Пиши и продавай! |
[270] Ср. выше, кн. II, 16,5 и прим. В основу содержания этой главы положена кн. Исход (15:27; 16:3-36; 17:1-7). [271] О Говолите и Каменистой Аравии см. выше, кн. II, 1, 2 и прим. [272] Амалекитяне - семитское кочевое племя, обитавшее во II тысячелетии до н. э. на Синайском полуострове. Амалекитяне совершали набеги на Палестину с целью грабежа и угона населения в рабство. На рубеже XI - Х вв. до н. э. подверглись разгрому Саулом и Давидом и были почти целиком истреблены. [273] Ср. Исх. 17:8-16. [274] Ср. Исх. 18:1-12. [275] Ср. Исх. 18:13-26. [276] Предание и арабские комментаторы Корана обставляют акт синайского законодательства массой фантастических сообщений. Сообщается, что во время провозглашения заповедей вся природа, горы, скалы и деревья задвигались и зашатались, откуда якобы и возник обычай евреев раскачиваться из стороны в сторону при чтении Торы. Упоминается и обратное: вся природа в священном ужасе замолкала, когда раздавалось: "Я Господь, Бог твой". По традиции Моисей вовсе не был уверен, что народ отнесется благосклонно к законодательству, имевшему целью нормировать его жизнь. (Перев.) [277] Скрижали - две каменные плиты, на которых были выбиты десять заповедей. Первые скрижали, принесенные Моисеем с Синая, были им разбиты (см. Исх. 32:19). Пришлось изготавливать новые, которые затем хранились как величайшая сокровенность в Святая Святых скинии, а затем в ковчеге завета в Иерусалимском храме. [278] Как известно, такого сочинения Иосиф Флавий не оставил. Возможно, здесь имеется в виду его знаменитое возражение "Против Апиона". Там действительно затрагиваются и местами поясняются законоположения евреев, но систематического разбора Пятикнижия там нет. (Перев.) [279] В основу рассказанного в этой главе легло содержание кн. Исход (19:1-25; 20:1-22; 31:18, 32:1-16). [280] Скиния (евр.- шалаш, куща, палатка) - еврейский походный храм, сооруженный по образцу, указанному Богом Моисею на Синае. Ср. греч. "скене", - место, где разыгрываются ритуальные действия, откуда произошло сцена. [281] Капитель (от лат. capitellum, - головка) - верхняя часть, обычно выступающая, колонны или столба. [282] Виссон - особо дорогая, очень тонкая ткань, из которой делались составные элементы царской и жреческой одежды. В Египте - тончайшее льняное полотно. По Геродоту, виссон сделан из "древесной шерсти", т. е., возможно, из хлопка. В переводе Библии Лютера - шелк. В эпоху Римской империи продавался на вес золота. [283] Фас (от лат. fades - внешность) - лицевая сторона здания. [284] Портал (от лат. porta - ворота) - архитектурно оформленный вход в монументальные общественные и культовые здания. [285] Пилоны ставились перед египетскими храмами и дворцами и состояли из двух башен в форме усеченной пирамиды и ворот между ними. [286] Помимо рассеянных в Библии указаний на устройство скинии, описание последней встречается также у Филона Александрийского (Жизнь Моисея. III), что дало возможность восстановить почти весь план и особенности этого сооружения. Так как данные Флавия играли здесь далеко не последнюю роль, целесообразно передать обобщенное представление о скинии. Ограду двора ее образовали 60 деревянных столбов с бронзовыми подножиями и посеребренными капителями, стоявшими на расстоянии пяти локтей друг от друга. Серебряные кольца и гвозди прикрепляли к верхней части этих колонн, между которыми тянулись деревянные или металлические шесты. Занавес был прикреплен к кольям канатами. По свидетельству Библии и Филона Александрийского, расстояние между входом во двор и входом в скинию было ровно вдвое больше, чем расстояние от входа в скинию до западной стороны ограды, так как святилище занимало последнюю треть всего огороженного пространства. (Перев.) [287] Пурпур - дорогая тонкая шерстяная ткань, названная по драгоценному красителю, добываемому в древности из моллюсков на восточных берегах Средиземного моря. [288] Вообще вход в скинию был закрыт завесою. (Перев.) Император опасался его враждебных действий великого образом |
|
|
|