<<< ΛΛΛ >>>
Все вечное и в них осталося со мной. .................................
И призраки ушли, но вера неизменна...
А вот и солнце вдруг взглянуло из-за туч.
Владычица-земля! Твоя краса нетленна,
И светлый богатырь бессмертен и могуч.
Не надо думать, что перед нами - всего лишь поэтический образ. Во-первых, в творчестве Соловьева поэзия неотделима от
философии. Во-вторых, те же мысли проводятся и в сугубо
теоретических работах. Так, в статье "О причинах упадка
средневекового миросозерцания" философ пишет: "...Пора признать
и осуществить свою солидарность с матерью-землею, спасти ее от
омертвения, чтобы и себя спасти от смерти"129.
Точно так же и Сергей Булгаков, разрабатывая софийную космогонию, в прямом смысле спускается с небес на
землю, обращаясь к Матери-земле. Начало начал (оно же -
София), оказывается самым близким для каждого человека понятием, объединяющим Мать и Землю и превращающимся в Великую Матерь Землю. "Материя-матерь, меон есть необходимая основа бытия, возникновения и уничтожения. Если что-либо бывает, то необходимо ему из чего-либо возникать и куда-либо возвращаться, ибо безвоздушная область чистого небытия остается за пределами досягаемости. Необходимо материнское лоно, которое есть одновременно и ложесна, <...> и могила. Иначе говоря, это
- Великая Матерь Земля, лик которой греки чтили под именем Деметры; это - та Земля, которую сотворил Господь "в начале", при создании мира (вместе с "небом"). Быв засеменена творческим
да будет, она изводит из своего лона все существующее и обратно приемлет в меональные недра свои все, что "есть земля",
из нее родилось130.
В пронзительных исповедальных воспоминаниях Булгаков увязывает в одно целое софийность Матери-земли и софийность Матери-родины. "Родина есть священная тайна каждого человека, так же как и его рождение. Теми же таинственными и неисследимыми связями, которыми соединяется он через лоно матери со своими предками и прикрепляется ко всему человеческому древу, он связан через родину и с матерью-землей..."131.
Посвящая главный труд своей жизни "Столп и утверждение истины" - Всеблагоуханному и Пречистому Имени Девы и Матери,
Павел Флоренский обращается также и к соответствующей символике Софии-Премудрости: ее венец - это "обычный признак
Земли-Матери в ее различных видоизменениях, выражающий, быть может, ее покровительство человечеству, как совокупному целому"132.
Сходные идеи высказывались и другими русскими философами, в особенности Николаем Бердяевым, Львом Карсавиным и Василием Розановым (последний доводил образ Матери-Земли до образа Матери-Вселенной133.
<<< ΛΛΛ >>>
Вариант одно золотое истории России Демин В. Тайны русского народа В поисках истоков Руси 9 стороны истории России Демин В. Тайны русского народа В поисках истоков Руси 9 девушки К гиперборее родине лабиринтов Название колья
|