будет
сформулирована в 1097 г. на княжеском съезде в Любече — идея «отчины»: земли,
которой правил отец, следовательно, ею должен править его сын. Съезд решил:
каждый князь держит свою отчину. В Любече не присутствовали все князья, решения
съезда не были обязательными. Тем не менее, 1097 г. зарегистрировал появление
центробежной тенденции, которая будет непрерывно расти.
Киевская Русь превращается в подобие федерации княжеств, связанных между собой
не политическим договором, но генеалогическими узами. На Руси, по выражению В.
Ключевского, в XII в. правит единая верховная власть, которая не была
единоличной. Киев остается центром, главным городом, не только потому, что он
самый богатый, самый сильный, но и потому, что ротация начинается здесь и ведет
сюда. Вместе с великим князем киевским главную роль в политической жизни играют
его два брата, князья Чернигова и Переяславля. Триумвират старших сыновей
Ярослава и их потомки определяют судьбу империи Рюриковичей.
[49/50]
Согласие между братьями — сыновьями Ярослава — продолжалось недолго. Вскоре
после смерти великого князя начинаются усобицы. Лишь на короткое время братья
объединяются для борьбы с новым врагом, пришедшим из степи. Воинственные
кочевники, известные, как кипчаки (по-тюркски), половцы (по-русски), куманы
(по-гречески), занимают место печенегов. Все XII столетие Русь будет воевать с
ними. До 1222 г., когда появятся монголы, половцы останутся хозяевами русской
степи, побеждая, терпя поражения, активно участвуя в братоубийственных схватках
Рюриковичей. В 1055 г. половцы появляются в Переяславском княжестве, Всеволод
заключает с ними мир. В 1061 г. они приходят снова и остаются, В 1068 г. русские
дружины терпят поражение на р. Альте. Переяславль в руках степняков. Всеволод и
Изяслав бегут в Киев. Третий брат — Святослав — в свой Чернигов, готовить город
к обороне.
<<< ΛΛΛ >>>
Советский историк использует в дополнение неотразимое свидетельство маркса Разгромить последнего хана золотой орды При котором пределы русского государства продвинутся далеко за урал В своих мечтах видел русский мужик они видели свободную россию Подписание мира с францией оказалось временным соглашением коалиции александр
|
|