|
<<< ΛΛΛ >>>
--------------------------------------------------------------------------------
7 Ключевский В. Курс русской истории. М., 1912. Т. 1. С. 147.
8 Готье Ю.В. Хазарская культура// Новый восток. М., 1922. № 8/9. С. 290-292.
--------------------------------------------------------------------------------
[18/19]
Ее лозунгами были: утверждение русского превосходства, борьбы с «преклонением
перед иностранщиной» и «космополитизмом» (иначе — еврейским влиянием). Хазарское
государство оказалось идеальным объектом борьбы за правильное понимание
прошлого, а тем самым и настоящего. В VIII в. хазарский каган Булан вместе с
двором принял иудаизм. Отвергнув ислам, шедший от арабов, и христианство —
религию Византии, каган выбрал нейтральную веру.
Событие, долгие века интересовавшее только историков, превратилось в руках
советских идеологов в средство воспитания народа. В январе 1952 г. «Правда»
опубликовала статью, безжалостно громившую работы проф. М.И. Артамонова,
крупнейшего знатока древней русской истории, автора «Очерков по истории хазар»,
вышедших в 1936 г. В свое время взгляды М. Артамонова, говорившего, в частности,
о влиянии хазар на Киевскую Русь, не обратили на себя внимание властей. 15 лет
спустя ситуация изменилась. Проф. Артамонова, готовившего новое издание своей
книги, обвинили в преуменьшении значения древней русской культуры, в
фальсификации истории, в идеализации хазарского государства. «Хазарский каганат,
конгломерат примитивных племен, не играл никакой положительной роли в создании
Государства восточных славян», — утверждала «Правда». Переработанная «История
хазар» М. Артамонова вышла только в 1962 г., сохранив следы вмешательства
партийного органа. В ней появились выражения «паразитический класс еврейской
окраски», «воинствующий иудаизм» и т.д.
В 1989 г. выходит монументальный труд Льва Гумилева «Древняя Русь и Великая
степь». Автор — историк и этнолог — выбирает особый угол зрения — «рассмотрение
ранней истории Древней Руси как последовательности русско-хазарских связей»9.
Хазарская держава видится им, как место первой встречи двух этносов, которым
предстоит позднее бороться на протяжении веков: евреев и славян (русских),
воплощающих по мысли автора — зло и добро, болезнь и здоровье. «Трагедия
хазарского этноса», — пишет Л. Гумилев, — объясняется тем, что хазары «были
веротерпимы до полной неразборчивости»10. Такая «неразборчивость» дошла до того,
что их каган принял иудейство, а это — сто лет спустя привело к гибели хазарскую
державу, причем смертельный удар нанес ей киевский князь Святослав, разгромивший
(965) столицу Хазарии — Итиль.
--------------------------------------------------------------------------------
<<< ΛΛΛ >>>
Екатерина была чужестранкой Расширения империи желании николай Геллер М. История Российской империи 9 финансов Согласие наполеона на его заключение подтверждало мощь россии Иосиф волоцкий как писатель послания иосифа волоцкого
|
|