Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Народная борьба за трезвость в русской истории

Материалы семинара, проведенного обществами борьбы за трезвость
БАН СССР, ЛГУ и ЛОИИ АН СССР
18 декабря 1987 г.

Отв. редакторы д.и.н. Р.Г. Скрынников и Н.А. Копанев

Ленинград
Издательский отдел
Библиотеки АН СССР
1989 г.
Тираж 2000 экз.

Введение
Ю.А. Иванов. Народ и "царев кабак"
Л.И. Копанев. О кабаках на Севере в XVII в.
В.И. Иванова. Верхотурский кабак в XVII в.
А.С. Лавров. Кабацкая реформа Никона
Е.В. Седякина. Сказания иностранцев о винопитии в России в XVI-XVII вв.
Н.А. Копанев. Дело о пьянстве студента Щукина
С.Б. Ульянова. Из истории борьбы с винными погромами в Петрограде в первые месяцы Советской власти
Е.М. Ирошникова. Декрет ленинского Совнаркома против алкоголизма
С.В. Яров. К вопросу о причинах роста алкоголизма в 1920-х гг.
Н.Б. Левина. Рабочая молодежь и антиалкогольное движение 1920-х гг.

ВВЕДЕНИЕ

Одна из важных проблем, стоящих перед нашим обществом, - утверждение трезвого образа жизни. В целях решения этой задачи было образовано Всесоюзное добровольное общество борьбы за трезвость. Если обратиться к печатному органу этого общества - журналу "Трезвость и культура", то бросается в глаза, что на его страницах мало еще печатается материалов, посвященных прошлому нашего народа. Этому препятствует давно возникшее представление о разгуле пьянства в Древней Руси. Обращение к историческим фактам поможет решить, соответствует ли истине подобное обыденное представление.

На заре русской истории великий князь Киевский Владимир Святославич, выбирая веру, будто бы сказал: "Руси есть веселие питье, не можем без того быти". Это легенда, сочиненная монахами-книжниками задним числом, спустя много времени после принятия Русью христианства. На протяжении столетий народ едко высмеивал склонную к бражничеству монашескую братию.

Впечатляющие описания беспробудного пьянства русских можно встретить почти в каждом сочинении иностранцев о России XV-XVII веков. Однако надо иметь в виду, что иностранные дипломаты и купцы сплошь и рядом относились к "варварской" Московии предвзято, руководствовались мимолетными и поверхностными представлениями о чуждой им стране, не зная ее языка и нравов. Образовались своего рода устойчивые штампы, кочевавшие по страницам записок в течение столетий, и лишь немногие путешественники ставили целью критически проверить сообщения своих предшественников. В пору средневековья городское население России было весьма малочисленным, но именно с жизнью горожан и сталкивались иностранцы, описывая чаще всего их праздники, поведение на площади перед государевым кабаком. О жизни деревни, где проживала подавляющая часть русского народа, иностранные наблюдатели знали очень немного или не знали ничего. Объективное исследование источников неизбежно влечет за собой критический пересмотр легенд и мифов.

Не мог народ, погруженный в беспробудное пьянство, выстоять в борьбе с силами суровой северной природы и одержать верх над иноземными завоевателями, многократно приходившими на Русскую землю.

Проблема пьянства привлекает сейчас пристальное внимание медиков и психологов, юристов и социологов. Настало время и для историков внести свой вклад в общенародное движение за трезвый образ жизни. "Народная борьба за трезвость"-этой теме был посвящен семинар, проведенный в стенах Библиотеки АН СССР. В его работе приняли участие общества борьбы за трезвость БАН СССР, исторического факультета Ленинградского университета и Ленинградского отделения института истории СССР Академии наук СССР. Приведенные ниже материалы воспроизводят содержание док ладов, прочитанных на семинаре.

Р.Г. Скрынников

 

--------------------------------------------------------------------------------

Ю.А. Иванов
НАРОД И "ЦАРЕВ КАБАК"
(К истории изучения проблемы)

В связки с сегодняшней всенародной борьбой за утверждение трезвого образа жизни большой интерес представляет изучение антиалкогольных традиций в истории России. Советские исследователи немало сделали для изучения истории трезвеннических движений второй половины XIX - начала XX в., а также в плане социально-исторического анализа проблемы. Как их предшественников по праву можно рассматривать представителей русской революционно-демократической общественной мысля, в частности - Ивана Гавриловича Прыжова (1827-1885). Русский историк, этнограф, публицист, Прыжов оставил большое научное наследие. Но особую известность у современников получила его "История кабаков в России в связи с историей русского народа", изданная в Москве в 1868 г.

Советские историки и литературоведы единодушно отмечают, что в 60-е гг. XIX в. Прыжов был одним из самых выдающихся исследователей народного быта и народного мировоззрения *. Историк, выступая с революционно-демократических позиций, показывал бедственное положение народных масс, подчеркивал значение народных движений против самодержавной власти.

* См., например: Базанов В.Г. Русские революционные демократы и народознание. Л., 1974. С. 386-419; Мазуркевич А.Р. И.Г. Прыжов: Из истории русско-украинских связей. Киев, 1958; Цамутали А.Н. Неизданная книга И.Г. Прыжова "Граждане на Руси" / Исследования по истории отечественного источниковедения. М.; Л., 1964.
"История кабаков" до настоящего времени не утратила своего значения, как свод фактических данных по истории винного дела и виноторговли в России. Но кроме того, труд Прыжова дает огромный материал, опровергающий измышления об извечности "русского пьянства". Идея книги возникла у Прыжова под влиянием невиданного народного движения за трезвость 1859-1861 гг. Ее страницы проникнуты осознанием гибельности народного пьянства. "История кабаков" была задумана Прыжовым как трехтомный труд. Первый из них он закончил еще в 1863 г. Этот том - единственный дошедший до нас. Сам историк оценивал первую часть своей книги как официальную историю кабаков.
"Целью нашей, - писал он в мае 1868 г., - было изучить питейное дело со стороны той плодотворной жизни, на которой произрастали кабаки, сивуха, целовальники; взглянуть на него глазами миллионов людей, которые, не умудрившись в политической экономии, видели в пьянстве божье наказание и в то же время, испивая смертную чашу, протестовало этим против различий общественных, иначе пили с горя". *
* Прыжов И.Г. История кабаков в России в связи с историей русского народа. Казань, 1913. С. 4.
Красной нитью через книгу проходит мысль о том, что царский кабак вводился силой и народ всячески сопротивлялся этому. Возникновение "царева кабака" историк связывает со временами Ивана Грозного, видит в этом "татарское", азиатское влияние и противопоставляет кабак древнерусской корчме как традиционному месту народного общения.
Прыжов прямо указывал социальную опасность кабака уже с момента его появления прежде всего для народных масс: "В московском кабаке велено только пить, и пить одному народу, т.е. крестьянам, посадским". * И в XVI-XVII вв. народ неосознанно пытается противостоять этой опасности- просит снести кабаки, потому что "подле государева кабака жить не мочно". Но кабаки продолжали распространяться.

* Там же. С. 46.
С горечью пишет историк, что именно под влиянием кабака "у великорусского народа мало-помалу сложилось новое правило жизни, что не пить-так и на свете не жить". * Отсюда и главный, принципиальный вывод Прыжова: государев кабак (читай: царизм. - Ю.И.) вызвал пьянство народа, и пьянство это отнюдь не извечное, а результат целенаправленной политики.
* Там же. С. 233.
Прыжов мучительно искал путь ограничения пьянства, но не находил его. Он отдавал дань характерным для XIX в. заблуждениям о возможных мерах уменьшения пьянства вроде вытеснения крепких напитков пивом, необходимости закусок в питейных заведениях. Но сам понимал наивность надежд на результативность этих мероприятий.
Огромной разоблачительной силой обладают страницы, посвященные винным откупам-практике передачи государством кабаков частным лицам за определенную плату, при этом доход откупщика и казны зависел от количества выпитого. Не случайно в 335 раз увеличился питейный доход царской казны за 140 лет существования откупов. В 50-е годы XIX в. для того, чтобы увеличить доходы от кабаков, были употреблены всевозможные средства, в том числе и слухи, что по целковому с ведра пойдет на выкуп крестьянской земли и на уплату недоимок. Именно в это время, по словам Прыжова, в кабаке "водку сменила мутная жижа, получившая название по цвету своему сивухи". Но в это же время впервые возникает и организованное движение за трезвость. Прыжов не скрывает, что "главной причиной отказа пить была дороговизна вина", но последствия этого решения были куда глубже. *

* Там же. С. 245.
Анализируя ситуацию по всей стране, рассказывая о возникновении первых обществ трезвости, Прыжов прямо указывает, что делалось это "по одной лишь инициативе народа". Историк впервые обобщил факты народной борьбы за трезвость, начиная от добровольных отказов пить и кончая мирскими приговорами о наложении штрафов и телесных наказаниях за употребление вина. Выводы Прыжова перекликались со статьей Н.А. Добролюбова "Народное дело", рассказывающей о массовом движении за трезвость, охватившем западные губернии Российской империи.
Прыжов указал, что борьба за трезвость способствовала отмене откупов и введению акцизной системы, то есть косвенного налога на спиртное. Но историк-демократ сразу увидел, что эти меры не уменьшили пьянства. Снова все "обставлено было так, что народ не мог обойти кабак", и это рождает у Прыжова разочарование. Не случайна и та горькая нота, которой кончается книга: "Оказалось много людей, или готовых выпить, или убедившихся, что легче напиться, чем каяться, и вот к кабакам потянулась целая вереница разного люда". *

 ΛΛΛ     >>>   

Канцелярии академии доношу
В прямом смысле слова этот декрет совнаркома таковым продажи совнаркома
Молодежь после гудка пьянством рабочих
Джонс А. Гибель античного мира

сайт копирайтеров Евгений