Пиши и продавай! |
[116] Вероятнее всего, это Танис, построенный на месте и из остатков сооружений более древнего Пер-Рамзеса - города, в сооружении которого участвовали израильтяне и где, по преданию, воспитывался Моисей. Был расположен в дельте Нила на границе Египта и Палестины. Ср.: Чис. 13:23. На короткое время после правления XX династии египетских фараонов (1200-1085 гг. до н. э.) стал столицей страны. [117] Иосифу Флавию, как и многим современным ему историкам, не было известно о шумерских и вавилонских властителях Переднего Востока. Первой известной крупной державой для него была Ассирия. Не известно было ему и о хетто-египетских войнах за господство в Восточном Средиземноморье. [118] Иосиф Флавий произвольно пересказывает Ветхий Завет (Быт. 14), где говорится о присоединении Авраама к войне Содома и Гоморры, вместе с тремя другими городами долины Иордана, против четырех могущественных восточных царей, в числе которых не было правителя Ассирии. По кн. Бытие, Авраам будто бы сражался с коалицией царей-завоевателей, среди которых встречается неожиданное сочетание Амрафеля сеннарского (вероятно, Хаммурапи вавилонского), Тид'аля, "царя народов" (Тутхалияса, царя хеттов?), а также царей Элама и Элласара (Ларсы?). Цари с такими именами действительно правили в указанных государствах, были современниками и входили в число сильнейших правителей тогдашнего мира. И такая победа была одержана Авраамом всего с 318 слугами и тремя союзниками (?!). [119] Совершенно непонятно, что хочет сказать этим Иосиф Флавий. Если здесь нет ошибки в греческом тексте (издатели, однако, единодушно оставляют термин "гиганты"), то можно подумать, что имеются в виду потомки строителей вавилонской башни, которые (см. выше, 4, 3) явились в долину Сеннаар со священной утварью Зевса Эниалия. Связь Зевса с гигантами, подобие судьбы строителей вавилонской башни с судьбой гигантов и титанов, восставших против богов, могли подать повод к этому темному месту. (Перев.) [120] Это теперь Мертвое море. Ср.: "Иуд. война". IV, 8, 3-4. (Перев.) [121] Ср.: Быт. 14:1-12. [122] Ср. ниже, VII, 10, 3, где рассказывается, что здесь, в двух стадиях от Иерусалима, был воздвигнут царем пирамидальный мраморный обелиск. (Перев.) [123] Этот рассказ является оправданием позднейшего заселения Иерусалима предполагаемыми потомками Авраама. [124] Нигде, кроме данного места, не упоминается имени этого знаменитого каменного дуба, который, по преданию, существует здесь с начала миросотворения. Слово "огигос" по-гречески имеет значение "древний", "почтенный". (Перев.) [125] Околобиблейская литература приводит массу подробностей об отношениях Агари к Сарре. Так, например, мы узнаем, что Агарь была дочерью фараона, который подарил ее Сарре в свое время в Египте; что она не была рабой в доме Сарры, а получила от последней свободу перед сожительством с Авраамом, чтобы она могла быть его женою; что Сарра подвергала ее побоям и сглазила ее, так что плод чрева ее преждевременно появился на свет. По этим преданиям, Измаил родился уже от второго зачатия Агари, после ее возвращения из пустыни, и т. д. (Перев.) [126] Ср.: Быт. 16:16-17, 27. [127] Ср.: Быт. 13:13. По археологическим данным, Содом и Гоморра погибли после землетрясения. [128] Ср.: Быт. 18:1-21. [129] Ср.: "Иуд. война". IV, 8, 4. [130] Ср. "Иуд. войну" (IV, 8, 4), где местность названа, однако, Цоара, и "Иуд. древности" (XIV, 1, 4). (Перев.) [131] Быт. 19:31-38. [132] Один из древнейших филистимлянских городов на южной границе страны. [133] Совр. Вирсавия (Беер-Шеба) - город и местность на юге Палестины; это название может быть переведено двояко - как "колодезь семи" и как "колодезь клятвы". Здесь пересказан эпизод из кн. Бытие (21:25-34). В другом месте (Быт. 26:26-33) ситуация в целом повторяется, однако на этот раз вместо Авраама действует его сын Исаак. Ср.: "Иуд. древности". VIII, 13, 7. См. ниже, I, 18, 2. [134] Вследствие этого арабы обыкновенно подвергали своих детей обрезанию между 6-м и 15-м годом жизни. У евреев восьмой день для этой церемонии назначен потому, что только со второй недели жизни родившееся существо может считаться самостоятельным. Ввиду этого (Исх. 22:30 и Лев. 22:27) допускается жертвоприношение молодых животных не ранее достижения восьмидневного возраста. Впрочем, в случае, если у одной матери уже двое детей умерло от этой операции, обрезание разрешалось на двенадцатый и более отдаленный день. Обрезание - весьма распространенный религиозный обычай, встречающийся во всех частях света. У христиан отменено во времена апостолов. Ср.: "Иуд. древности". VIII, 10, 3. [135] Ср.: Быт. 21:9-20. [136] Ср.: Быт. 21:21; 25:12-18. Сообразно издревле установленному обычаю относительно александр |
|
|
|