Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

410

личались друг от друга. И вместе с тем обе служили, наглядным подтверждением того, насколько изменился «калибр», интеллектуаль ный и духовный масштаб новых руководителей по сравнению с пре дыдущим поколением.

Молотов происходил из интеллигенции, как и многие другие большевистские деятели до него. Тем не менее случалось, что он грешил поверхностными и скороспелыми суждениями, которые, как правило, были не свойственны большинству его предшественников. Он мог, например, с полной убежденностью объявить действия гангстера Аль Капоне (в своем докладе на XVII партконференции) одним из признаков разложения американского капитализма 27 . Что касается качеств политического руководителя, то некоторые близко знавшие его люди в своих мемуарах упрекают его в недостатке такта и из вестной грубости 28 . Под внешне присущим ему профессорским об личьем скрывались настойчивость, огромная работоспособность и упорство, граничившее с бесчувственностью. Несмотря на некоторые неудачи его в провинции, все эти качества позволили ему в начале 20-х гг. в возрасте чуть более 30 лет стать ближайшим по мощником Сталина в Секретариате, а затем окончательно и навсегда стать умелым и верным исполнителем его воли.

Вышедший из семьи еврея-сапожника, Каганович получил более скромное образование, но обладал большей сообразительностью и большими организаторскими способностями. В то же время он был живым воплощением того административного ража и авторитарности, которые Ленин считал столь опасными качествами. Когда он гово рил о смещенных со своих постов работниках — неважно, шла ли речь о профсоюзниках-бухаринцах или об арестованных руководи телях совхозов, — его излюбленная острота была: «Часть их ушла сама, а часть мы "их ушли"». Член партии не может считаться на стоящим большевиком, утверждал он, «если в глубине души у него шевелится червячок сомнения» 29 . В своем восхождении он следовал по стопам Сталина внутри организационного аппарата партии. При исполнении порученных заданий он, подобно тому как было на Куба ни (из-за чего, возможно, Сталин и возлагал на него наиболее трудные миссии), демонстрировал предельную, почти нарочитую жес токость и грубость. То, что в 1933 г . авторитет его был столь высок, само по себе свидетельствовало о суровости того периода.

И, однако, даже в событиях 1933 г . можно различить иную тен денцию, вторую линию развития. Она проявлялась, в частности, в той же самой политике по отношению к деревне. И выразителем ее выступал сам Сталин, что еще не означает его превращения в убеж денного сторонника этой второй тенденции. Спустя считанные недели после январского Пленума, на котором Сталин говорил о колхо зах уже известным нам образом, он в совершенно другом тоне об ратился с речью к участникам Первого съезда колхозников-удар ников, созванного в Москве, где он выдвинул задачу сделать всех колхозников «зажиточными». При этом не без демагогии он добавил,

411

что если они будут трудиться честно, то эту задачу можно осущест вить за какие-нибудь 2—3 года. Это его двойственная позиция была позже синтезирована в часто повторявшемся лозунге: «Сделать все колхозы большевистскими! Сделать всех колхозников зажиточны- ми!» 30 .

До этой цели было еще далеко. И все же некоторые законода тельные меры отчасти облегчили положение деревни. Система сдачи продуктов государству была видоизменена благодаря введению обя зательных заготовительных квот — что-то вроде нового продналога, — которые устанавливались заранее для каждой области, а затем для каждого района и каждого колхоза. Нормы эти были по-прежне му тяжелыми, а кары за невыполнение — суровыми. И все же в це лом это был прогресс по сравнению с предшествующими годами, когда формально методом заготовок продолжала считаться контрактация, а на деле вывозилось все, что имелось в деревне. Сейчас, по крайней мере, колхоз знал, каковы его обязанности и, следовательно, каким количеством каких продуктов он сможет свободно располагать после их выполнения 31 . В голодающих районах зерно на посев было выдано крестьянам из государственных запасов. В мае секретным распоряжением, которое мы уже цитировали, были ограничены аресты и высылки; одновременно эти акции были возвращены под контроль уполномоченных на то судебно-полицейских органов.

Погодные условия на этот раз были благоприятными. Совокуп ность этих факторов в сочетании с энергичной работой политотде лов и инстинктом самосохранения колхозников позволили избежать худшего. Было бы, пожалуй, чрезмерным оптимизмом говорить о подлинном подъеме. Урожай был примерно таким же, как в 1932 г ., и государство забрало не меньшую его часть. Тем не менее ему уда лось получить ее быстрее и с меньшим сопротивлением. На селе при этом осталось больше хлеба, который можно было разделить среди колхозников 32 . Эти внешне противоречивые результаты объ ясняются, вероятно, просто большей организованностью: можно представить себе, следовательно, сколько ресурсов было погублено, растрачено в столкновениях предшествующих годов. Летом были также впервые введены льготные условия для приобретения и выращи вания молодняка колхозниками, оставшимися без коровы.

Промышленное производство выросло в 1933 г . не на 16,5 %, как заранее объявил Молотов, а лишь на 5 % 33 . Кризис стал реаль ностью. И все же после сумятицы предыдущей фазы это был скорее год упорядочения, нежели застоя. Главные усилия направлялись на завершение строительства и введение в строй предприятий, на устра нение самых важных «узких мест». Для достижения этих целей в ход были пущены все средства и приемы, опробованные в годы пер вой пятилетки: соревнование, денежное стимулирование, дисципли нарные меры, обращение к новым и старым техническим кадрам. Нарком тяжелой промышленности Орджоникидзе был самым неуто мимым организатором этой кампании, потребовавшей от партии еще

412

более прямого участия в решении производственных вопросов: в об коме партии в Донбассе, например, была учреждена должность секретаря по углю 34 .

Некоторое улучшение хозяйственной обстановки повлекло за со бой во второй половине года и кое-какую разрядку напряженности в партии. В печати стали вновь появляться статьи бывших оппо зиционеров. Как правило, в них пелись дифирамбы Сталину и осуж дался Троцкий — они питали, следовательно, растущий культ. И это было тоже в новинку. Исключенные годом раньше деятели, вроде Зиновьева и Каменева, по очереди возвращались в партию и к об щественной деятельности, хотя и далеко не на главные посты.

США признают СССР

Еще до истечения года кое-что переменилось и в международном положении СССР. Менялось все хрупкое послевоенное устройство мира. В своем ежегодном докладе ВЦИК Литвинов заявил: «Если можно говорить о дипломатических эрах, то мы, несомненно, стоим сейчас на стыке двух эр». Закончившейся он считал «эру буржуазно го пацифизма» 35 . Уже не только СССР, но и весь мир начинал об суждать вопрос о возможности возникновения новой войны. После воцарения нацизма в Германии последовали известные события: уничтожение евреев, роспуск всех партий, сожжение книг, громоглас ные агрессивные притязания во внешней политике. Теперь програм мы нацистов и их жестокость вызывали тревогу и в капиталисти ческих странах: часть их руководящих кругов поневоле начинала смотреть иными глазами на тот военно-промышленный потенциал, который Советский Союз обеспечивал себе, преодолевая массу труд ностей и противоречий.

Новые тенденции начали проявляться и в среде той зарубежной общественности, которая уже с интересом следила за ходом выпол нения первого пятилетнего плана. Их возникновение стимулирова лось ходом событий на процессе в Лейпциге. По обвинению в поджо ге рейхстага, организованном самими нацистами, были схвачены руководитель болгарских коммунистов Димитров, бывший тогда представителем Коминтерна в Германии, и еще трое коммунистов: два болгарских и один немецкий. Процесс над ними, преднамеренно устроенный в столице бывшей «красной Саксонии», должен был стать обвинительным актом всему мировому коммунистическому движению. Умное и мужественное поведение Димитрова в роли собственного защитника, выдержанное в лучших традициях революционного Движения, позволило ему полностью опрокинуть ход судебного разби рательства. Сам Димитров теперь обличал гитлеровских правителей и их преступления. За процессом, который занял последние месяцы года, в Москве следили с напряженным вниманием. Он находил широкие отклики во всем мире. Как бы резко и неуклонно ни противо стояли коммунисты всем другим политическим партиям, в ходе меж-

413

дународной кампании солидарности с обвиняемыми возникало новое объединение сил, в котором коммунисты уже не были одиноки: к ним присоединялись многие социал-демократы, а затем и наиболее радикальное крыло буржуазно-демократических течений.

Новый курс наметился и в дипломатической деятельности Моск вы. Советский Союз всегда враждебно относился к Версальской системе, которая не принесла ему ничего хорошего. Не было у него и причин менять эту точку зрения, основанную на опыте прошлого. Но с того момента, как деятели, пришедшие к власти в Германии, начали демонстрировать намерение изменить эту систему с помощью новой войны, кое-что стало выглядеть иначе, чем прежде. Сначала Литвинов, а затем Сталин объявили, что СССР воспротивится подоб ной перспективе 36 . Оба выразили интерес к Лиге Наций, из которой тем временем вышли как Япония, так и Германия 37 . Тем самым об рисовалась возможность сближения с Францией и ее восточноевро пейскими союзниками. В рамках бесплодных переговоров о разоружении СССР предложил свое определение агрессии. Ни одна из великих держав не приняла его, однако оно легло в основу конвенций, заключенных со всеми сопредельными государствами на западе и юге, а также со странами Малой Антанты (Чехословакией, Югославией и Румынией), тесно связанными с Францией. Это были пока скромные дипломатические успехи. К тому же на противоположную чашу весов ложились все новые отрицательные факторы: в начале 1934 г . Польша Пилсудского заключила с гитлеровской Германией соглашение, которое представляло собой первый серьезный отход от прежней, профранцузской ориентации Варшавы и одновременно тревожный симптом для СССР.

Главным успехом советской дипломатии было достижение при знания советской власти Соединенными Штатами и установление дипломатических отношений между Москвой и Вашингтоном, где в начале года пост президента занял Рузвельт. Литвинов лично ездил в Америку для ведения и завершения нелегких переговоров. В своих беседах с Рузвельтом он сразу же сделал упор на предупреждающий эффект, который советско-американское соглашение произвело бы на Германию и Японию; президент чутко реагировал на эти доводы, но ответ его был обставлен многими оговорками 38 . Противники сбли жения с СССР были все еще многочисленны в США. Как бы то ни было, 16 ноября состоялся обмен письмами между Рузвельтом и Лит виновым, и было официально объявлено о достигнутом соглашении восстановить отношения. Целых 16 лет минуло с того момента, когда после Октябрьской революции официальные отношения между двумя странами были разорваны. На фоне складывавшейся международ ной обстановки восстановление отношений приобретало большое зна чение. Этим шагом, сказал Рузвельт, может быть проложена грань «между войной и миром на 50 лет» 39 . К сожалению, эта возможность не смогла реализоваться. В Москве, во всяком случае, этот шаг пробудил большие надежды.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бюллетень оппозиции, № 35, с. 26—27.

2 Г. К. Орджоникидзе. Указ, соч., т. 2, с. 466—468; История СССР, т. 9, с. 79, 92;
КПСС в резолюциях, т. 5, с. 118.

3 Так по крайней мере говорилось в одном из плакатов на местах: Archivio
Smolensk , WKP 227.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

История ссср
Восхождение сталина с
Протоколы
Народная республика
истории России Боффа Дж. История Советского Союза 9 резолюциях

сайт копирайтеров Евгений