Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Мережковский Д. Жанна д'Арк


1938 г.

Оп.: Мережковский Д. Лица святых от Иисуса к нам. М.: "Республика", 1999. 608 стр.


СВ. ЖАННА И СВЯТОЕ ЦАРСТВО ДУХА

I

Sancta lohanna, от Deum pro nobis.

Святая Жанна, моли Бога за нас!

 

Это говорят сейчас в христианской некогда, а теперь уже давно от Христа отступившей, хуже, чем языческой, - религиозно-несуществующей Франции, может быть, многие, но бессильные, потому что одинокие, никаким религиозно-общим судьбы страны решающим действием не соединенные верующие люди; или даже не говорят, а только шепчут, каждый про себя, чуть слышным тайным шепотом. Скажет ли это когда-нибудь снова христианская, ко Христу вернувшаяся Франция, внятно, громко, так, чтобы услышал весь мир? "Скажет", - отвечают одни, может быть, слишком легко, потому что слишком этого хотят; а другие так же легко отвечают: "не скажет", - может быть, тоже потому, что этого слишком не хотят. Но не лучше ли было бы для тех и других, прежде чем ответить на этот вопрос, глубже над ним задуматься, чтоб не услышать и тем и другим одного приговора: "ты взвешен на весах и найден очень легким"; глубже задуматься и, может быть, почувствовать всю грозную тяжесть вопроса не только для одной Франции, но и для всего христианского мира, потому что, если Жанна действительно Святая не одной из двух Церквей, Западной, а единой Церкви Вселенской, то она принадлежит всему христианскому миру; и еще потому, что если Жанна действительно спасла Францию, то спасла и Европу, так как в XX веке еще несомненное, чем в XV, что Европы нет без Франции и что спастись или погибнуть этой части Европейского тела, значит и всему телу погибнуть или спастись.

II

Две Святые: первая - бывшей, христианской, вторая - настоящей, от Христа отступившей, и, может быть, будущей, снова ко Христу вернувшейся Франции - св. Жанна и св. Тереза Лизьеская. Та не похожа на эту, как XV век на XIX.

"Всю мою вечность на небе я буду делать добро на земле", -

могла бы сказать и Жанна, как Тереза. В этом, для них обеих главном и все в их святости решающем, сказанном Терезой и молча сделанном Жанной так, как, может быть, никто из святых никогда не говорил и не делал - в этом они больше, чем друг на друга похожи - они как бы в двух телах, двух Франциях, бывшей и будущей, одна душа.

Истинную душу свою потерять - значит для народа так же, как для человека, погибнуть, а найти - значит спастись. Пять веков, отделяющих Жанну от Терезы, бывшую христианскую Францию от настоящей, религиозно-несуществующей - все эти пять веков великой потери души, может быть, ничего другого не делала Франция, как только того, что потерянную душу свою искала. Найдет ли, спасется, или не найдет, погибнет - не будем отвечать и на этот слишком тяжелый вопрос слишком легко; прежде чем ответить, вспомним, как дважды на него уже ответила во времени и все еще, может быть, отвечает в вечности одна душа в двух телах: св. Жанна - св. Тереза. В этих только двух отвечает она так внятно для нас, близко к нам, как может быть, больше ни в ком из святых:

всю мою вечность на небе я буду делать добро на земле.

Путь всех святых - от земли к небу, от этого мира к тому; только у этих двух - обратный путь: от неба к земле, от того мира к этому. "Царство Мое не от мира сего" - это поняли св. Тереза и св. Жанна совсем не так, противоположно тому, как поняли почти все прочие святые, кроме ближайших учеников Господних. "Ныне царство Мое (еще) не от мира сего" - в мир еще не пришло, но уже идет и будет в мире; "Да будет воля Твоя и на земле, как на небе" - это обе они сказали и сделали уже во времени и все еще, может быть, говорят и делают в вечности.

Не потому ли от Церкви уходящий мир узнал и полюбил их обеих раньше, чем от мира ушедшая Церковь? "Мира Дитя Любимое", L' Enfant Cherie du Monde - этим именем Терезы можно бы назвать и Жанну. Обе любят "мир, лежащий во зле" и миром любимы обе, как, может быть, никто из святых.

III

Мира не покинули обе в крайнем зле его - войне. В первой войне, едва не погубившей Францию, а с ней и всего христианского мира - все потому же, потому что мира нет без Франции - родилась Жанна; а Тереза - до начала второй войны, большей, ближе еще приведшей весь христианский мир к самому краю гибели; до начала войны внешней родилась Тереза, а внутренне война уже началась для нее - как бы с нею уже родилась.

Жанна двумя мечами сражалась - духовным и вещественным; только одним духовным - Тереза, но так же бесстрашно и в таком же смертном бою, как Жанна.

 ΛΛΛ     >>>   

Скляница оставалась полной всегда в знак вечности королевской власти во франции
Мережковский Д. Жанна дАрк истории Европы 13 франции
Папа каликст iii в 1455 году благословил нескольких французских епископов вместе с главным
Государь франции сохраню
И еще говорят
МельниковПечерский П. Счисление раскольников истории России

сайт копирайтеров Евгений