Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Современный исследователь русской культуры А.М.Панченко на примере развития литературы показывает истоки этого культурного феномена XVII столетия. В Смуту "словесность – была практически свободна от внелитературных запретов, от правительственного и церковного контроля", а русский писатель "пользовался "свободой слова" и правом идеологического выбора. В оценке персонажей он не зависел от их положения на лестнице социальной, церковной, государственной иерархии, даже если они занимали самые верхние ступени... Это способствовало "открытию характера" в искусстве в целом – открытии, которое стало необратимым завоеванием".

Просвещение и научные знания

В XVII в. возрастает количество грамотных (умевших читать и писать) людей. Так, среди посадского населения было 40% грамотных, среди купцов – 96%, среди помещиков – 65%.

Значительно расширяется деловая письменность, причем квалифицированное делопроизводство велось не только в центральных приказах, но и в земских учреждениях, и даже в вотчинах.

По-прежнему большое распространение имели рукописные книги. А с 1621 г . для царя стала изготовляться рукописная газета "Куранты", состоящая в основном из переводных иностранных известий.

Наряду с рукописными изданиями все более в обиход входила печатная продукция, изготовлявшаяся на московском Печатном дворе. Уже в первой половине XVII в. было выпущено около 200 книг различных названий. Частными лицами стали собираться библиотеки. В 1672 г . в Москве открылась первая книжная лавка. Книгопечатание позволило издавать массовыми тиражами пособия по грамматике и арифметике. Букварь ("Азбука") Василия Бурцева, опубликованный в 1634 г ., впоследствии несколько раз переиздавался. В конце века появился иллюстрированный букварь Кариона Истомина, в 1882 г . – печатная таблица умножения. Для "учебных целей" выпускались также "Псалтыри" и "Часословы".

Грамоте обычно обучали либо в семьях, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Однако все более насущной становилась потребность организованного обучения. Уже в 40-х годах по инициативе одного из видных государственных деятелей

Ф.М.Ртищева была организована школа в московском Андреевском монастыре. В 1665 г . школа для обучения подьячих открывается в Заиконоспасском монастыре, в 1680 г . – основывается школа при Печатном дворе.

Первые школы подготовили открытие в 1687 г . Славяно-греко-латинской академии (первоначально – училища) во главе с греками братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. Академия ставила своей целью обучение "от грамматики, пиитики, риторики, диалектики, философии... до богословия" людей "всякого чина, сана и возраста". Обучение было рассчитано для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.

Что касается научного знания, то развивалась преимущественно его практическая сторона и почти не затрагивалась его теоретическая основа. Например, математические знания связывались с практикой описания земель, торговым и военным делом. Так, "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки" (1621) давал практические сведения по геометрии, механике, физике, химии.

Медицинские знания основывались на народных традициях лечения, а также на опыте переводимых иностранных лечебников и "травников". В Аптекарском приказе были сосредоточены специалисты, умевшие изготавливать лекарства; здесь же производилось обучение фармацевтов и врачей. В 1654 г . в приказе обучались 30 стрельцов, отправленных затем в полки "для лечбы" ратных людей.

Накапливаются и развиваются знания об окружающей природе и мире: астрономические и географические. В середине XVII в. в Россию проникают сочинения, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника.

Еще в первой половине века составляются географические карты. Например, в 1627 г . в Разрядном приказе изготавливается "Книга Большому чертежу", в Новгороде создается "Чертеж... городам русским и шведским до Варяжского моря".

Расширению географических представлений способствовали материалы экспедиций по освоению Сибири (Стадухина, Пояркова, Дежнева, Хабарова, Атласова). После 1683 г . возникло "Описание новые земли, сиречь Сибирского царства". Оно и предыдущие описания и чертежи подготовили труд С.У.Ремизова "Чертежная книга Сибири".

Литература и фольклор

Литература первой половины XVII в. в центре своего внимания имела события Смутного времени. В основном это были публицистические произведений. Так, в конце 1610 – начале 1311 гг. в Москве стала распространяться "Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском". Она была проникнута страстным патриотическим призывом к борьбе с иноземцами, осуждала пособников интервентов. Анонимный автор обращается ко "всяких чинов людям" подняться с оружием на врага. Глубоко скорбит о судьбе, постигшей Отечество, автор другого произведения: "Плача о пленении и о конечном разорении превысокого и пресветлейшего Московского государства в пользу и наказание слушающим" (1612). Неизвестные литераторы того времени обращались и к изображению героев смуты – положительных и отрицательных. Одному из предводителей сопротивления М.В.Скопину-Шуйскому посвящено "Писание о преставлении и погребении князя Михаила Васильевича, рекомого Скопина", а Лжедмитрию I – "Сказание... о Гришке Отрепьеве и о похождении его".

Первыми попытками объяснить причины и события Смутного времени стали "Временник" дьяка Ивана Тимофеева и "Сказание" келаря Тронце-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, а также так называемое "Иное сказание" и сочинения князя И.А.Хворостинина и князя

П.М.Катыревя-Ростовского. Около 1630 г . создастся "Новый летописец", в котором излагались события от смерти Ивана Грозного до возвращения из пленя патриарха Филарета.

"Новый летописец" был одной кз последних русских летописей, в которых на разнообразные сюжеты обязательно накладывалась временная сетка. Так называемые Сибирские летописи ("Есиповская летопись" и другие) представляют собой уже литературно-повествовательные произведения.

Общественно-политическая жизнь России XVII в. отразилась и в произведениях, написанных во второй половине века. Защита самодержавия звучит со страниц трактата Юрия Крижанича "Политика" и сочинений Симеона Полоцкого. Выдающимся памятником русской литературы стало "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное". "Житие" – остросюжетное произведение, в котором автор на примере полной страданий и драматических коллизий собственной жизни повествует о преданности идеалам древней русской жизни и неприятии "латинской" новизны. Его рассказ написан простым языком, повествование ведется динамично и эмоционально.

Своеобразным литературным памятником является сочинение бежавшего в Швецию в 1664 г . подьячего Посольского приказа Григория Котошихина, в котором деловым языком дается подробное (но не всегда объективное) описание русского государстоеппого аппарата.

Новым литературным жанром явилась бытовая реалистическая повесть. В бытовых повестях происходит отход от средневековых представлений о "предопределенной" свыше человеческой судьбе. В них жизнь героя зависит во многом от его личных качеств, таких, например, как ловкость и деловитость. Таким образом, наблюдается поворот к освещению личной жизни людей, более того, возрастает интерес к внутреннему миру человека. Вместе с тем, в центре повествований уже не исторические литературные персонажи, а вымышленные, отсюда – создание чисто литературных образов.

Бытовая повесть XVII в. обращается к судьбам людей разных социальных сред, прежде всего купечества и дворянства. Наиболее значительными произведениями являются "Повесть о Фроле Скобееве", "Повесть о Савве Грудцыне", "Повесть о Горе-Злочастии", "Повесть об Улиании Осорьиной".

Другим новым жанром литературы XVII в. стали сатирические повести. Большинство из них – "Сказание о куре и лисице", "Калязинская челобитная", "Повесть о Карпе Сутулове", "Повесть о бражнике" – своим острием нацелены на быт и нравы церковников. Едко высмеиваются лицемерие и стяжательство духовенства, пьянство и распутство монахов. Объектом сатиры становится и неправый суд с его продажными судьями и беспринципными решениями. Из произведений этого жанра выделяются "Повесть о Шемякином суде" и "Повесть о Ерше Ершовиче".

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Стал новый подъем революционного движения
В деревне
Власть великого киязя ограничивалась прочными традициями
Военные реформы 60-70-х годов необходимость повышения боеспособности русской армии
Отсюда другое название

сайт копирайтеров Евгений