Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

На этом же участке на дне перекопов VIII - IX вв., заполненных темно-коричневым грунтом с большим количеством щебня и бытового мусора с разновременным материалом I - III вв., костями животных, находили и другие человечески останки .

В 12-13 метрах севернее 1995 г. «колодца» вместе с челюстью взрослого мужчины обнаружили кости черепа и ноги жеребенка. Они находились на дне большого средневекового перекопа, прорезающего в кв. НО-17-18 траншею выборки подпорной стены 44 террасы II - III вв. н. э. (рис. 7) В 2001 г. в 7-8 м северо-восточнее «колодца», раздавленный череп взрослого человека сопровождали длинные кости и фрагменты черепной коробки быка(?)(рис. 7). Кости компактно лежали на дне перекопа аморфной формы, диаметром до 5 м, глубиной не менее 4,5 м, на глубине 1,90-2,90 м. Перекоп был выкопан при добыче камня из северо-восточной башни «Цитадели».

Обращает на себя внимание совместные находки черепов животных и людей, что является важным указателем на наличие культа ритуально отрубленной головы.

В нескольких десятках метров к северо-востоку от южного комплекса и перекопов с человеческими останками на дне найден в 1989 г. в кв. П-16 небольшой жертвенник (?) (рис. 7, 11). Он был сооружен из каменного корыта (бывшего во вторичном использовании?) и жернова с круглым отверстием по центру, который, видимо, его закрывал. Жернов был разбит на несколько крупных фрагментов, найденных у подошвы корыта. Его диаметр - 0,54 м, толщина - 0,09 м. Корыто (размером 0,62х0,51, высотой 0,24 м) высечено из каменного блока и напоминало аналогичное изделие, закрывавшее устье «колодца» со скорченным захоронением. На дне корыта расчищены кости птицы и несколько фрагментов длинных костей мелкого рогатого скота, три околотых горловины сероглиняных ойнохой VIII - IX вв., перекрытые рыхлым золистым грунтом серого цвета. Вокруг жертвенника в слое золистого грунта обнаружено несколько десятков стенок и профильных обломков красно-и коричневоглиняных средневековых ойнохой различных типов.

Сопровождающие детские жертвоприношения каменные жернова и корыта, разбитые ойнохои, целые туши домашних животных или их части, видимо, были характерными атрибутами каких-то обрядовых действий, смысл которых в целом далеко еще не ясен.

Юго-восточный ритуальный комплекс

Юго-восточный комплекс включал в себя грунтовые ямы 120, 108, котлованы 1-4, несколько обширных по площади перекопов (рис. 7, 12). Здесь были найдены не только ритуальное захоронение расчлененных младенцев, но и собак, а также остатки поминальной тризны.

В яме 120 обнаружены останки пяти детей, костяки двух собак , две амфоры, в яме 108 - несколько амфор, в котлованах - большие сбросы керамического боя средневекового времени, в перекопах –локальные скопления костей крупного рогатого скота.

В центре комплекса (в квадратах Т-18-19) находилась округлая в плане и колоколовидная в сечении яма 120 (рис. 12-13). Ее ямное пятно диаметром 1,24 м выявлено на глубине 1,94 м от поверхности. Размеры ямы: горловина- 1,26х1,29 м, сечение дна - 1,56х1,58 м, глубина 0,53 м. Верхняя ее часть не сохранилась, так как была уничтожена дренажной траншеей кладбища XIX в., которая прорезала яму с юга на север. В свою очередь яма 120 повредила античные ямы 120а и 122. Ее дно выкопано в материковом глинистом грунте с заметным наклоном к северу, не заизвестковано.

На дне ямы 120 (в юго-восточной части) расчищены лежащие на боку две разбитые круглодонные амфоры со слабо выраженным рифлением на тулове (к. о. 136, 85) (рис. 13-14.1-2). Одна из амфор - светлой глины и меньшая по размерам - была, скорее всего, византийского производства, другая - красной глины изготовлена на Боспоре (рис. 14.1). При расчистке обломков первой из них обнаружен костяк щенка в возрасте 4-5 месяцев. Судя по его положению, он был втиснут через сравнительно узкое горло амфоры, головой к устью.

Амфоры были раздавлены плотным слоем каменной забутовки, состоящей из среднего и мелкого по размерам бутового камня, перемешанного с серо-желтым гумированным рыхлым грунтом мелкослоистой структуры. Толщина завала составляла 0,30-0,42 м. Он полностью перекрывал амфоры и дно ямы. В нем найдены угольки, кости крупного рогатого скота (ребра, фрагменты челюстей и трубчатых костей коровы) и отдельные детские кости (ребра, фаланги пальцев), обломки античной керамики.

На каменном завале, в желто-сером средней плотности грунте обнаружено пять детских черепов плохой сохранности, лежащих один за другим вдоль восточного борта ямы. Они были поставлены на основание, лицевой стороной на восток и северо-восток-восток (рис. 12-13). Четыре черепа находились в северо-восточной ее части, пятый - в юго-восточной. Судя по молочным зубам, они принадлежали детям, на момент смерти которых биологический возраст составлял 2-3 года, 3-4 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет. Вряд ли возрастной подбор жертв был в ритуале случаен, как и то, что лицевая сторона черепа одного из убитых младенцев разрушена и продавлена внутрь (ударом камня?).

В непосредственной близости от пятого черепа, немного северо-западнее, лежал на правом боку в полном анатомическом порядке скелет собаки размером с крупную лайку или небольшую овчарку. Костяк вытянут с запада на восток, ориентирован головой на запад. Передние лапы собаки сложены вместе - одна на другую (возможно, были связаны) (рис. 12). Задние ноги упирались в восточный борт ямы. Благодаря хорошей сохранности костей удалось установить, что они принадлежали старому кобелю, хвост которого не был купирован. Шкура с него при захоронении не снималась, так как in situ остались когти.

Сложно сказать, что означает совпадение числа амфор и количества найденных в яме собак. Известно, что две заупокойные собаки являются отражением мистической традиции, уходящей в глубокую древность. Например, в арийских поверьях Индии именно две собаки встречают умершего. На самых ранних греческих изображениях пес Аида – Кербер был двуглавым, Ахилл в «Илиаде», погребая Патрокла, убил из своей своры двух собак ( XXIII , 173)(Клейн Л. С., 1998, с. 351). Темная и страшная богиня ночных чар Геката всегда была окружена несколькими псами, кровь которых играла важную роль в хтонических мистериях в ее честь.

Ориентировка собаки в яме 120 - головой на запад и лапами на юг - должно было, вероятно, показывать символическое направление ее движения в сторону страны мертвых. Данное обстоятельство вполне соответствует образу собаки в погребально-поминальной обрядности, соединявшей мир живых и мир умерших. Именно собака, которая занимала пограничное положение между жизнью и смертью, сопровождала и охраняла души новопреставленных на пути в подземное царство, полное неожиданностей и опасностей. Отсюда понятно, почему настолько часто встречаются захоронения собак (как и лошадей, связанных с транспортировкой умерших) в сочетании с целыми и фрагментированными человеческими останками на античных и средневековых некрополях и святилищах (Собака…, 1997; Хршановский В. А., 2000, с. 246 и сл.; Молева Н. В., 2001, с. 181 и сл.).

Под костяком большой собаки обнаружены фрагменты костей руки и несколько костей (ключица, позвонки, ребра) ребенка. Хаотично разбросанные и разрозненные кости скелета ребенка (другого?)(несколько позвонков, тазовые кости, лопатки, ребра, кости рук) найдены поверх камней и между ними в центре ямы и западной ее половине (рис. 12-13).

Данное захоронение вряд ли возможно признать результатом погребального обряда «выставлений» (Сорокина Н. П., Сударев Н. И., 2001, с. 377 и сл.). Разрозненные и разбросанные кости скелета одного или нескольких младенцев при пяти черепах вполне могут предполагать ритуальный каннибализм .

Эксперты отметили, что черепа младенцев были отделены от позвоночного столба довольно профессионально, что предполагает большую практику подобных жертвоприношений и специальную подготовку жреческого сословия. Намеренное размозжение камнем лицевой части одного из черепов тоже показательно, хотя и необъяснимо на фоне остальных целых черепов – яркого свидетельства культа отчлененной головы.

Близкая аналогия описанному выше комплексу были открыты Ю. Ю. Марти неподалеку от средневекового некрополя Тиритаки (1941, с. 32) и В. Ф. Гайдукевичем (Гайдукевич В. Ф., 1987, с. 165; Пономарев Л. Ю., 2002, с. 153) . В первом случае это было ритуальное захоронение VIII -первой половины IX вв. нескольких человеческих черепов в глубокой яме в сопровождении двух черепов собак и круглого каменного жернова. Во втором – на дне разрушенной ямы выявлены человеческий череп, жернов и обломки двух раннесредневековых амфор. Человеческие и собачьи черепа верно трактовались в качестве жертвы, принесенной хтоническим божествам, ответственным за плодородие земли и всего сущего (Пономарев Л. Ю., 2002, с. 154). Жернова же выступали символическими образами земного изобилия и плодородия.

Хотелось бы, конечно, знать, что за народ осуществлял страшные обряды, связанные с ритуальным закланием и расчленением младенцев, проведенными с отменным знанием анатомии. Это были явно не христиане, но язычники, хотя и жившие в непосредственной близости от пределов великой христианской державы – Византии, но совершенно не переменившие свои первобытные обычаи.

Восточнее ямы 120 (на 4,80 м) располагалась грушевидная яма 108 , заполненная светло-желтым грунтом. Верх ямы не сохранился. Ее нижняя часть, выкопанная в материковой глине, обнаружена по округлому серо-коричневому пятну сечением 1,10х1,37 м, на глубине 1,45 м от современной поверхности. Диаметр дна ямы - 1,69 м, глубина - 1,49 м. Она засыпана золистым серо-желтым грунтом средней плотности с включениями костей животных (трубчатых, ребер, челюстей, зубов крупного и мелкого рогатого скота), раковин виноградных улиток и мидий, золы, углей, печины, кусочков стекловидных пористых шлаков, фрагментов античной и средневековой керамики.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Котлована 2

Фармака выводили из городских ворот

сайт копирайтеров Евгений