Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

- персонификация тоталитаризма, сведение тоталитарного общества к нескольким фигурам. Эта особенность имеет как бы двойное значение. С одной стороны, приравнивание тоталитаризма к одной или нескольким персонам обладающим реальной властью в государстве не совсем оправдано, так как тоталитаризм это прежде всего система, хотя и созданная определенными людьми, но способная существовать и без своих создателей. С другой стороны, подробное рассмотрение жизненного пути того же самого Гитлера позволяет найти корни и причины многих его поступков, так как не стоит забывать, что именно его воля определяла внутреннюю и внешнюю политику «Третьего Рейха». Стоит остановиться на наиболее ярких работах, привлеченных при написании дипломной работы. Прежде всего самой доскональной биографией Гитлера является труд западногерманского журналиста Иоахима Феста «Адольф Гитлер» (16). Автору данной биографии достаточно удачно удалось избежать и крайности элементарной рационализации мотивов во многом аномальной личности, и крайности перенесения этих поисков в область подсознательного. Его книга уникальна по глубине проникновения в мотивацию поведния и деятельности Гитлера. Кроме этого, при фундаментальности фактологической основы данной монографиии, автор делает упор не на описании, а на понимание того или иного процесса. Этому вполне соответствует структруа книги, где её концептуальный каркас образуют авторские размышления, вписывающие биографию индивида в контекст эпохи и всемирной истории. Поэтому вполне обоснованно можно заявить, что через личность Гитлера Фест исследует целую эпоху.

Другая, не менее впечатляющая биография Гитлера написана так же не профессиональным историком, а публицистом Джоном Толанлом. Но несмотря на это, материалы, собранные им достойны работы профессионального историка. Все они уникальны: беседы со всем оставшимся в живых окружением фюрера, документы из досье контрразведки США, неопубликованные документы из английских правительственных архивов. Оригинальность изложения биографии Гитлера Толандом(17) состоит в том, что он смотрит на эту фигуру как бы глазами его современников. При этом показательно то, что вначале в глазах многих, если не большинства немцев нацистский фюрер вовсе не был той зловещей фигурой, какой мир его увидел позже. Работа Толанда так же не простое описание жизни одного из диктаторов(18), а попытка взглянуть на мир 30-х годов глазами человека того времени.

Сравнительная биография «Гитлер и Сталин», написаннная Аланом Буллоком является единственным в мире фундаментальным сопоставлением жизнеописания двух диктаторов. Каждый из них, начав жизнь в «глубинке» в полной безвестности, собственными силами, и используя стечение исторических обстоятельств, достиг необъятной и бесконтрольной власти в масштабах великих держав и в значительной части мира.

Всем этим трем работам присущи два недостатка. Во-первых, это недостаточное внимание к социально-экономической проблематике(19); во-вторых, не вполне четко отражено «насколько велика степень участия определенных экономических коугов и таких консервативных групп, как армия и церковь, в провале Веймасркой республики и тем самым, по меньшей мере косвенно, в подъеме национал-социализма»(20).

- психологический подход к историческим событиям. Это наиболее характерно для англоязычной литературы. Наибольший интерес из неё представляют работы английских авторв Блевела «Секс и общество в нацистской Германии» (21), а так же Бессела «Политическое насилие и возвышение нацизма» (22). Эти работы нельзя однозначно отнести ни к истории, ни к психологии, ни к социологии: в них приводится достаточно большой материал, представляющий как бы анализ «среза эпохи». Не случайно в обеих этих работах авторы уделяют большое внимание молодежи и «гитлерюгенду». Именно молодёжь должна была обеспечить прочность и «вечность» национал-социалистического режима, именно из молодёжи нацисты хотели вырастить «нового человека» (особенно это ярко показано в книге Блевелла ).

Собственно, проблема «гитлерюгенда» (23) в отечественной историографии практически не освещена, если не считать указанной выше книги под редакцией Н. С. Черкасова «Германия: фашизм, неофашизм и молодежь», выпущенной издательством Томского университета. При всех плюсах этой работы: богатстве использованных источников, фундаментальной фактололгии, отхода от стандартного понимания классовой сущности нацизма - имеются ряд серьезных промахов. Во-первых, попытка проанализировать два таких непоставимых с точки зрения исторической значимости явления как фашизм и неофашизм никак не объяснена. Во-вторых, полное отсутствие четкой периодизации деятельности «гитлерюгенда». В-третьих, при постановке проблемы в данной работе речь шла о связи германского фашизма с молодёжью в целом, но очень сильный перекос сделан в сторону «гитлерюгенда», при этом почти совсем не уделено внимание таким организациям, как Национал-социалистический союз студентов и «Сила через радость». Как видно, разработка проблемы «гитлерюгенда» в отечественной историографии еще ждет своего часа.

Иная ситуация наблюдается в западной, а прежде всего в германской историографии. Здесь в большинстве исследований, посвященных нацизму вообще, и «гитлерюгенду» в частности, делается упор прежде всего на политическую историю данной организации. Даже в рамках этой работы это можно проследить достаточно четко, что Хизеке, что Клённе или Хеллфельд дают историю «гитлерюгенда» как бы в отрванном от остального мира варианте, не выходя ни на шаг за рамки обозначенной темы.

Работа германского историка Хизеке Х. «От «Перелетных птиц» до «гитлерюгенда»« посвящена молодёжному движению Германии в целом, начиная от романтическо-патриотического движения «Перелетные птицы» до «гитлерюгенда». Собственно автор как и многие другие, чьи труды, использованные в данной работе, историки не выдвинул оригинальной концепции, но его работа является незаменимой с точки зрения наличия фактов. Данная работа состоит из трёх частей: первая посвящена состоянию молодёжных организаций до Первой Мировой войны. Здесь рассмотрены три тенденции в молодежном движении - зарождение «фёлькише», активизация рабочей молодёжи и протипоставление буржуазных молодёжных организаций юношеским организациям рабочей молодежи. Вторая - молодёжной работе в годы Веймарской республики. Здесь прежде всего уделяется особое внимание нарастающему конфликту между рабочей и буржуазной молодёжью, который принимает уже политические очертания - первые становятся на левые позиции, вторые -на центристские. Третья часть посящена собственно «гитлерюгенду». Небольшим минусом данной работы является то, что «гитлерюгенд» как бы выпал из периода Веймарской республики, хотя отрицать тот факт, что он очень сильно отличался от всех других организаций не приходится.

Другой, не менее значительной работой, явяется книга Арно Клённе «Молодёжь в «Третьем Рейхе»«(24). Арно Клённе является чуть ли не патриархом исследования проблем, связанных с «гитлерюгендом». Его концепция никогда не была одинаковой. Если вначале Клённе придерживался точки зрения «автономности» «гитлерюгенда», то затем в более поздних работах он отошёл о этой точки зрения. В данной работе он рассматривает молодёжные организации не оторванно друг от друга, а в комплексе, прежде всего в борьбе «гитлерюгенда» со своими противниками - конкурирующими молодежными организациями. Данной работе не хватает как раз того, что присущее советской историографии - постановки проблемы взаимотношения и влияния на молодёжь, в целом как на социальную группу, национал-социализма.

Совместная работа Хеллфелда и Клённе, названная «обманутое поколение» ,не является чем-то оригинальным, но интересна с точки зрения обильных коментариев к документам и целому ряду источников по истории «гитлерюгенда»(25). Документы зедсь приводятся по различным разделам :молодёжные союзы в «Третьем Рейхе», молодёжная оппозиция, «Свастика над школой», еврейская молодёжь в национал-социалистическом государстве, участие молодёжи в войне, контроль и респрессии молодёжи.

Таким образом, написание данной работы преследовалось несколько целей. Первая - рассмотреть историю организации «гитлерюгенд», с одной стороны, как процесс, присущий молодёжи Германии в целом как социальному слою ; с другой сторны, как историю конкретной организации. Вторая - обозначить тенденции во работе нацистов с молодежью вообще и внутри «гитлерюгенда» в частности. Третья - на основании этих тенденций дать периодизацию истории «гитлрюгенда».

Становление организации «гитлерюгенд» в годы Веймарской республики

Как отмечал западногерманский историк И. Фест: «. .. самым знаменательным был успех НСДАП у молодёжи. Как никакая другая политческая партия она сумела воспользоваться и ожиданиями самого молодого поколе ния, и широко распространенными надеждами на него. Понятно, что поколение 18-30-летних, чьё честолюбие и жажда деятельности не могли реализоваться в обстановке массовой безработицы, переживала кризис крайне болезненно. Будучи радикальными и в то же время склонными к бегству от действительности, эти молодые люди представляли собой огромный агрессивный потенциал» (26). Эта молодёжь презирала своё окружение, родительский дом, учителей, признанные авторитеты, «все ещё отчаянно тоскующие по старым буржуазным порядкам, из которых молодежь давно уже выросла».

На интелектуальном уровне это выразилось в убеждении, что Германия проиграла не только войну, но и революцию - и теперь должна всё это исправить. Молодёжь в большинстве своём презирала республику, которая славила собственное бессилие, а свою слабость и нерешительность рядила в одежды демократической готовности к компромису. Но молодёжь отвергала её пошлый материализм социального государства и её «эпикурейские идеалы «, в которых она не находила ничего из переполнявшего её трагического восприятиия мира(27).

Вместе с републикой молодёжь презирала и традиционный тип партии, который не отвечал пробудившейся в молодёжном движениии жажде «органического сообщества», якобы возникшего на фронтах войны. Недовольство «властью стариков» ещё более усиливалось при виде традиционных центров партий, пребывающих в состоянии частичной оторванности от широких народных масс. Довольно значительная часть молодёжи вступила в коммунистическую партию, хотя узость классового мышления КПГ многим затрудняла вступление в её ряды; другая часть пыталась выразить своё мировоззрение в пёстром по своему составу национал-революционном движении. Большинство же молодёжи, особенно студенты, перешло к нациолнал-социалистам; НСДАП стала естественной альтернативой коммунистам. Из всего пёстрого идеологического набора пропаганды национал-социалистов она видела прежде всего нечто революционное. Эти молодые люди искали дисциплины и жертвенности ;кроме того их превлекала к себе романтика движения, которое постоянно балансировало на грани законности, а тем кто непременно этого хотел, позволяла перейти эту грань. Это была для них не сколько партия, сколько боевое сообщество, требовавшее пожертвовать всем и противопоставлявшее гнилому распадающемуся миру пафос воинственного нового строя (28).

Приход нацистов к власти в январе 1933 г. можно определить как политическую победу НСДАП и как социальный процесс, который находился не только в плоскости главных государственных акций, но и определялся двумя следующими обстоятельствами, оказавшимися чрезвычайно важными для политического успеха НСДАП.

Во-первых, молодежность «национальной революции» (главным лозунгом нацистов в 20-е годы стала фраза: « Национал-социализм мобилизует молодёжную волю» (29). Во-вторых, успех тотальных претензий «гитлерюгенда» на пути к победе « национальной революции» сделал его государственной молодёжной организацией. Поэтому, вполне закономерно, что НСДАП совершила свой прорыв на политическом ландшафте Германии, в том числе благодаря привлечению голосов молодых избирателей. Национал-социализм воспользовался внутренним кризисом Веймарской республиики, что особо тяжело сказалось на подрастающем поколении. Пропаганда нацистов учитывала возрастную психологию аудитории, традиционные романтические стремления немецких молодёжных организаций. В обращениях к молодёжи подчеркивалась её сознательность, самостоятельность, способность воспринимать «горькую истину».

Не случайно специально для молодёжи нацисты пустили в оборот следующий лозунг: «Новое время, новые символы, новые люди». Обращаясь к молодёжи различных социальных групп, нацисты демагогически прославляли « безграничную свободную волю сознательной молодёжи» (30).

Именно в кризисные годы республики к НСДАП вообще, и к СА в частности, устремились в больших количествах молодые люди, как непосредственные члены, и как избиратели. И это в то время, когда в большинство политических партий еле-еле привлекали молодёжь. На тот момент исключение, пожалуй, составляли КПГ, которая могла привлечь радикальные слои рабочей молодёжи, и партии Центра, которые могли, по крайней мере, удержать мало-мальски объединённую часть католической молодёжи. Нацисты очень рано поняли, что серьезную общественную и политическую силу представляют из себя студенты. Влияние НСДАП среди студентов объясняется ешё тем, что семена нацистской пропаганды падали на благоприятную почву: консервативные традиции, царившие в университетах до войны, культивировались после неё с ещё большим рвением. Нацистские руководители не скупились на слова лести по отношению к студентам, в которых видели, по их заявлениям, «носителей немецкого будущего». В 1922 году в Мюнхене Гесс, секретарь Гитлера лично организовал из студентов-нацистов, молодёжный батальон СА, 29 сентября 1922 года в «Фёлькише беобахтер» был опубликован призыв к студетам покидать свои корпорации и вступать в СА (31). Кроме этого, в феврале 1922 года Гитлер распорядился создать в партии молодёжный отдел. Первый опыт выделения из НСДАП молодёжной организации был предпринят в Мюнхене весной 1922 года. «Молодёжный Союз НСДАП» был создан по личной инициативе Гитлера. Первый призыв в ряды данной организации был опубликован в газете «Volkische Beobahter»(«Народный обозреватель») -партийном органе НСДАП 8 марта 1922 года. В нем сообщалось, что образован союз молодёжи национал-социалистической партии, который будет воспитывать своих членов в духе, который присущ партии. Далее в призыве содержалось требование, обращенное к национал-социалистической молодёжи, ко всем молодым немцам в возрасте от 14 до 18 лет, « душу которых терзает нищета и нужда отечества «, предоставвить себя в распоряжение «Молодёжного союза НСДАП». Хотя формально призыв был обращен ко всей немецкой молодёжи « без различия сословий или профессий», в нем всеже было подчеркнуто стремление привлечь пролетарскую и безработную молодежь в частности и тем, что «беднейшие молодые немцы» могли не платить членских взносов (32).

Одновременно с союзом произошло создание молодежной организации СА, получившей название «Юнгштурм Адольфа Гитлера». Общее руководство всей молодёжной деятельностью в партии возглавил Густав Адольф Ленк, бывший член немецкого - национального молодёжного союза, с 1921 года член НСДАП. Позднее, когда количество молодёжных групп партии увеличилось и за пределами Баварии, Гитлер поручил Ленку создание «Общегерманского молодёжного союза НСДАП», к лету 1923 года такие группы были уже в девяти землях (33). В лице Ленка нацисты нашли довольно активного организатора молодёжных групп: в 1923 году он смог организовать филиалы союза в Австрии и даже Чехославакии. Основные задачи этой организации оговаривались в уставе. В третьем пункте устава говорилось, что целью союза является стремление «вновь пробудить и взрастить в нашей молодёжи качества, коренящиеся в германской крови». В уставе так же был использован весь набор понятий, имевших хождение в кругах «фёлькише». В соответствии с этими возрениями пятый пункт устава провозглашал, что в союз принимаются только немцы - граждане Германии в возрасте от 14 до 18 лет, а иностранцы и евреи не принимаются (34). О социальном составе «Молодежного Союза НСДАП» данных нет, но можно предположить, что он мало отличался от множества других националистических военизированных организаций: гимназисты, студенты, молодые служащие и часть рабочих. Эта молодёжная организация не смогла гармонично развиться и исчезла одновременно с роспуском и запрещением НСДАП осенью 1923 года. В Вене вела деятельность такая организация как «Национал-социалистическая рабочая молодёжь».

После возрождения НСДАП в 1925-1926 годах вновь начали возникать молодёжные группы партии. Причем, возникали они не по указанию партийного руководства, а по инициативе отдельных членов НСДАП. Одним из таких организаторов оказался Курт Грубер, создавший группу в Плауен-Фогтланде. В 1926 году по инициативе того же Грубера произошло объединение молодёжных групп НСДАП в единую организацию, под названием «Великогерманское Молодёжное Движение». Оно дейстовало в рамках так называемого «Великогерманского народного сообщества», во главе которого стоял основатель НСДАП А. Дрекслер, а так же Аман и Розенберг. Это был один из осколков развалившейся НСДАП. К. Грубер развернул бурную деятельность, получая финансовую поддержку от текстильного фабриканта М. Мучмана, члена НСДАП (35). Эта организация была официально признана резульатом деятельности НСДАП в молодежной среде на партийном съезде в Веймаре. В результате чего Грубер был назначен на пост рейхсфюрера этой организации, приглашен в руководство НСДАП и назначен референтом по молодёжным делам и вопросам. Тогда же на партийном съезде по предложению Ю. Штрейхера «Великогерманское Молодежное Движение» было переименовано в «Гитлерюгенд - Союз Немецкой Рабочей Молодёжи». В то время членство в «гитлерюгенде» начиналось по достижении 14-летнего возраста. На тот период можно расматривать «гитлерюгенд» как молодёжное подразделение штурмовых отрядов (СА). Только этим можно объяснить то, что после Веймарского партийного съезда «гитлерюгенд» и сам Грубер были подчинены местному руководству СА. О непосредственном подчинении «гитлерюгенда» НСДАП, говорит изданная в декабре 1926 года директива, в которой говорилось, что все члены «гитлерюгенда», достигшие 18-летнего возраста, должны были стать членами НСДАП (36). Руководители союза, начиная с командира местной группы (ортгруппенфюрера) и выше, могли быть назначены только с письменного согласия соответствующего руководителя НСДАП (37). С самого своего рождения в 1926 году «гитлерюгенд» был крайне экстремистской и динамичной молодёжной группировкой, получившей скандальную репутацию. Сами члены «гитлерюгенда» были горды тем, что побеждали своих противников не в политических спорах, а в стычках на улицах (с самого начала члены «гитлерюгенда» проявляли крайнее презрение ко всему, что было даже отдаленно связано с интелектуальностью). Курт Грубер непоколебимо верил в то, что политическая программа ничего не значит в борьбе за власть. По его мнению, куда более существенна была сила воли и дела (38). Хотя для членов «гитлерюгенда» мнимосоциалистическое содержание деятельности НСДАП было даже важнее, чем для самой НСДАП. Для того, чтобы удержать молодёжь в своих рядах, гитлеровцам нужно было поддерживать видимость того, что НСДАП является антикапиталистической, революционной силой. Это объясняет довольно широкие связи молодёжной организации НСДАП с группировкой братьев Штрассеров, олицетворявших в нацистском движении «левое» крыло.

Дошло дело даже до того, что в 1927 году в «гитлерюгенде» образовалась своего рода фронда - от организации отделились пять округов и образовали « Союз немецкой рабочей молодёжи». Он опубликовал возвание к немецкой молодёжи, в котором «акивные революционные элементы немецкой молодёжи» призывались освободиться от опеки «реакционных и марксистских союзов» и повести борьбу в « национальном и социалистическом духе» за будущую великую Германию (39). Возникновение «Союза немецкой рабочей молодёжи» было следствием влияния на «гитлерюгенд» национал-революционных кружков (40), идеи которых нашли благоприятную среду у склонных к экстремизму выходцев из средних слоев. Однако новый союз, как, впрочем, и сами национал-революционеры, широкой поддержки у молодёжи не получил, и вскоре распался. Еще одной из причин относительной «левизны» «гитлерюгенда» в 1926-1929 годах было то, что в период своего распространения по Германии, особенно в северных её областях НСДАП из тактических соображений держалась вблизи революционных сил.

Основными формами работы были митинги, демонстрации, распространение листовок (41), расклеивание плакатов, то есть относительно дешевые, но эффективные меры воздействия. Только зимой 1928-1929 членами союза было проведено 200 собраний, 50 массовых митингов, на которых присутствовали десятки тысяч человек, и было распространено 250 тысяч листовок. Очень важную роль в пропаганде и агитации играла молодёжная пресса НСДАП. Сначала это был «боевой листок», выходивший от случая к случаю. В 1927 году появился журнал под громким названием «Юнге революционер», переименованный в следующем году в «Академический наблюдатель». С мая 1930 года он превратился в еженедельную газету под названием

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Пополняя собой фактически руководство местных организаций нсдап
Автономные организации
Васильченко А. История гитлерюгенда истории
Германия фашизм молодежь республика
Васильченко А. История гитлерюгенда истории 12 смоленск

сайт копирайтеров Евгений