Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие

СОДЕРЖАНИЕ

К читателю 5

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ Предмет методы и основные понятия
исторической этнологии 7

1 Историческая этнология и развитие демократии 7

2. Фактуальные основания исторической этнологии 8

3 Работа с фактом в исторической этнологии 9

4. Смыслы раскрываемые фактом 11

5 Традиция порядок и мера 11

6 Понятие о культуроценоэе 13

7 Личность нрав, обычай и норма 16

8 Понятие об антропоценозе 17

9 Исследование повседневности 19

10 Этносы и этничность 20

11 Народная культура в предметном поле исторической этнологии 22

ЛЕКЦИЯ 1. Порождение реальности — герменевтического
пространства жизни 24

1 Звук и речь — это побуждение 24

2 Пояс Афродиты и ошибка Эдипа Герменевтика побуждений 26

3 «Край поля» и примирение с природой 28

4 Зеркало Миклухо-Маклая Коммуникативное уплотнение пространства 32

5 Порождение реальности 37

ЛЕКЦИЯ 2. Традиция как жанр и предание 42
1 фрагменты и жанры 42

2 Признаки условия 43

3 Распределение и дарообмен 45

4 Распределительное время и топ традиции 48

5 Ритуал и обряд 51

6 Обычаи 54

7. Менталитет и традиция-предание ................. 54

8. Бахтин и проблема народной культуры как предмет исторической

этнологии ............................ 58

ЛЕКЦИЯ 3. Региональный процесс в исторической этнологии ..... 61
1. Теория «культурных областей» .................. 61

2. Хозяйственно-культурные типы .................. 64

3. Историко-этнографичсские области ................ 66

4. Региональный стиль и культурный дрифт .............. 67

5. Этногенез как территориально-распределительная проблема ..... 69

6. Россия — этноментальное пространство .............. 72

ЛЕКЦИЯ 4. Хозяйственно-культурная дифференциация и этнизация . . 82
Л. Постановка вопроса ........................ 82

2. Теория этнизации ........................ 85

3. Передача этнокультурной информации ............... 87

4. Хозяйственно-психологическая самоидентификация ......... 92

5. Хозяйственно-культурные типы и этногенез ............ 96

ЛЕКЦИЯ 5. Этнонимы ........................ 100
1. Как возникает этноним? ..................... 100

2. Древнейшие этнонимы (предэтнонимы) .............. 105

3. Этнонимы и хозяйственно-культурные типы ............ 107

4. Этнонимы, связанные с развитием коллективного самосознания ... 112

5. Судьба этнонима ......................... 115

ЛЕКЦИЯ 6. Этнический образ .................... 118
1. Этническое сознание и этнический образ ............. 118

2. Индивид и этнос ......................... 122

5. Время и нравы .......................... 126

4. Личностное освоение пространства ................ 131

5. Фантазия и структура этнического образа ............. 135

ЛЕКЦИЯ 7. Локально-этнографические группы ............ 143
1. Локальное и этническое ...................... 143

2. Этнографические группы народов и этногенетический процесс ... 147

3. История «панцирных бояр» .................... 156

ЛЕКЦИЯ 8. Типологизация отдельных реалий культуры ........ 160
1. Общие понятия о типологии и о процедуре типологизации ..... 160

2. Ценностные черты локального этнографического типа ....... 163

3. Иерархия признаков ....................... 167

4. Проблема изофункциональности .................. 169

ЛЕКЦИЯ 9. Окультуренная природа: жилище и пища 177
1 Дом и дорога 177

2. Исторические стили жилища 179

3 Хлеб наш насущный 182

ЛЕКЦИЯ 10. Архетипы вещей 187
1 Общее представление о вещи 187

2. Вещь как жест 190

3 Овещение человека 192

4 Хранилище вещей 195

5 Космология и витальность 199

6 Округлое тело 201

7 Архетип вещи 204

ЛЕКЦИЯ 11. Тело в облачении одежд 209
1 «Внешнее» и «внутреннее» витальное тело 209

2 Стыд и сексуальность 213

3 Свадебный дар головной убор и обувь 216

4 Приманивание счастья одеждой 221

5 Одежда и структуризация времени 230

ЛЕКЦИЯ 12. Кинесика и жесты 233
1 Поза, жест и кинема 233

2. Возможности человеческих рук и ног 235

3 Шаг Майтрейи и теория жеста 236

4 Кинесический опыт человека 242

5 Жесты и символика ног 243

6 Контрагенты жеста 247

ЛЕКЦИЯ 13. Этнология здоровья 249
1 Интенция здоровья 249

2 Типология культур по отношению к здоровью 252

3 Подвижный критерий здоровья 256

4 Гомеостаз организма и роль культуры 261

5 Архетип здоровья и личность 263

6 Заклинание здоровья 269

7 От постулата коллективного здоровья к новой парадигме 273

ЛЕКЦИЯ 14. Демиурги культуры 278
1 Синтагматический распад 278

2 Демиурги — маргинальные существа 281

3 Яд культуры 284

ЛЕКЦИЯ 15. Гость, приносящий благо 287
1 Миф о гостях бога 287

2 Структура гостевания 290

3 Архетип юстевания 294

ЛЕКЦИЯ 16. Женский путь из природы в культуру 297
1 Преодоление токсикоза культуры 297

2 Бездомность и свобода девушек 300

3 О девичьей красоте 303

4 От девичества к материнству 308

5 Женская генеративность 311

6 Культурогенная редуплекация 314

7 «Быть», а не «иметь» 316

ЛЕКЦИЯ 17. Архаическая личность аффекты и витальность 318
1 Заклинание охотника 318

2 Аффекты и проблема зла 322

3 Стыд — залог будущего примирения 325

ЛЕКЦИЯ 18. Смех и истоки культуры 329
1 Юмор индейцев 329

2 Смех богов или обезьян? 331

3 Детский смех

ЛЕКЦИЯ 19. Письмо забвение и память культуры 340
1 Обряды забвения 340

2 Сидение на шкуре быка — образ забвения 344

3 Странный пищевой запрет 346

4 Знаки избыточности 349

5 Скифское послание 352

ЛЕКЦИЯ 20. Письмо в этнической традиции 357

1 Письмо в этническом менталитете (на материале хантыйской культуры) 357

2 Съеденная письменность 363

3 Утрата письменности и миф о собаке 368

4 Письмо и этнический облик 370

5 Письмо и путь к свободе 373

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ И ЛЕКЦИЯМ 1-20 377

ЛИТЕРАТУРА К ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ И ЛЕКЦИЯМ 1—20 384

Этнология призвана в многообразии быта обнаруживать непрерывный исторический процесс. Поэтому историческая этнология расширяет взаимное понимание человеческих культур. Это основное положение данного пособия раскрыто на разнообразных, порою странных реалиях исторического быта. Из сложные семиотические структуры становятся понятны при обращении к ниа с позиции свободы человеческой личности, которая положена в основу антропологического подхода, представленного герменевтикой жизни Поэтому в книге важное место уделено разным сторонам культуры человеческого тела, здоровью, гендерному поведению, особой культурогенной роли женщины. Локальные образования (хозяйственно-культурные типы, историко-этнографические области, стили, этноментальные пространства, этнографические типы и жанры народной культуры) рассмотрены как фрагменты общей историко-этнологической перспективы порождения человеческой культуры.
Курс лекций рассчитан на студентов, специализирующихся на кафедрах этнологии, культурной антропологии и социологии. Оно может служить книгой для чтения всем, кто интересуется историей культуры.
УДК 392(075.8)
ББК 63.5
Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института «Открытое общество» (Фонд Сороса в рамках программы «Высшее образование»
Взгляды и подходы авторов не обязательно совпадают с позицией программ. В особо спорных случаях альтернативная точка зрения отражается в предисловиях и послесловиях.
Редакционный совет: В. И. Бахмин, Я. М. Бергер, Е. Ю. Гениева, Г. Г. Дилигенский, В. Л. Шадрикоп.
В оформлении переплета использован фрагмент картины Бенджамена Вэста
«Встреча Пенна с индейцами» (1781)

ANNOTATION

Ethnology explores the continuity of historical processes in the di-
versity of the everyday life. It regard history as its material In the
result the hole mosaic picture begins to be filled by a meaning
which can be adressed with understanding. The historical ethnology
is a hermeneutics science Which is aimed at enlarging of the mu-
tual understanding of human cultures. This is the basic concept of
this manuel focused on a demonstration of the diversity and simi-
larity of the realities of historical life. Their complex semiotics struc-
tures can function due to the free will of a human personality This
freedom of will constituts the fondation of the anthroplogical ap-
proach developed by the author and represented m the hermeneu-
tics of life. Therefore the lectures devote an important place to
various facets of the culture of the human body, physical health,
gender bahaviour, and the special culturogenic role of the woman
As a result the cultural formation, such as economic-cultural types,
histonc-ethnological areas, styles, the spheres of ethnic mentality,
ethnographic types and genres of popular cultures are desplayed as
fragments of the general historical and ethnological perspectives of
the generation of human cultures.

The issue is planned as a book for student participate in depart-
ments of ethnology, cultural anthropology and sociology It can
surved as a book for general reading for all interested in the his-
torical ethnology

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ

Чеснов Ян Вениаминович (1937) — последователь московской
этнографической школы (школы Д.Н Анучина), ставившей
целью изучение распределения (районирования) культуры Ис-
торико-генетический метод, присущий этой школе, исследователь
стремится обогатить конкретным историзмом Этим вызвана по-
требность изучать семиотику, герменевтику, этнический ментали-
тет, антропологию сознания. Свой подход Я.В. Чеснов осущест-
вляет в полевых исследованиях, развернутых главным образом на
Кавказе и среди этнографических групп русского этноса. Он автор
книга «Историческая этнография стран Индокитая» (1976),
(расширенное издание на немецком языке Берлин, 1985), не-
скольких брошюр и более 200 научных статей

Книги издательства «Гардарика»
можно заказать

по адресу:

107005, Москва, ул Ф Энгельса, д 3/5, стр 6
(ст. метро «Бауманская»)
Тел (095)267-3405 Факс. (095)267-8252

Санкт-Петербург, Невский проспект, д 85/11
(входсул Гончарной, д 11), тел (812)168-9934

Учебное издание

Ян Вениаминов ЧЕСНОВ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭТНОЛОГИИ

Учебное пособие

Редактор И Г Карпас
Издательский редактор Л Б Родкина
Корректор О В Мсхоноишна
Художественное оформление А А Бондарснко
Компьютерная верстка И В Клименко

ЛР № 064323 от 23 11 95

Подписано в печать 5 06 98. Гарнитура Лазурский.
Формат 60 х 901/^ Бумага офсетная Печать офсетная
Уел печ. л 25 Тираж 6000 экз Заказ № 595

«Фирма Гардарика»
107005, Москва, ул. Ф. Энгельса, д 3/5, стр 6

Отпечатано в полном соответствии
с качеством предоставленных диапозитивов
в ОАО «Можайский полиграфкомбинат»
143200, г Можайск, ул Мира, 93

Аскетична ли повседневность в сравнении с праздником? Праздник хоть в чем-то роскошь, избыточность праздничного поведения очевидна. Она нормирована и осознается. Но и в повседневности есть своя избыточность, которая, в отличие от праздничной, не так четко осознается. В повседневном быту используют больший набор блюд, чтобы попить воды могут воспользоваться пивной кружкой, выпить водки не с предназначенной закуской, спать не с предписанным партнером и издавать на музыкальном инструменте гаммы, которые не услышишь на торжественном концерте. Всю эту избыточность, свойственную нормально работающему обществу, вслед за Роланом Бартом назовем гулом.
Гул, различимый среди шумов повседневности, должен быть отнесен к тексту, который сам является побуждением к действию и предпониманием. Этого предпонимания ищут люди, когда заходят в пивной зал. Среди звуков этого зала, в голосе своем и собеседника мы ищем собственную готовность понимать. Тривиальный вопрос русской пивной — «А ты меня уважаешь?» — обращен к самому себе в поиске некоего более высокого уровня личности, конституирующего состояние понимания. Главное в гуле вовсе не речения. Главное — в нем находиться, быть в сообществе, в массе, в монолите.
Человеческая речь сама по себе текст-побуждение. Австралийский охотник, гоняясь за дичью, произносит заклинания, в которых говорится, что он поражает ее в сердце, в печень, в голову и т.д., обращается не к животному, а побуждает себя. Человечество в ходе разработки этого герменевтического средства отточило его суть. Текст-побуждение стал произноситься не на своем

24

языке, а на чужом. Уже в Древнем Египте считалось, что маленькие полосы папируса, исписанные варварскими бессвязными словами, обладают особой чудодейственной силой. Слова чужой речи — абракадабра — звучат в эфиопских, грузинских, европейских заговорах.
По определению Владимира Топорова, в звукоиспускании как в потенции речи уже представлен миф. Этот миф еще без сюжета, без наррации существовал уже у австралийских аборигенов и был актом поэзии. Кстати, по определению Аристотеля, любой поэтический язык должен звучать как иностранный.
Клод Леви-Строс на материале этнографии южноамериканских индейцев доказывает, что звук как таковой (например, стук) является регрессом от культуры к природе. Такой звуковой код включается при добыче дикого меда. Но почему этот факт Леви-Строс интерпретирует как разрыв культуры и природы? Ведь стук при сборе меда — это зов природы войти в культуру. Перед нами примирение с природой — когда в природе находят текст-побуждение, в данном случае звуковой.
И все-таки звук, который в своей сущности выражается не речью, а стуком, за своим кодовым и понятным языком скрывает другой герменевтический язык. Этот язык можно обнаружить, обратившись к некоторым странным обычаям. Вот после удачного выступления артиста раздаются аплодисменты. Воспитанный человек знает этот язык этикета — что надо хлопать руками, а не свистеть или стучать ногами. Но делает он это еще в силу другого языка, законы которого выпадают из сознания. Хлопок — удар. Ударом создают герменевтическое пространство жизни. У многих народов положено новорожденного стукнуть три раза по пяткам. А в Белоруссии при появлении у девочек первых менструаций мать бьет ее по лицу — «чтобы красивее была». На русском Севере и того хлеще: девочка получает удар плетью или хворостиной. Знания передаются хлопком и ударом. У даяков на Калимантане ритуальная специалистка, передавая знания ученице, хлопает в ладоши. А в Древнем Египте говорили, что «уши ученика находятся на спине». На Кавказе был обычай при установлении на земле межевых камней в этих местах сечь подростков, чтобы они до глубокой старости помнили местонахождение границ. Кажется, в Англии битье учеников не отменено и по сию пору. Многие языки несут информацию о том, что знание сопровождается

 ΛΛΛ     >>>   

Культурогенез это
В состоянии культуры такую женщину изолируют от стихий
1971богатырев п г вопросы теории народного искусства м
26пояс один из древнейших предметов обихода человечества человека природой
Посвященных историческому развитию личности
Черчилль У. Вторая мировая война военной истории

сайт копирайтеров Евгений