Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

- Вы еще не такие счастливые, какими я хотел бы вас видеть.
- Мы боимся, что ты отошлешь нас назад, Аслан,- ответила Люси.
- Ты так часто отсылал нас обратно в наш собственный мир.
Клайв Стейплз Льюис "Хроники Нарнии"
Вопрос этот, простой и невинный с виду, подспудно в размышлениях историка присутствует всегда: "Какой толк в твоих ученых занятиях, в чем польза от твоих трудов?" Говоря шире, в чем социальная ценность исторического знания? Какими социальными функциями оно владеет? Какая польза от науки, обращенной в прошлое, уводящей в прошлое, напоминающей о прошлом, прошлое человеческого общества имеющей предметом своего изучения?
Конечно, можно ответить кратко: прошлое - "наш собственный мир", ибо без него нет настоящего. Можно напомнить о прекрасных мыслях, в которых необходимость истории обосновывается ярко и афористично: "История в некотором смысле есть священная книга народов, главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего" (Н. М. Карамзин). Можно рассказать о судьбе последней книги погибшего в фашистском застенке крупнейшего французского историка XX в. Марка Блока, книги, вышедшей после смерти автора и названной "Апология истории". Участник Сопротивления, он писал ее с ясным пониманием, что она будет последней, что жизнь на исходе. Он писал книгу, выросшую из детского желания: "Папа, объясни мне, зачем нужна история?" и взрослого недоумения, услышанного в день вступления немцев в Париж в июле 1940 г.: "Надо ли думать, что история нас обманула?"
Эти ответы и рассуждения будут правильными, но очевидность истины не всегда убедительна, а скептиков,
1*-6894 7

отказывающих истории в полезности и социальной оправданности, немало. К аргументам скептиков тоже стоит прислушаться, тем более что среди них - Гегель и Ницше, Вольтер и Декарт, Поль Валери и Жан Жак Руссо.
Негативное отношение к истории простирается от ее полного неприятия как "самого опасного продукта" интеллектуальной деятельности ученых (П. Валери) до признания неизбежными ее спутниками искажения истины и неправды (Вольтер, как известно, делил всех историков на тех, кто лжет, тех, кто ошибается, и тех, кто просто ничего не знает). Для Рене Декарта главное следствие увлечения прошлым состояло в растущем невежестве относительно настоящего. Гегель, создатель одной из величайших систем философии истории, оставался сторонником мнения о бесплодности исторического знания как знания о единичных, уникальных, неповторимых и преходящих событиях прошлого: единственное, чему мы можем научиться у истории,- это тому, что она никого и ничему не учит. Руссо с большой опаской размышлял о влиянии истории на формирование личности ребенка. В ней больше примеров дурного, чем доброго; картины прошлого, заведомо искаженные, навязывают знания и убивают самостоятельность интеллектуального поиска. В чем-то созвучная с этими рассуждениями мысль Ницше (счастлив только ребенок, и именно потому, что он не способен понимать значения слова "было") обретает глобальные масштабы: "...существует такая степень бессонницы, постоянного пережевывания жвачки, такая степень развития исторического чувства, которая влечет за собой громадный ущерб для всего живого и в конце концов приводит его к гибели, будет ли то отдельный человек, или народ, или культура".
Неприятие истории становится здесь основой миросозерцания, трагического и разрушительного одновременно. И этот трагизм, оборачивающийся то усмешкой, то скепсисом, то гневом, то раздражением, увы, понятен нам сегодня больше, чем еще несколько лет тому назад. Опыт последнего времени - опыт бесспорно жестокий. Радостный оптимизм, порожденный верой в быстрое самоочищение общества, средствами подлинной и правдивой истории в том числе, омрачен пришедшим осознанием того, что историческое знание может унижать, служить орудием разрушения и катализатором ненависти. Аргументы "от истории", звучащие в перерывах между треском автомат
8

ных очередей, право, ничем не лучше "исторических обоснований", включенных в тексты партийных докладов.
И вновь мы оказываемся перед вопросом о ценности истории, понимая уже, что ответ на него не может быть ни простым, ни кратким: он из тех, которые предполагают серьезный, обстоятельный разговор, исключающий согласие в выводах без глубокого анализа отправных посылок и ключевых понятий. Нам предстоит подумать о предмете нашего разговора, о понятии истории. Мы поставим вопросы о сущности исторического факта, попытаемся разобраться в специфике исторического источника, поразмышляем о терминологии исторической науки и о подходах к пониманию исторического процесса, задумаемся над проблемой своеобразия исторического пути России. И только после этого мы сможем вернуться к вопросу, с которого начали: в чем социальный смысл исторического познания?

...Думай о смысле, а слова придут сами!
Льюис Кэрролл "Алиса в стране чудес"
Итак, что такое история?
Вопрос этот, заданный разным людям в разных обстоятельствах, получит разные ответы. Ребенок наверняка вспомнит историю о Красной Шапочке или Коте в сапогах; раздраженная сослуживица, волнуясь, расскажет "ужасную историю", случившуюся с нею в троллейбусе; врач подумает об истории болезни; пожилые супруги вздохнут, охваченные мыслями о молодости и истории их любви.
Для физика слово "история" связано в первую очередь с именами Ньютона, Эйнштейна, Резерфорда и Ландау, тогда как философы начнут размышлять о Конфуции, Платоне и Канте. Говорят, впрочем, не только об истории физики, философии, математики или биологии - изучают историю Земли, Солнечной системы, небесных тел, строительства гидротехнических сооружений и воздухоплавательных аппаратов.
Ясно, что употребляемое таким образом слово "история" к настоящему разговору прямого отношения не имеет. Одно обстоятельство тем не менее обращает на себя внимание и достойно стать поводом для раздумий. "История" - понятие многозначное, охватывающее чрезвычайно широкий круг явлений действительности и жизненных ситуаций.
Многозначность термина, вероятно, определяется уже его происхождением. В самом деле, первоначальное значение слова "история" (от греческого histor - лицо, разбирающее юридические споры) может быть передано широким понятием "исследования", "разыскания". В этом смысле историей можно было бы назвать любую науку и, шире, любую аналитическую деятельность, суть которой в исследовании развивающейся во времени реальности и разыскании истины, также подверженной изменениям. Впрочем, не только книги, но и слова имеют свою судьбу,
10

и вряд ли история когда-либо всерьез усматривала в значении своего самоназвания повод к глобалистским вожделениям и выдвигала требования признать за собой роль единственной науки.
Что всегда считалось объектом изучения истории, так это прошлое. Определение истории как науки о прошлом кажется очевидным, но сегодня оно единодушно отвергается. "Сама мысль, что прошлое как таковое способно быть объектом науки, абсурдна" (М. Блок), "отождествление истории с прошлым недопустимо" (У. Люси). Прошлое охватывает слишком широкий массив явлений, событий и процессов, чтобы быть объектом изучения одной науки. Ясно, что прошлое, взятое во всех его проявлениях, не является предметом только исторического исследования, как не является оно объектом только философского, социологического или геологического изучения.
Объектом исторической науки может считаться лишь человеческое общество во всем многообразии его прошлого, в его развитии и изменении. Общество, ибо история, наряду с социологией, философией, этикой, культурологией, принадлежит к числу социальных наук, наук об обществе. Общество прошлого, ибо история исследует социальную реальность, переставшую или перестающую быть настоящим. Общество во всем многообразии его прошлого, ибо история ищет не только, а может быть, и не столько повторения, типичности в прошедших эпохах и событиях, но - уникальности, единичности, неповторимости. Человеческое общество, ибо история есть наука о человеке, исследующая прошлое общества как процесс, творимый людьми, проявление и результат человеческой деятельности, человеческой субъективности. Общество прошлого в его развитии и изменении, наконец, ибо история видит прошлое сквозь сетку координат, задающих параметры пространства и времени и уже в силу этого делающих тщетной любую попытку анализа социальной реальности как неподвижной, неразвивающейся, неизменной.
Таков предмет исторической науки. Интересно, что объект науки и сама наука обозначаются единым термином. Его многозначность с очевидностью проявляется и здесь. Прошлое человеческого общества называют историей, но историей именуют и науку, это прошлое изучающую.
Совпадение терминов парадоксальным образом сочетается с фактом, быть может, решающим для понимания
11

специфики исторической науки - специфики, которая придает историческому исследованию несомненный драматизм. Историк лишен возможности наблюдать объект изучения непосредственно. Прошлое общества отделено от него временем - иногда тысячелетиями. Оно не дано ему в полном объеме, в богатстве реальной, многообразной социальной жизни. Оно всегда доходит до него в искаженном виде, разница лишь в степени и причинах искажения. Проблема верификации результатов исторического исследования, установления их истинности, обоснования методов анализа является чрезвычайно острой. В XX в. она приобрела даже несомненную болезненность, ибо была поднята на уровень обсуждения вопроса о принципиальной познаваемости прошлого, о пределах и границах исторического знания.

- Но ведь Стремнина не течет по оврагу,- Питер с трудом сдерживал гнев.
- Ваше Величество говорит "не течет",- возразил гном.- Но правильнее сказать - "не текла". Вы знали эту страну сотни или даже тысячу лет назад. Разве она не могла измениться?..
- Мне это не приходило в голову, - сказал Питер.
Клайв Стейплз Льюис "Хроники Нарнии"
Было время, когда история утверждала себя как наука, обладающая специфическими предметом и процедурой познания, и вопросы об истинности исторических фактов историкам даже не приходили в голову. "В ту пору историки питали ребяческое и благоговейное почтение к "фактам". Они жили наивным и трогательным убеждением, что ученый - это человек, который, приложив глаз к окуляру микроскопа, тут же обнаруживает целую россыпь фактов. Фактов, дарованных ему снисходительным провидением. Фактов, созданных специально для него, фактов, которые ему осталось лишь зарегистрировать" (Л. Февр).
Так было в середине XIX в. Знаменитые слова немецкого историка Леопольда фон Ранке об изучении событий так, "как это было на самом деле", вполне могут служить выражением исследовательского кредо историографии тех лет. Именно такими представлениями руководствовались французские ученые Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобос при создании "Введения в изучение истории", которое долгое время было настольной книгой каждого историка. "Наивная" историография (по выражению М.А. Барга) позитивизма с беспредельным доверием относилась к добытым ею фактам истории. Это не значит, конечно, что она безоговорочно верила информации, содержавшейся в имевшихся в ее распоряжении источниках. Напротив, именно в середине XIX в. были выработаны приемы, позволявшие отсеять
13

ложные свидетельства от достоверных, установить степень аутентичности и подлинности источников. Суть дела заключалась не в этом. Считалось, что выдержавшие испытания источники дают определенную сумму фактов, которые тождественны исторической реальности прошлого. Задача историка поэтому сводилась к добросовестному изложению добытых фактов, сообщению их читателю в полном, точном виде, свободном от субъективности интерпретаций и оценок. "Постановка проблем и выработка гипотез была... равносильна предательству - пользовавшийся такими методами историк словно бы вводил в священный град объективности троянского коня субъективности" (Л. Февр).
Историей "ножниц и клея" назвал этот подход один из самых ярких, горячих и бескомпромиссных его критиков - английский историк и философ Робин Коллингвуд. Вера в то, что объективная истина составляется из фактов, данных в источниках, прошедших процедуры строгого и пристрастного анализа на достоверность, представлялась ему ребяческой. Пассивному следованию имеющейся информации Р. Коллингвуд противопоставлял активную мыслительную деятельность исследователя, его интуицию. Историк реконструирует прошлое на основе не столько установления последовательности событий, сколько проникновения в то, что стоит за ними,- в сознание исторических деятелей.
Внешние события могут быть представлены конкретными физическими действиями людей: переход Цезарем реки Рубикон, его убийство заговорщиками в здании Римского сената. Но эти события сами по себе не являются предметом исторического знания. Они интересны историку "только в той мере, в какой они выражают мысли": отвращение Цезаря к республиканской форме правления, столкновение конституционных принципов, отстаиваемых и Цезарем, и его убийцами. "История мысли" и есть "вся история", ее познание - не результат рациональной критики свидетельств источника, а акт "сопереживания", "восстановления", "мыслительной реконструкции" прошлого, которое является в первую очередь реальностью духовной, реальностью мысли познающего субъекта, историка.
Книга Р. Коллингвуда "Идея истории", написанная в 1943 г. и вышедшая из печати лишь в 1961 г., опиралась на традицию, сформировавшуюся в конце XIX в. Если немецкий философ В. Дильтей, подчеркнув активность исследовательской процедуры в истории, определял исто
14

рический факт как факт сознания историка, факт сознания познающего субъекта, то итальянец Б. Кроче придавал важное значение еще одному обстоятельству. Историк, изучающий прошлое, существует в настоящем. Прошлое познается исходя из настоящего и оживает только в настоящем: "Вся история есть современная история, история современности", и лишь в этом смысле она является научной. "Историческая наука, гордящаяся, что она основывается на фактах... живет в детском мире иллюзий. Историк хорошо знает, что смысл прошлого следует искать не в хартиях, остатках прошлого. Его источник - в собственной личности историка" (Б. Кроче). Или, говоря словами другого итальянского историка Э. Сестана, "факт, событие не являются реальностью сами по себе. Факт, о котором ни один человеческий мозг не имеет представления, не является совершившимся".
Такова суть дискуссии - "великого спора" тех, кого принято в историографии называть "позитивистами" и "идеалистами". Аргументов последних вполне достаточно, чтобы омрачить оптимизм первых, основанный на отождествлении исторической реальности и исторических фактов. Если бы так было на самом деле, то история могла бы считаться точной наукой, ничем не отличающейся от математики, физики или химии. Но чем же тогда объяснить часто обращаемое в упрек истории обстоятельство, что различие интерпретаций и оценок даже ключевых событий и процессов является для нее обязательным условием, признаком жизни и симптомом здоровья? "Заприте десять историков в комнате (или в камере), дайте им один и тот же набор источников, и они обязательно придут к десяти различным выводам" (М. Гилдерхус). Почему?
Ответ следует искать и в особой природе исторического факта. В его определении, установлении роль субъективного начала, субъективной мыслительной деятельности самого историка действительно велика. Но не смертельно ли для исторической науки признание факта лишь "духовной конструкцией", субъективной реальностью историка, лишенной объективного содержания? Если это так, то истории следует отказаться от поиска научной истины и честно сказать, что она в лучшем случае,- род искусства, в худшем - форма проявления пустого любопытства, которое сродни любопытству бытовому. Разница только в предмете: кто-то хочет знать, что происходит в квартире соседа, ктото интересуется прошедшими эпохами и бытом королей.
15

Нам представляется обоснованным другое толкование проблемы исторического факта. Исторический факт - "это "узел", "фрагмент", "связь" объективной реальности... независимой в своем бытии и значении от познающего их субъекта" (М.А. Барг). Это объективно существующие факты действительности, находящиеся в определенных пространственно-временных рамках: события, процессы, явления как таковые. Содержание их не зависит от толкования. Оно инвариантно.
Есть вещи, о которых мы никогда не узнаем. Что чувствовал "третий слева в пятом ряду" французского каре в Ватерлоо, когда его командир отвергал предложение о капитуляции? Почему бездействовал Робеспьер накануне роковых для него событий 9 термидора? Кем был Лжедмитрий II?
"Разведчики прошлого - люди не вполне свободные. Их тиран - прошлое. Оно запрещает им узнавать о нем что-либо, кроме того, что оно само им открывает" (М. Блок). Исторические факты доступны историку только в качестве фактов, отраженных в источниках. Они сообщают информацию о событиях, всегда, впрочем, неточную и неполную. Тем не менее историк знает об обстоятельствах взятия Бастилии, казни Карла I Стюарта, убийства Александра II, экономического кризиса 1825 г. в Англии.
Анализ, сопоставление, преобразование этой информации приводят к тому, что рождается научный исторический факт. Он отражает реальность прошлого, реконструирует факты прошлого на основе почерпнутой из источников информации, осмысленной, преображенной его сознанием.
Структура исторического факта может быть представлена следующим образом:
Исторический факт как реальность прошлого
Исторический факт как реальность прошлого, отраженная в источниках
Исторический факт как результат научной интерпретации реальности прошлого, отраженной в источниках
Пришла пора поставить вопрос об историческом источнике. Ибо (вернемся к эпиграфу), если река все-таки текла здесь, хотя бы и тысячу лет назад, должно остаться что-то, напоминающее об этом.

- Это очень важно,- произнес Король, поворачиваясь к присяжным...
- Ваше Величество хочет, конечно, сказать: неважно...
- Ну да,- поспешно сказал Король.- Я именно это и хотел сказать. Неважно.
И забормотал вполголоса:
- Важно-неважно... Неважноважно.
Некоторые присяжные записали "важно", а другие "неважно".
Льюис Кэрролл "Алиса в Стране чудес"
Прошлое доходит до нас в определенных формах, о нем напоминающих. Эти формы обычно и называют историческими источниками. Русло реки, текшей тысячу лет тому назад и определявшей жизнь осваивавшего прибрежные долины народа, его песни и предания, язык и пословицы, орудия труда и предметы быта, хроники и летописи, хартии и тексты договоров, своды законов и записи обычаев - все это является для историков исходным материалом, оперируя которым он познает прошлое.
Одни источники представляют собой часть отошедшей в прошлое реальности, ее реликты (орудия труда, монеты, археологические памятники, культовые здания, грамоты, хартии, соглашения и т.п.). Другие сообщают о прошлом, описывая, оценивая, изображая его (летописи, хроники, художественные произведения, воспоминания, дневники, наставления и пр.). Первые принято называть остатками, дающими непосредственную информацию об исторических событиях, вторые - преданиями, сообщающими о них опосредованно, сквозь призму сознания повествователя.
Такие общие сведения об исторических источниках вряд ли позволят судить о научной ценности и достоверности содержащейся в них информации, о их значении для научного познания прошлого. В самом деле, остается непонятным, как относиться к фактам источников. Как к "кусочку",
17

фрагменту объективной реальности, если речь идет об остатках? Как к факту сознания создателей исторических преданий? Соблазн противопоставить эти виды источников велик, но неплодотворен.
Любой источник является продуктом социальной деятельности людей. Любой источник субъективен, ибо отражает прошлое в форме личных, субъективных образов. Но вместе с тем он представляет собой форму отражения объективного мира, эпох, стран и народов в их реальном историческом бытии. В этом смысле исторические источники могут рассматриваться как основа познания исторической действительности, дающая возможность реконструировать события и явления социальной жизни прошлого.
Значит ли это, что исторические явления и события предстают перед историком "в готовом виде" и ему ничего не остается, как изложить их в своих сочинениях? Если бы так было на самом деле, историческая наука не преодолела бы детских заблуждений и ошибок, оставшись наивной сочинительницей волшебных сказок. К счастью, специфика исторических источников такова, что необходимость их научной критики, анализа, извлечения истинной и определения ложной информации вполне очевидна.
Поставим себя на место историка, вознамерившегося изучить предпосылки, ход, характер и значение судебного заседания, состоявшегося в известное ему время в Стране чудес. В первую очередь он займется поиском источников, главными из которых, бесспорно, станут записи присяжных. И что же? По ключевому вопросу - позиции Короля - их данные разойдутся: ведь некоторые присяжные записали "важно", а другие "неважно".
"Всегда вначале - пытливый дух" (М. Блок): изучение любого исторического источника представляет собой сложную научную задачу, предполагающую не пассивное следование за ним, но активное и пристрастное "вторжение", "вживание" в его структуру, смысл, специфику формы, содержание, язык, стиль.
Чтобы извлечь нужную информацию из источника, субъективно отражающего объективный мир, историку приходится соблюдать ряд условий и правил, приспосабливаться к обстоятельствам, от него не зависящим. Прежде всего нужно определить подлинность источников, находящихся в распоряжении историка. Это требует от него чрезвычайно высокой квалификации. Необходимо знать очень многое: характер письма, писчего материала, особенности языка,
18

его лексики и грамматических форм, специфику датировки событий и употребления метрических единиц...
Но даже доказательство подлинности источника не означает, что историк может без опаски пользоваться содержащейся в нем информацией. Подлинность источника не гарантирует его достоверности. Часто извлеченные из него сведения неточны, ошибочны, ложны. Иногда причины искажения информации очевидны - достаточно, например, задуматься о том, в какой мере был осведомлен автор об описываемых им событиях или какие личные интересы преследовал, участвуя в них. Зачастую в поисках правды историку приходится проделывать скрупулезную работу, выявляя всю совокупность факторов, влиявших на достоверность сообщаемых источниками сведений. Он должен ясно представлять себе обстоятельства появления источника, личные, политические, сословные, религиозные, партийные пристрастия его создателя. Всё это важно для установления истины, без этого не пробиться к объективной основе сообщений источника о событиях.
Определение степени достоверности и подлинности источника составляет важнейшую задачу источниковедческой критики. Трудности работы с источниками этим, однако, не исчерпываются. Как уже было сказано, многое от историка просто не зависит.
Начать с того, что отдельные свидетельства, имеющие для науки огромное значение, вообще не сохранились. Часть из них содержалась в источниках, по разным причинам до нас не дошедшим. Сколько поистине бесценных для историка документов погибло в годы Великой французской революции! В огне костров и пожаров исчезли сеньориальные архивы с протоколами судебных заседаний, записями правовых норм, определявших экономическое и юридическое положение крестьянства. В огне войны 1812 г. был уничтожен список, в котором находился текст "Слова о полку Игореве", великой поэмы, обнаруженной А.И. Мусиным-Пушкиным лишь в конце XVIII в. Невозможно определить, какое количество источников унесли с собой войны, революции, перевороты, стихийные бедствия, трагические происшествия...
Но проблема состоит не только в том, что значительное число важных материалов безвозвратно утрачено. Мышление людей прошедших эпох существенно отличалось от мировосприятия и мировоззрения современного человека. То, что представляется нам случайным, не имевшим серь
19

езных последствий, привлекало их внимание. Многие же стороны общественной жизни, кажущиеся нам чрезвычайно существенными, не нашли достойного отражения в источниках. Мы значительно лучше информированы, скажем, об образе жизни и кодексе чести европейского рыцарства XI-XV вв., чем о социокультурных представлениях крестьян. Нам лучше известна жизнь российского дворянского поместья XVIII в., чем повседневное существование отходника или работного человека уральской горнозаводской мануфактуры. Мы больше знаем о столкновениях правителей и войнах государств, чем о движении цен на пшеницу или вино. Иногда просто удручают лаконичность сведений древнерусских летописей, очень сжатые и в то же время расплывчатые формулировки законодательных источников того времени, краткие регистрации дел в журналах повседневной записи, ведшихся в канцеляриях приказов в правление Алексея Михайловича, или в протоколах английского парламента эпохи Елизаветы I.
Социальные стандарты восприятия и отображения действительности были совершенно иными. Чем дальше мы уходим в глубь времен, тем сложнее становится разобраться с содержащейся в источниках информацией. Историк должен овладеть тайнами такого прочтения источника, которое учитывало бы специфику "культурного кода" эпохи и особенности личности его создателя. Только тогда станет ему доступной и так называемая ненамеренная, косвенная информация, содержащаяся практически в каждом источнике. Искусство историка - это, в частности, и искусство правильно и точно ставить вопросы к источнику.
Скажем, так называемые "покаянные книги", пенитенциалии всегда привлекались историками для характеристики целей, форм и результатов воздействия средневековой католической церкви на общество, на мирян. "Пособия" для священников, помогавшие проводить таинство исповеди, действительно дают очень много материала, позволяющего четко представить, какие сферы общественной и личной жизни находились в сфере постоянного интереса клира: "Не распевал ли ты дьявольские песни, и не участвовал ли в плясках, придуманных язычниками, которых обучил дьявол, и не пил ли ты там и не веселился ли, отбросив все благочестие и чувство любви, как бы в восторге от кончины ближнего твоего? Не гадал ли ты на книгах или на табличках, или на псалтыри и евангелиях, или на чем-то подобном? Не верила
20

ли ты в такую невероятную вещь или не принимала в ней участия, что якобы существует женщина, которая посредством дурных дел и заклинаний способна изменять ум людей, а именно от ненависти к любви и от любви к ненависти?" Вместе с тем они содержат богатейшую ненамеренную информацию о повседневной жизни и духовном мире средневекового крестьянства, куда, казалось, доступ исследователю закрыт, ибо это был мир, "обычно скрываемый официальным христианством" (А.Я. Гуревич).
Понятно, что каждый источник нуждается в глубоком индивидуальном изучении, учитывающем при этом необходимость комплексного исследования всех сохранившихся свидетельств о прошлом человеческого обществе.
Теперь становится возможным дать более полное и точное определение исторических источников. Таковыми можно считать "все, отражающее развитие человеческого общества и являющееся основой для научного его познания, т.е. все созданное в процессе человеческой деятельности и несущее информацию о многообразных сторонах общественной жизни" (И.Д. Ковальченко, С.В. Воронкова, А.В. Муравьев).
Двигаясь все дальше по стрелке, связывающей "исторический факт, как реальность прошлого, отраженную в источниках", и "исторический факт как результат научной интерпретации реальности прошлого, отраженной в источнике", мы выходим из сферы собственно источниковедческих проблем и вторгаемся в область иную. Здесь историк сбрасывает фартук ремесленника - он был нужен тогда, когда отделялись доброкачественные свидетельства от ложных, соскребался толстый слой искажений, мешавших прорваться к крупицам истинной и ценной информации. Уже на этом этапе историк сопоставлял, ставил вопросы, но все это делалось как бы "вчерне", в предварительном порядке, среди хаоса фактов. Короче, это была все-таки "грязная работа". Выполнив ее, историк получает возможность надеть повседневный костюм ученого и, засучив рукава, приняться за научный анализ, интерпретацию, синтез имеющегося материала. Он может теперь строить воздушные замки теорий, решать проблемы и отвечать на вопросы: "почему?", "вследствие чего?", "каким образом?", "было ли это неизбежно?", "с чем это связано?".
Историк становится созидателем. "Разъятая" реальность прошлого, отразившаяся в изученных им источниках, "поверяется гармонией" гипотез, концепций и выводов. Впрочем, здесь, как и везде,- "вначале было слово".

- Меня зовут Алиса, а...
- Какое глупое имя,- нетерпеливо прервал ее Шалтай-Болтай.- Что оно значит?
- А разве имя должно что-нибудь значить? - проговорила Алиса с сомнением.
- Конечно, должно,- ответил Шалтай-Болтай.- К примеру, мое имя. Оно выражает мою суть!.. А с таким именем, как у тебя, ты можешь оказаться чем угодно...
Льюис Кэрролл "Алиса в Зазеркалье"
Вот уж поистине диалог, который, не будь его, следовало бы придумать! "С таким именем, как у тебя, ты можешь оказаться чем угодно",- негодует Шалтай-Болтай. "С таким именем, как у тебя, ты можешь оказаться чем угодно!" - бросает в раздражении историк практически любому понятию или термину, употребляемому в исторической науке.
Язык исторической науки чрезвычайно специфичен. В отличие от естественно-математических дисциплин она не имеет строго упорядоченной и определенной терминологии, исключающей многозначность, двусмысленность, неясность понятийного аппарата.
С известной долей условности можно выделить три "ключа", питающие язык современной истории. Во-первых, это термины и понятия письменных (преимущественно) источников. Любой источник дает множество частных понятий, обязывающих историка установить их смысл, сферу применения и границы использования. Вот, например, краткий перечень терминов, употребленных всего в нескольких главах "Салической правды", записи обычного права салических франков начала VI в.: рейпус, вилла, тунгин, центенарий, малюс, аффатомия, рахинбург, аллод, граф, саце-барон, королевский сотрапезник, трибутарий, посессор...

 ΛΛΛ     >>>   

История в некотором смысле есть священная книга народов
Понимание истории как сложного функционального взаимодействия многих систем
Брайчевский М. Утверждение христианства на Руси истории России

сайт копирайтеров Евгений