Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Диль Ш. История Византийской империи

ПРЕДИСЛОВИЕ

ГЛАВА I. Перенесение столицы империи в Константинополь и возникновение Восточно-Римской империи (330—518)

I. Перенесение столицы империи в Константинополь и характер новой империи.— II . Нашествие варваров.— III. Религиозный кризис.— IV. Восточно-Римская империя в конце V и начале VI века

Глава II. Правление Юстиниана и Византийская империя в VI веке (518—610)

I. Начало династии Юстиниана.— II. Характер, политика и окружение Юстиниана.— III. Внешняя политика Юстиниана.— IV. Внутреннее правление Юстиниана.— V. Византийская культура в VI в.— VI. Уничтожение дела Юстиниана (565—610)

Глава III Династия Ираклия. Арабская опасность и преобразование империи в VII веке (610—717).

I. Восстановление империи Ираклием.— II. Арабская опасность.— III. Религиозная политика и Запад.— IV. Преобразование империи в VII в.— V. Конец династии Ираклия и упадок империи (685—717)

Глава IV ИСАВРИЙСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ И ДВИЖЕНИЕ ИКОНОБОРЦЕВ (717—867)

I. Восстановление империи при первых двух исаврийских императорах (717—775).— II. Иконоборчество (726—780).— III. Ирина и восстановление иконопочитания (780—802).— IV. Второй период иконоборчества (802—842).— V. Внешняя политика и восстановление империи

Глава V РАСЦВЕТ ИМЕРИИ ПРИ МАКЕДОНСКОЙ ДИНАСТИИ (867—1081)

I. Государи Македонской династии. Укрепление династии (867—1025).— II. Внешняя политика македонских императоров (867—1025).— III. Внутреннее управление империей и византийская культура X  в.— IV. Упадок империи в XI в. (1025—1081)

Глава VI ВЕК КОМНИНОВ (1081 — 1204)

I. Императоры династии Комнинов.— II. Внешняя политика Комнинов (1081—1180).— III. Правление Комнинов и византийская культура XII в.— IV. Византийская империя в конце XII в. (1180—1204).

ГЛАВА VII ЛАТИНО-КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ И ГРЕКО-НИКЕЙСКАЯ ИМПЕРИЯ (1204—1261)

I. Распад Византийской империи.— II. Латино-Константинопольская империя.— III. Греко-Никейская империя.— IV. Отвоевание Константинополя греками.— V. Ахейское княжество

Глава VIII ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ПРИ ПАЛЕОЛОГАХ (1261 — 1453)

I. Положение Византийской империи в 1261 г .— II. Правление Михаила VIII Палеолога (1261—1282).— III. Византийская империя при последних Палеологах (1282—1453).— IV. Византийская культура в эпоху Палеологов

Приложения

СПИСОК ВИЗАНТИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ
ВИЗАНТИЙСКОЙ ИСТОРИИ

ПЕРЕВОД С ФРАНЦУЗСКОГО А. Е. РОГИНСКОЙ
ПОД РЕДАКЦИЕЙ И С ПРЕДИСЛОВИЕМ Б. Т. ГОРЯНОВА
Государственное издательство
ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1948
CHARLES DIEHL
HISTOIRE
de
L EMPIRE BYZANTIN
Paris 1934

I. Перенесение столицы империи в Константинополь и характер новой империи.— II . Нашествие варваров.— III. Религиозный кризис.— IV. Восточно-Римская империя в конце V и начале VI века

I ПЕРЕНЕСЕНИЕ СТОЛИЦЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ И ХАРАКТЕР НОВОЙ ИМПЕРИИ

11 мая 330 года на берегах Босфора Константин торжественно объявил своей столицей Константинополь.

Почему, покидая древний Рим, император переносил резиденцию монархии на Восток? Помимо того, что он лично питал мало склонности к языческому и мятежному городу цезарей, Константин не без основания считал Рим плохо расположенным для того, чтобы удовлетворять новым нуждам империи. Опасность нашествия готов и персов грозила на Дунае и в Азии; сильное в военном отношении население Иллирии могло быть прекрасно использовано для защиты, но Рим был слишком далек, чтобы организовать эту защиту. Это понял уже Диоклетиан, который также почувствовал притягательную силу Востока. Во всяком случае, в тот день, когда Константин основал «новый Рим», начала свое существование Византийская империя. {19}

Вследствие своего географического положения на стыке Европы и Азии, создававшего значительные преимущества военного и экономического характера, Константинополь становился естественным центром, вокруг которого мог группироваться восточный мир. Благодаря отпечатку эллинской культуры, отличавшему ее с момента рождения, а особенно в силу специфического характера, приданного ей христианством, юная столица глубоко отличалась от древней и достаточно ясно символизировала новые стремления и чаяния восточного мира. С другой стороны, в Римской империи уже давно складывалась новая концепция монархии. В начале IV века под влиянием Ближнего Востока превращение было закончено. Из императорской власти Константин постарался создать абсолютную власть по божественному праву. Он окружил эту власть всем великолепием облачения — диадемой и пурпуром, всей помпой этикета, всей пышностью двора и дворца. Считая себя представителем бога на земле, а свой разум — воплощением высшего разума, он стремился во всем подчеркнуть священный характер государя, отделить его от остального человечества, окружив торжественным церемониалом, — словом, сделать царство земное как бы подобием царства небесного.

 

Равным образом для увеличения престижа и силы империи он хотел, чтобы монархия была монархией административной, строго иерархической, точно контролируемой, где весь авторитет был бы сосредоточен в руках императора. Наконец, делая христианство государственной религией, умножая иммунитеты и привилегии церкви, защищая христианство против ереси, во всех случаях оказывая ему свое покровительство, Константин придал авторитету императора особый характер. Заседая среди епископов, «как если бы он был одним из них», выставляя себя призванным стражем догмы и дисциплины, вмешиваясь во все дела церкви, проводя в ней законы и творя суд, организуя ее и управляя ею, созывая соборы и председательствуя на них, диктуя символы веры, Константин, а за ним все его преемники, были ли они православными или арианами, устанавливали взаимоотношения церкви и государства, неизменно руковод -{20} ствуясь одним и тем же принципом. Это было то, что впоследствии назвали цезарепапизмом, — деспотическая власть императора над церковью; и восточное духовенство, духовенство придворное, тщеславное и суетное, послушное и гибкое, без протеста принимало эту тиранию. Все это глубоко укореняло концепцию власти, характерную для восточных монархий, и потому, хотя Римская империя продолжала существовать еще в течение целого столетия — до 476 г ., — хотя вплоть до конца VI в. римские традиции оставались жизненными и действенными даже на Востоке, все же восточная часть монархии объединилась вокруг Константина и в некотором роде осознала себя. Начиная с, IV века, несмотря на внешнее и формальное сохранение единства Римской империи, две ее половины в действительности нередко разделялись под властью различных императоров; и когда в 395 г . умер Феодосий Великий, оставив двум своим сыновьям, Аркадию и Гонорию, наследство, разделенное на две империи, это разделение, подготовлявшееся уже давно, определилось и стало окончательным. Отныне начала свое существование Восточная Римская империя.

II НАШЕСТВИЕ ВАРВАРОВ

В течение длительного периода, с 330 по 518 г ., два тяжелых испытания, потрясшие эту империю, окончательно придали ей ее индивидуальный облик. Первым испытанием было нашествие варваров.

Начиная с III столетия через все границы на Дунае и Рейне из Германии на римскую территорию медленно просачивались варвары. Одни являлись туда небольшими группами в качестве солдат или земледельцев; другие, привлеченные безопасностью и процветанием империи, целыми племенами добивались уступки земель, которые им охотно жаловало имперское правительство. Великое переселение народов, беспрерывно происходившее в неустойчивом германском мире, ускорило этот напор варваров и сделало его наконец устрашающим. Под натиском варваров погибла Западная империя, и вначале можно было предположить, что Византия пострадает от этого ужасающего натиска не меньше, чем Рим. {21}

В 376 г . вестготы, спасаясь от гуннов, явились просить у империи убежища и земли. Две тысячи их расселились на юге Дуная, в Мизии. Они не замедлили взбунтоваться; император Валент, пытавшийся их усмирить, был убит на равнине близ Адрианополя (378); чтобы обуздать их, понадобилась вся энергия и ловкость Феодосия. Но после его смерти (395) опасность возобновилась. Король вестготов Аларих устремился в Македонию; он опустошил Фессалию, Центральную Грецию, проник в Пелопоннес, и слабый Аркадий (395—408) вследствие того, что все византийское войско находилось на Западе, не смог его остановить; когда Стилихон, призванный с Запада на помощь империи, окружил готов в Фолое в Аркадии (396), император предпочел дать им ускользнуть, сговорившись с их военачальником. Отныне на протяжении нескольких лет вестготы были в Восточной империи всемогущими. Они низлагали министров Аркадия, предписывали свою волю государю и хозяйничали в столице, возмущая государство своими мятежами. Но честолюбие Алариха влекло его все дальше на запад; в 402 г . он вторгся в Италию и снова явился туда в 410 г ., захватив Рим; лишь тогда, когда вестготы окончательно разместились в Галлии и Испании, опасность, грозившая Восточной империи, была предотвращена.

Тридцать лет спустя на сцену выступили гунны. Аттила, основатель обширной империи, простиравшейся от Дона до Паннонии, перешел в 441 г . Дунай, захватил Виминаций, Сингидун, Сирмий, Ниш и стал грозить Константинополю. Ослабленная империя вынуждена была согласиться платить ему дань. Несмотря на это, в 447 г . гунны опять появились на юге Дуная; снова начались переговоры. Однако опасность была по?прежнему грозной, и можно было ожидать близкой катастрофы, когда в 450 г . император Маркиан (450—457) бесстрашно отказался от уплаты дани. И на сей раз судьба улыбнулась Восточной империи. Аттила обратил свое оружие на Запад; он вернулся оттуда побежденным и ослабленным. Вскоре после этого поражения он умер, и основанная им империя окончательно распалась (453). {22}

Во второй половине V века остготы в свою очередь вступили в борьбу с империей, которая оказалась вынужденной принимать их к себе на службу, жаловать им земли (462) и осыпать их военачальников почестями и деньгами. Вот почему можно наблюдать, что к 474 г . остготы вмешиваются во все дела империи: именно Теодорих по смерти императора Льва (457—474) обеспечил Зинону триумф над его соперником, оспаривавшим у него трон. Отныне варвары стали более требовательными, чем когда-либо. Попытки сеять рознь между их вождями (479) ни к чему не привели. Теодорих разорил Македонию, стал грозить Фессалонике, требуя все большего, добившись в 484 г . титула консула, угрожая в 487 г . Константинополю. Но и он также дал увлечь себя в Италию, где в 476 г . пала Западная империя, которую догадливый Зинон предложил ему вновь завоевать. Еще один раз опасность, была устранена.

Таким образом, варварское вторжение скользнуло вдоль границ Восточной империи, затронув ее лишь мимоходом; новый Рим устоял и, как бы возвеличенный падением древнего Рима, еще более приблизился к Востоку.

III РЕЛИГИОЗНЫЙ КРИЗИС

Другим испытанием был религиозный кризис.

Ныне довольно трудно понять то значение, которое в IV и V веках имели великие ереси ариан, несториан, монофизитов, так глубоко волновавшие восточную церковь и государство. В них часто усматривают простые споры богословов, с ожесточением пускавшихся в сложные дискуссии по поводу тонких и бессодержательных формул. Но их действительный смысл и значение были иными. Эти споры неоднократно вскрывали политические интересы и столкновения, которым предстояло оставить глубокий след в истории Византийской империи. Они были чрезвычайно важны, кроме того, для выяснения взаимоотношений государства и церкви на Востоке и для определения связи между Византией и Западом; вследствие всего этого они заслуживают внимательного изучения. {23}

Никейский собор (325) осудил арианство и провозгласил, что Христос единосущен богу-отцу. Но сторонники Ария отнюдь не смирились перед анафемой, и IV век был наполнен страстной борьбой между противниками и сторонниками православия — борьбой, в которой участвовали даже императоры. Арианство, вместе с Констанцием победившее на соборе в Римини (359), было сокрушено Феодосием на Константинопольском соборе (381), и с этого момента обозначился контраст между греческим духом, влюбленным в тонкую метафизику, и ясным строем мысли латинского Запада, а также выявилась противоположность между восточным епископатом, послушным воле государя, и твердой, высокомерной непреклонностью римских первосвященников. Завязавшийся с V века спор о единстве во Христе двух природ — человеческой и божественной — еще более подчеркнул эти различия и тем более серьезно взволновал империю, что к религиозной ссоре примешалась политика.

Действительно, в то самое время, когда папы, начиная с Льва Великого (440—462), основывали на Западе папскую монархию, на Востоке патриархи Александрии, в особенности Кирилл (422—444) и Диоскор (444—451), пытались установить папский престол в Александрии. Кроме того, в результате этих смут в борьбе против православия всплывали на поверхность старые национальные распри и все еще живучие сепаратистские тенденции; таким образом с религиозным конфликтом тесно сплетались политические интересы и цели.

 ΛΛΛ     >>>   

Западная политика занимала существенное место в помыслах императора
истории Диль Ш. История Византийской империи 13 сицилии
истории Диль Ш. История Византийской империи 12 императора
Оба первых исавра были очень крупными императорами
На этот раз алексей комнин нанес им на берегу лебурния такое кровавое поражение империи император
истории Диль Ш. Основные проблемы византийской истории

сайт копирайтеров Евгений