Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии

Жак Ле Гофф. Предисловие 11

КОРОЛИ-ЧУДОТВОРЦЫ
Предисловие ................................................... 61
Библиография ......................................... 65

I. Общие работы, посвященные королевской власти ... 67
II. Целительная мощь королей: библиографии ........... 67
III. Исцеление золотухи посредством возложения рук: работы, опубликованные до начала XIX века .... 67
§ 1. Сочинения французских авторов .................... 67
§ 2. Сочинения английских авторов ...................... 70
§ 3. Сочинения авторов, живших вне Англии и Франции ................................ 72
IV. Исцеление золотушных посредством возложения рук: сочинения, опубликованные после 1800 г. ........ 73
§ 1. Общие работы ......................................... 73
§ 2. Сочинения, посвященные французскому обряду ................................. 74
§ 3. Сочинения, посвященные английскому обряду .... 75
§ 4. Целительные кольца ................................... 76
§ 5. Святой Маркуль и паломничество в Корбени ....... 77
§ 6. «Королевский знак» ..................................... 78
§ 7. Условные сокращения и датировка ................... 78

Введение .................................................. 79
Книга первая. Истоки ............................... 91

Глава первая. Первые случаи исцеления золотушных посредством возложения рук .............. 93
§ 1. Золотуха ................................................ 93
§ 2. Возникновение французского обряда ............... 95
§ 3. Возникновение английского обряда .............. 109

Глава вторая. Происхождение целительной мощи королей: сакральность королевской власти в начале Средневековья ......................... 121
§ 1. Эволюция представлений о сакральности королевской власти; коронация ............. 121
§ 2. Священное как целительное ....................... 151
§ 3. Династическая политика первых Капетингов и Генриха I Боклерка (Ученого) ..... 155

Книга вторая. Величие и превратности чудотворной королевской власти .......................... 165

Глава первая. Обряд исцеления золотушных больных посредством возложения рук и его популярность до конца XV в. ........................... 167
§ 1. Французский и английский обряды ............... 167
§ 2. Популярность возложения рук .................... 177
§ 3. Исцеление золотушных посредством возложения рук в средневековой медицинской литературе ........................... 199
§ 4. Исцеление золотушных посредством возложения рук в церковной литературе ....... 204
§ 5. Исцеление золотушных посредством возложения рук и соперничество между нациями; попытки подражания ................... 237

Глава вторая. Второе чудо, прославившее английских королей: целительные кольца ............ 251
§ 1. Обряд с целительными кольцами в XIV веке .... 251
§ 2. Легендарные корни ................................. 253
§ 3. Магическое происхождение обряда с кольцами ................................... 258
§ 4. Чудотворная королевская власть присваивает себе магическую процедуру ............ 266

Глава третья. Чудесная и священная королевская власть от возникновения обряда исцеления золотушных посредством возложения рук до эпохи Возрождения .......................... 281
§ 1. Священническая королевская власть ............. 281
§ 2. Проблема помазания ................................ 319
§ 3. Легенды; французский монархический цикл; чудесный елей английских коронаций ............ 329
§ 4. Суеверия; королевский знак; короли и львы ..... 356
§ 5. Заключение .......................................... 370

Глава четвертая. Некоторые смешения верований: святой Маркуль, короли Франции и седьмые сыновья ............. 373
§ 1. Святой Маркуль, его легенда и культ ............. 373
§ 2. Святой Маркуль и чудотворная мощь королей Франции ........................ 396
§ 3. Седьмые сыновья, короли Франции и святой Маркуль ............................ 411

Глава пятая. Королевское чудо во времена религиозных войн и абсолютной монархии ........... 431
§ 1. Чудотворная королевская власть накануне кризиса .................................... 431
§ 2. Возрождение и Реформация ....................... 454
§ 3. Абсолютизм и сакральность королевской власти; последняя легенда французского монархического цикла ............. 475
§ 4. Исцеление золотушных посредством возложения рук в эпоху французского абсолютизма и первых гражданских войн в Англии ........................................ 495

Глава шестая. Закат и смерть обряда возложения рук ............................ 520
§ 1. Как люди утратили веру в королевское чудо .................................. 520
§ 2. Конец английского обряда ......................... 529
§ 3. Конец французского обряда ........................ 539

Книга третья. Критическая интерпретация королевского чуда................ 551

Глава первая и единственная ....................... 553
§ 1. Первые опыты рационалистической интерпретации ................................. 553
§ 2. Почему люди верили в королевское чудо ......... 567

Приложения .................................................. 579

Приложение I. Королевское чудо во французских и английских счетных книгах........... 581
§ 1. Исцеление золотухи посредством возложения рук во французских счетных книгах ............... 581
§ 2. Английские счетные книги ......................... 586
I. Исцеление золотушных посредством возложения рук в английских счетах ........... 588
II. Целительные кольца в английских счетах ...... 598

Приложение II. Иконографические материалы ...... 603
§ 1. Исцеление золотушных посредством возложения рук ................................ 605
§ 2. Освящение целительных колец .................... 613
§ 3. Святой Маркуль и короли Франции ............... 613

Приложение III. Возникновение обряда помазания короля и коронации ........................ 616
1. Королевство вестготов в Испании ................... 617
2. Королевство франков ................................. 618
3. Помазание императора ............................... 619
4. Англия .................................................. 621
5. Кельтские страны ..................................... 625
6. Коронация; объединение в одной церемонии венчания короной и помазания ........... 626
7. Дальнейшее развитие обряда помазания; его исчезновение в Германии .... 628
8. Византийская империя ............................... 631

Приложение IV. Отрывки из «Трактата о коронации» Жана Голена и анализ этого текста .................... 637

Приложение V. Паломничество королей Франции в Корбени после коронации и перенесение раки святого Маркуля в Реймс .......... 653

Добавления и исправления ............................. 657

I. Исконный республиканизм германских народов .......... 657
II. Именование франкских королей священниками...........658
III. Иконография легенды о геральдических лилиях ...... 659
IV. Коронование герцогов нормандских ............... 659
V. Посмертное чудо короля Якова II .................. 661
VI. Gratia gratis data ....................................... 661
VII. Седьмые сыновья или дочери, геральдические лилии и святой Маркуль .......... 662
VIII. Разное .................................................. 663

А. Я. Гуревич. Марк Блок и историческая антропология.
Послесловие. ................................................. 667

Указатель имен ...................................... 679
Список иллюстраций ............................. 711

Предисловие Ж. Ле Гоффа
Послесловие А. Я. Гуревича
Перевод и комментарии В. А. Мильчиной

Издание осуществлено при поддержке Министерства Иностранных Дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве

«ЯЗЫКИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Москва 1998

Блок М.
Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестест-
венном характере королевской власти, распространенных пре-
имущественно во Франции и в Англии / Пер. с фр. В. А. Миль-
чиной. Предисл. Ж. Ле Гоффа. Науч. ред. и послесл. А. Я. Гу-
ревича. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. -
712 с., 6 ил. (вклейки перед титулом и после стр. 160 и 192).
ISBN 5-7859-0057-2

Исследование М. Блока посвящено распространенной во Франции и Англии в Средние века и Новое время вере в то, что прикосновение королевской руки способно излечить больного, страдающего золотухой. Проблема эта может показаться частной, однако одновременно Блок дает ответы на вопросы основополагающие: каково происхождение монархической власти и какие чувства связывают монарха с его подданными; как рождаются и как умирают верования, распространенные в крупных человеческих сообществах; что такое умонастроение народа и как оно эволю-
ционирует. «Короли-чудотворцы» - одна из тех книг, благодаря которым
родилась во Франции «Новая историческая наука», произведшая перево-
рот в гуманитарном знании XX века.
ББК 83.3(4)4

Except the Publishing House (fax: 095 246-20-20, E-mail: lrc@koshelev.msk.su) the
Danish bookseller firm G-E-C GAD (fax: 45 86 20 9102, E-mail: slavic@gad.dk) has an
exclusive right on selling this book outside Russia.
Право на продажу этой книги за пределами России, кроме издательства Шко-
ла «Языки русской культуры», имеет только датская книготорговая фирма
G-E-C GAD.

ББК 83.3(4)4
Б 70
Данное издание выпущено в рамках программы Центрально-
Европейского Университета «Translation Project» при поддержке Ре-
гионального издательского центра Института «Открытое обще-
ство» (OSI - Budapest) и Института «Открытое общество. Фонд
содействия» (OSIAF - Moscow)

5-7859-0057-2
Editions Gallimard. 1983
© В. А. Мильчина. Перевод с фр., 1998
© А. Я. Гуревич. Послесловие, 1998

Словом «золотуха» (ecrouelles), или «скрофулез» (оба названия, и народное, и ученое, происходят от латинского слова «scrofula»), врачи сегодня обозначают туберкулезный аденит, то есть воспаление лимфатических узлов, вызванное бациллами туберкулеза. Само собой разумеется, что до рождения бактериологии такой взгляд на эту болезнь, известную со времен античности, был невозможен. Врачи плохо умели отличать заболевания лимфатических узлов одно от другого; по крайней мере, попытки создать их классификацию – заранее обреченные на неудачу, – которые предпринимали представители тогдашней, еще несовершенной, науки, не оставили никаких следов в повседневном медицинском языке; все эти заболевания обозначались по-французски словом «ecrouelles», а по-латыни «scrofula», или «strumae» (эти два слова обычно считались синонимами). Следует добавить, что воспаления лимфатических желез в большинстве своем имеют в основном туберкулезную природу; следовательно, у тех больных, которым средневековые врачи ставили диагноз «золотуха», современные врачи в большинстве случаев нашли бы то же самое заболевание. Однако народный язык не так точен, как язык медицины; наиболее уязвимые для туберкулеза лимфатические узлы расположены на шее; если их не лечить, образуются нагноения (чирьи) и следы болезни выступают на лице; отсюда заметная в текстах ошибка, когда за золотуху принимают различные заболевания лица и даже глаз .

Туберкулезный аденит довольно широко распространен и в наши дни; как же часто он должен был встречаться в прошлом, когда о соблюдении гигиены не могло быть и речи! Вдобавок в общественном сознании все прочие разновидности аденита отождествлялись с аденитом туберкулезным; имея это в виду, мы сможем понять, как страшно свирепствовала в старину в Европе болезнь, которую тогдашние люди именовали «золотухой». По свидетельству некоторых врачей Средних веков и Нового времени, во многих областях золотуха была хронической болезнью . Золотуха редко бывает смертельной, но если ее не лечить, она доставляет массу неудобств и обезображивает лицо; чирьи неприятны на вид; отвращение, которое они вызывают у окружающих, запечатлено во многих старинных текстах: лицо страдает от «порчи»; язвы источают «смрадный запах»... Бесчисленные больные, страстно жаждущие исцеления, готовые прибегнуть к любым средствам, какие укажет им молва, – вот тот фон, какой непременно должен учитывать исследователь, изучающий историю «королевского чуда».

О том, в чем заключалось это чудо, я уже вкратце упоминал. В старину во Франции золотуху называли «королевской болезнью»; в Англии говорили о «King's Evil». Считалось, что французские и английские короли простым прикосновением руки, совершенным в соответствии с традиционным обрядом, могут исцелять людей, больных золотухой. С каких пор получили они эту чудесную способность? что побудило их заняться врачеванием? каким образом их подданные признали за ними этот дар? На эти сложные вопросы я попытаюсь дать ответ. В дальнейшем мое исследование будет опираться на свидетельства абсолютно достоверные, но здесь, в первой главе, где речь идет об истоках, мы касаемся эпох весьма темных; смиримся же заранее с тем, что нам придется высказывать много предположений; историку позволительно оперировать гипотезами при условии, что он не выдает их за достоверные факты. Прежде всего попытаемся собрать воедино самые древние тексты, повествующие о тех, кого в ту пору именовали «государями-врачевателями». Начнем мы с Франции.

Некоторые врачи до сих пор предостерегают врачей-практиков, имеющих тенденцию принимать заболевания лица за золотуху, от этой ошибки; ср.: Gennes II Browrdel , Gilbert , Girode . Traite de Medecine et de Therapeutique. T. III. P. 596 et suiv. О врачах, принимающих за золотуху болезни глаз, см.: Browne. Adenochairedologia. P. 140 ff.; 149; 168. Ср.: Crawfurd. King's Evil. P. 99.

Относительно Италии (окрестности Лукки) см. свидетельство Арнольда из Вилановы в кн.: Finke H. Aus'den Tagen Bonifaz VIII (Vorreformations geschichdiche Forschungen 2), Munster, 1902. S. 105, n. 2. Относительно Испании см. ниже, примеч. 643.

Первым документом, где совершенно недвусмысленно упоминается исцеление золотушного больного во Франции с помощью «возложения рук», мы обязаны весьма любопытному ученому спору . В начале XII века монахи Сен-Медарского монастыря в Суассоне утверждали, что владеют бесценной реликвией – зубом (по их словам, молочным) Спасителя . Дабы распространить как можно шире славу своего сокровища, монахи написали сочинение, которое до нас не дошло, но о котором мы можем составить представление на основании многих других сочинений такого рода: скорее всего то был сборник рассказов о чудесах, книжечка для паломников, наверняка довольно топорная . Между тем неподалеку от Суассона, в Ножане-су-Куси, жил в то время один из лучших тогдашних писателей, аббат Гвиберт. Природа наделила его умом тонким и справедливым; возможно также, что некий неизвестный нам давний и ожесточенный спор, какие в ту эпоху происходили постоянно, восстановил его против суассонских «соседей» и побудил отстаивать истину еще более страстно. Гвиберт не верил в подлинность прославленного зуба; познакомившись с сочинением, о котором идет речь, он в свой черед взялся за перо, чтобы образумить верующих, введенных в заблуждение сен-медарскими «обманщиками» . Так родился любопытный трактат «Приметы святых»; в Средние века он, судя по всему, пользовался весьма небольшой популярностью (до нас дошла одна-единсгвенная рукопись, возможно переписанная под надзором самого Гвиберта ), однако в наши дни стало очевидно, что автор, хотя и наговорил немало пустяков, выказал довольно изощренный критический ум, бывший в XII веке большой редкостью.

Трактат Гвиберта – сочинение довольно бессвязное, в котором наряду с забавными историями содержится множество разрозненных мыслей о мощах, видениях и вообще о чудесах . Откроем книгу первую. Гвиберт, в полном соответствии с самой ортодоксальной доктриной, развивает в ней мысль о том, что сами по себе чудеса не являются признаками святости. Творит их Господь, а в качестве орудий или «путей» божественный Промысл избирает людей, отвечающих его намерениям, пусть даже эти люди – безбожники. Далее следует несколько примеров из Библии и даже из античных историков, – авторов, которым ученые люди того времени верили почти так же слепо, как и самому Священному писанию: пророчества Валаама и Каиафы, исцеление хромого Веспасианом, море, отступившее перед Александром Македонским в Памфилии, наконец, знамения, неоднократно предвещавшие рождение или смерть государей . В связи с этим Гвиберт добавляет:

«Да что там? разве не видели мы, как повелитель наш, король Людовик, свершает обычное чудо? Собственными глазами зрел я, как больные, страдающие золотухой, с язвами на шее или других частях тела, толпами сбегались к нему и молили его, чтобы коснулся он их рукой, а притом и осенил крестным знамением. Я стоял подле него, совсем близко, и даже защищал его от их докучливости. Король же меж тем выказывал прирожденное свое великодушие; привлекши больных к себе покойной рукою, осенял он их крестным знамением. Отец его Филипп также наделен был сим славным и чудесным даром и пользовал болящих с превеликим пылом, однако ж, не знаю за какие грехи, дара сего лишился» .

Таковы эти несколько строк, которые начиная с XVII века постоянно цитируют все историки «золотухи». Два государя, упомянутые Гвибертом, это, разумеется, Людовик VI и его отец, Филипп I. Какие выводы можем мы сделать из этого отрывка?

Прежде всего вот какой: считалось, что Людовик VI (царствовавший с 1108 по 1137 г.) обладал даром излечивать больных золотухой; больные стекались к нему толпой, а он, без сомнения, сам нимало не сомневавшийся в том, что небеса наделили его чудодейственной силой, исполнял желания больных. Причем подобные сцены происходили не случайно, не были плодом исключительного энтузиазма толпы; нет, мы имеем дело с «обычной» практикой, с регулярным обрядом, уже принявшим ту форму, какая будет ему присуща в течение всего существования французской монархии: король дотрагивается до больных и осеняет их крестным знамением; эти два жеста будут повторяться в такой последовательности и впредь. Гвиберт – очевидец, чье свидетельство нельзя не принять во внимание; он виделся с Людовиком VI в Лане, а может быть, и в других местах; сан аббата давал ему право находиться при государе .

Но этого мало. Чудодейственная мощь не считалась исключительной принадлежностью короля Людовика. Как мы помним, Гвиберт утверждает, что отец и предшественник Людовика, Филипп I, чье долгое царствование (1060 – 1108) переносит нас почти в середину XI века, также обладал ею, но был ее лишен – «не знаю, за какие грехи», стыдливо замечает Гвиберт, преданный династии Капетингов и не склонный выставлять напоказ заблуждения ее представителей. Понятно, впрочем, что имеется в виду внебрачная связь Филиппа с Бертрадой де Монфор. Из-за этого греха короля отлучили от церкви; считалось, что божий гнев покарал его и он заболел разными «постыдными» болезнями ; ничего удивительного, что одновременно он утратил свою способность исцелять других. Эта церковная легенда нас в данном случае не интересует. Для наших целей важен лишь тот факт, что Филипп I – первый государь, относительно которого мы можем утверждать с уверенностью, что он возлагал руки на золотушных больных.

Следует отметить, что текст, для нас столь драгоценный, для своего времени абсолютно уникален. Следующий текст, в котором идет речь об исцелениях, совершенных французскими королями, относится уже к царствованию Людовика Святого (1226 – 1270); впрочем, применительно к этому царствованию в подобных свидетельствах нет недостатка . Если бы сенмедарские монахи не считали себя обладателями Христова зуба, если бы Гвиберту не пришло на ум спорить с ними или если бы его трактат затерялся и не дошел до нас, как это случилось со многими произведениями такого рода, мы скорее всего считали бы первым королем-целителем Людовика Святого. На самом же деле нет никаких оснований полагать, что за период, прошедший между 1137 и 1226 годом, произошли ка кие-то перерывы в использовании чудесного дара. Тексты, касающиеся Людовика Святого, изображают его мощь как нечто традиционное и наследственное. Тем не менее отсутствие письменных свидетельств за целое столетие нуждается в объяснении. Мы попытаемся предложить его позже. Сейчас же, исследуя начальные этапы существования целительного обряда, возьмем на заметку тот вывод, который мы только что сделали: по счастливой случайности до нас дошли несколько фраз писателя XII века, который походя упомянул о том, что его король исцеляет золотушных; другие, менее счастливые случайности могли привести к тому, что подобные сведения о королях более древних до нас не дошли; если бы мы, не произведя дополнительных разысканий, стали утверждать, что Филипп I был первым королем, который исцелял золотушных посредством возложения рук, мы рисковали бы допустить точно такую же ошибку, какую допустили бы, если бы, не имея в своем распоряжении трактата «Приметы святых», назвали создателем целительного обряда Людовика Святого.

 ΛΛΛ     >>>   

Историческое исследование
истории Блок М. Короличудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти 8 больных
Побоялся в свой черед осудить употребление слова святой применительно к византийскому императору
Германский император 735
истории Блок М. Короличудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти 9 император
Блох А. Советский Союз в интерьере Нобелевских премий истории России

сайт копирайтеров Евгений