Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Коржавин В. Из истории исторической науки в Сибири (Н.М. Ядринцев)

В истории Сибири второй половины ХIХ - начала ХХ в. важное место занимает так называемое сибирское областничество. Областничество (или движение “сибирского патриотизма”) - явление очень интересное и сложное. Уже в течение многих десятилетий оно вызывает у исследователей самые разноречивые мнения. Споры и дискуссии на эту тему тянутся бесконечно, принимая нередко более чем острый характер. Между тем без уяснения данной проблемы невозможно в полном объеме представить общественно-политическую и культурную жизнь Сибири указанного времени. Дальнейшее исследование областничества является поэтому одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед историками Сибири.

Важной стороной изучения указанного вопроса должна стать разработка областнической историографии. Это, безусловно, помогло бы лучше понять сущность социально-политических воззрений областников, а заодно способствовало бы ликвидации существенного пробела в истории исторической науки в Сибири. Однако на эту сторону областнической идеологии исследователи обратили внимание сравнительно недавно, и перед ними открыто еще достаточно широкое поле деятельности.

Особый интерес представляют исторические работы Н.М.Ядринцева. Николай Михайлович Ядринцев (1842-1894) - самый крупный и талантливый представитель областнического движения в его лучшую пору. Это был выдающийся русский публицист, общественный деятель и ученый. Круг его научных интересов поражает своей широтой: он работал в области археологии, этнографии, географии, истории, антропологии, экономики, статистики, фольклористики и других наук. Замечательно, что, охватывая столь обширный круг научных дисциплин, Ядринцев не превратился в дилетанта. Его вклад в науку неоспорим, и это подчеркивают теперь многие исследователи.

Однако Ядринцев не был “кабинетным” ученым. Занятия наукой у него меньше всего вытекали из академического интереса к ней; напротив, они диктовались злобой дня, теми актуальными задачами, которые стояли перед страной и прежде всего перед горячо любимой им Сибирью. Это относится и к Ядринцеву-историку.

Среди трудов Ядринцева немало чисто исторических сочинений. Но несравненно чаще проблемы истории рассматривались им не сами по себе, а в непосредственной связи с теми или иными современными вопросами; история как бы участвует в рассмотрении этих вопросов, образуя их, так сказать, ретроспективную сторону. Не без серьезных оснований один из исследователей отмечал: “И, кажется, у Ядринцева среди его многочисленных как научных, так равно и публицистических работ нет ни одной, в которой мы не встретились бы с большим или меньшим экскурсом в область истории, и при том основанном на самостоятельном и самом тщательном изучении источников”1.

Проблематика исторических исследований Ядринцева весьма широка. Он, в частности, занимался - с явно выраженной публицистической целью - вопросами общероссийской и всеобщей истории. Но в первую очередь он изучал историю Сибири и, надо сказать, достиг в этом серьезных результатов. Недаром газета “New-York Times” характеризовала Ядринцева как человека, “считавшегося лучшим в мире знатоком истории и антропологии Азиатской России”2.

Исторические исследования Ядринцева основывались на очень солидной базе источников.

Следует заметить, что как характер основной деятельности Ядринцева (публицистика), так и самые мотивы, побуждавшие его к занятиям историей, не способствовали длительным “сидениям” в архивах; поэтому архивные источники представлены у него сравнительно слабо (исключая статистику). Главный источниковедческий базис Ядринцева - опубликованные документы. Здесь мы встречаем древние арабские, персидские и китайские тексты; летописи (прежде всего сибирские); отписки землепроходцев; свидетельства путешественников (очень многочисленные), дипломатов, чиновников и других лиц, по тем или иным причинам побывавшим в Сибири; всевозможные официальные акты; документы научных обществ и конгрессов; материалы прессы; мемуары, древние и современные карты, атласы и многое другое.

Значительной заслугой Ядринцева было привлечение в качестве источника большого статистического материала. При этом историк, во-первых, критически пересмотрел уже опубликованные данные, а во-вторых, обработал и ввел в оборот многочисленные новые материалы, извлеченные им из разных дел (текущих и архивных) в период службы в канцелярии Омского генерал-губернатора. Фундаментальные статистические исследования Ядринцева, как и составление им многих сводных таблиц, были серьезным явлением в сибирском источниковедении и способствовали ликвидации большого пробела.

Важное место в исторических изысканиях Ядринцева занимали также вещественные, археологические источники (его собственные находки, государственные и частные коллекции, публикации рисунков и др.). Далее следует этнографические и антропологические материалы; затем - филологические (терминоло­гия, топонимика), устные предания, легенды, рассказы казаков, миссионеров, аборигенов. Наконец, не последнее место занимают и личные наблюдения автора.

Множество сведений черпал Ядринцев также в научных исследованиях - исторических, этнографических, экономических, географических и других, а также в публицистических работах.

Критика источников состояла у Ядринцева, прежде всего, в их отборе в соответствии с концепцией автора. Для него было характерно также стремление к комплексному использованию источников: пользуясь доказательным методом, он стремился обосновать то или иное положение возможно большим числом исторических фактов; при этом исследователь старался сочетать, где возможно, письменные данные с этнографическими, археологическими и другими. Одновременно это служило и средством взаимопроверки источников.

Содержащиеся в источнике данные Ядринцев, конечно, далеко не всегда принимал на веру. Он прекрасно понимал (и подчеркивал), что за внешней объективностью могут скрываться самые разнообразные тенденции. Он, далее, сознавал и то, что любой документ несет печать воззрений своего времени. Говоря, например, об одной из сибирских летописей - Черепановской, историк замечает, что “настоящая летопись, как (и) летопись Ремизова, Есипова, Строгановская, полна нередко пристрастного отношения к лицам исторической драмы. Над нею носится легенда и миф народных преданий... Самая летопись в этом как зеркало отражает народное миросозерцание на события эпохи”3.

В целом следует указать, что Ядринцев обнаруживает несомненный исследовательский талант в интерпретации источника и особенно в его актуализации.

В трудах Ядринцева так или иначе отражены все основные проблемы сибирской истории. Он много внимания уделил изучению истории края до присоединения его к России, подчеркнув при этом культурные достижения сибирских народов в прошлом. Важное место занимает в его работах вопрос о присоединении и освоении Сибири русскими людьми. Решая его, Ядринцев, в соответствии со своими демократическими убеждениями, развивает тезис об определяющей роли народных сил, и прежде всего крестьян-земледельцев, в осуществлении этой грандиозной исторической задачи. Весьма основательно разработан Ядринцевым и последующий период сибирской истории. Это особенно относится к таким проблемам, как экономическое развитие Сибири, история управления, культуры, ссылки и др.

В данной статье мы попытаемся в сжатом виде охарактеризовать трактовку Н.М.Ядринцевым социально-экономического и культурного развития русского населения края - начиная с момента присоединения Сибири к России.

Вопрос о социально-экономической истории Сибири был актуален для ранних областников в связи с их борьбой за экономический прогресс окраины, за развитие в ней “здоровых”, т.е. демократических общественных отношений.

Можно выделить две основные линии в рассмотрении Ядринцевым этой проблемы. С одной стороны, он изображает социально-экономическое развитие Сибири как борьбу двух главных начал - “вольно-народного, свободно-экономи­ческого” и “крепостнического”. Как демократ, Ядринцев, конечно, на стороне первого из них. Его он считает естественным и единственно разумным. По мнению историка, Сибирь - это страна, “где крестьянство и свободный труд русского населения с ХVI столетия искал свободного выхода и применения своих сил, где он мог совершенно правильно развернуться и где народным стремлениям, идеалам и инстинктам мог быть открыт такой широкий простор...” Эта “народная экономическия деятельность”, по Ядринцеву, базировалась на двух главных основах - “на почве народного труда и государственной поземельной собственности, предназначенной для народа...”4

 ΛΛΛ     >>>   

Коржавин В. Из истории исторической науки в Сибири Н.М. Ядринцев истории России
Коржавин В. Из истории исторической науки в Сибири Н.М. Ядринцев истории России 5 колония
Комнина Анна. Алексиада истории Византии

сайт копирайтеров Евгений