Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ляется на так называемую внутреннюю, или ближнюю, тесно связанную с ядром и непосредственно получающую от него импульсы к развитию, и внешнюю, или дальнюю, на которую ядро практически не оказывает мобилизующего влияния. Центр и периферия на любом пространственном уровне связаны между собой потоками информации, капитала, товаров, рабочей силы и т.д., причем именно направления этих потоков определяют характер взаимодействия между центральными и периферийными структурами, превращая пространство в подобие силового поля. Движущей силой или своего рода мотором, обеспечивающим постоянное развитие и воспроизводство системы отношений «центр—периферия», является, по мнению Дж. Фридмана и других исследователей, постоянная качественная трансформация ядра за счет генерирования, внедрения и диффузии новшеств.
Концепции регионального развития 70—80-х гг. уточняют и обогащают понятие «центр». Понятием «центр» фиксируется место генерирования технологических, социальных и других нововведений, тогда как понятие «периферия» служит средой их распространения, ход которого зависит от контактов с центром. Такое разделение функций обычно сопряжено с различиями в концентрации и интенсификации деятельности, в ее видовом составе, в управленческой иерархии территорий, в уровне их развития в целом.
В настоящее время происходит формирование новой парадигмы региональных исследований и региональной политики. Региональное развитие мыслится в основном как саморазвитие на базе учета интересов локального сообщества и возложения ответственности за результаты развития на местные власти*.
В развитых странах Западной Европы и Америки разные стратегии различных политических партий, находящихся у власти, позволяют внедрять самые различные формы и способы региональной политики государства. Кроме того, в Западной Европе практически отрабатывается политика «Европы регионов» (вместо прежней политики «Европы национальных государств»), которая предусматривает развитие межрегионального сотрудничества une национальных границ, создание наднациональных органов региональной политики нового уровня.
См.: Ратнет Н.М., Нестеренко .. Ятнов , Капустина Л.М. Развитие региона. С. 74.

Перевод осуществлен по изд.: Ibn Khaldun. The Muqaddimah: An Introduction ° ""toy/Translated by F. Rosenthal. L... 1958. V. 11. P. 106-107, 292-294.

[Ибн Халдун выделяет несколько основных и взаимосвязанных причин упадка цивилизованной жизни: 1) ослабление отношений взаимной привязанности и солидарности (асабийя), которая дает основу для самоорганизации и единства общества, для кооперации; 2) ослабление влияния религии, которая способствует объединению и согласию людей; 3) отчуждение власти от общества и привлечение к управлению инородных групп; 4) тирания как проявление явного произвола и своеволия, жестокости и нагнетания страха на общество; 5) нарушение принципа справедливости со стороны властей и вследствие социальное расслоение; 6) стремление к роскоши и деградация городской культуры.]

Одно из наиболее серьезных нарушений принципа справедливости, способствующее разрушению цивилизованного устроения: лишение имущества без должной компенсации, несправедливое принуждение людей к выполнению принудительных работ, предъявление неоправданных претензий, наложение обязанностей, не требуемых религией, собирание неоправданных налогов.

[Решения правителя, как правило, отклоняются от принципов справедливости. Обременительные указания, которые людям не под силу, оказывают пагубное воздействие на земные дела. По этой причине

191

люди все менее склонны проявлять повиновение правителю, что ведет к смуте и кровопролитию.]

Рост и усложнение городской жизни несут в себе начала ее разрушения.

[Оседлая городская жизнь ведет к принятию разнообразных прихотей, культивированию соответствующих предметов, распространению ремесел, придающих элегантность различным предметам роскоши. Укоренение привычек к роскоши вызывает стремление к увеличению доходов. Рост многообразия городской жизни ведет к возрастанию расходов. Присущее городской жизни стремление к роскоши подрывает устои хозяйственной деятельности и социального устроения. Как результат усердных, а подчас мучительных попыток удовлетворить потребности, вызванные такими прихотями, возрастают аморальность, злоупотребления, лицемерие, обман — все дозволено ради выгоды, достижимой любыми способами. Люди прибегают к любому мошенничеству для достижения своей цели. Население привыкает ко лжи, азартным играм, мошенничеству, подлогам, воровству, клятвопреступлению и ростовщичеству. Погоня за наслаждением, связанным с роскошью, побуждает многих изведывать все новые формы аморальности, они открыто обсуждают их, отбрасывая всякую воздержанность.]

Город изобилует всякого рода низкими людьми с порочными наклонностями. Они прибегают ко всякого рода уловкам и обману, чтобы защититься от наказаний за свои пагубные дела. В конце концов все это входит в привычку и становится чертой характера.

Комментарии

Выше приведены фрагменты из работы, которая оценивается как первая попытка создания самостоятельной науки об обществе, о роли государства и социальной динамике. Ибн Халдун уже в конце XIV в. приблизился к пониманию принципов цивилизационного устроения общества.

Дополнительно см.: Игнатеико A.A. Ибн-Хальдун.М.,1980.

А. Тойнби. О ХАРАКТЕРЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
КРИТЕРИИ РОСТА ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Является ли критерием роста цивилизации усиливающаяся власть над человеческим окружением? Рост власти над природой и средой?

192

Попробуем рассмотреть вопрос о том, является ли территориальная экспансия достаточным критерием роста цивилизаций? Очевидный признак прогресса в этой области — совершенствование техники. Легко допустить, что существует определенное соответствие между технической вооруженностью общества и успехами в покорении природы. Однако удается ли обнаружить соответствие между совершенствованием техники и социальными достижениями общества?

Согласно доминирующей концепции современной западной социологии, с легкостью усвоенной в обыденном западном сознании, такое соответствие признается как само собой разумеющееся. Более того, предполагаемая последовательность ступеней совершенствования материальной техники берется в качестве показателя прогрессивного развития цивилизации. В этой умозрительной схеме развитие человечества представляется чередой «эпох», различающихся своим технологическим характером. Несмотря на широкую популярность этой классификации, она явно нуждается в критическом пересмотре. И прежде всего она сомнительна именно в силу своей чрезмерной популярности. Обзор ряда фактов и ситуаций выявит с неизбежностью случаи, когда техника совершенствовалась, а цивилизации при этом оставались неподвижными или даже приходили в упадок; будут и примеры противоположного свойства, когда техника не развивалась, а цивилизация была весьма динамичной. <...>

Проследив историю нововведений в сфере военного дела, можно отчетливо видеть, что они сопутствовали не росту цивилизации, а надлому и распаду ее.

Искусство войны — не единственная сфера приложения технической мысли, находящейся в обратно пропорциональной зависимости к общему прогрессу социальной системы.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Представители такой цивилизации
В критерии принадлежности к цивилизации были включены следующие компоненты 1
Религия определяет все от выбора профессии до удовлетворения естественных потребностей человека
Ли влияние
Распространение социализма за пределы западной европы было связано с экспансией цивилизации современности

сайт копирайтеров Евгений