Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Кулишова О. Дельфы в межполисных отношениях в середине V в. до н.э.: борьба за контроль над оракулом

Проблемы античной истории
Сборник научных статей к 70-летию со дня рождения проф. Э.Д. Фролова.
Под редакцией д-ра ист. наук А.Ю. Дворниченко.
СПб., 2003. ISBN 5-288-03180-0

V в. до н.э., о событиях которого пойдет речь в данной статье, является для святилища в Дельфах еще, безусловно, "золотым веком" (время расцвета оракула приходится на эпоху VII-V столетий).

42

Именно к V в. относится сооружение множества скульптурных памятников, украшающих знаменитую Священную дорогу. В первой половине V в. в Дельфах было возведено большое число сокровищниц, в последующее пятидесятилетие священный участок был украшен множеством бронзовых статуй.1 Судя по эпиникиям Пиндара, это время расцвета проводившихся в Дельфах Пифийских состязаний, входивших в число важнейших общеэллинских празднеств.
Значение Дельф в общегреческих делах подтверждается и фактом борьбы за контроль над святилищем, что стало одним из важных аспектов сложной системы межполисных отношений в середине V в., ведь этот контроль означал для осуществлявшего его государства особенный религиозный и политический авторитет. Из четырех панэллинских святилищ именно Дельфы имели наиболее значительное влияние на политические дела и оказывали особое воздействие на формирование общественного мнения. Оракулы, а особенно их интерпретация, в V в. являлись важнейшим средством и во внутриполитической борьбе в крупнейших греческих полисах и значимым фактором межполисных отношений.2 Идеологической поддержки оракула своим действиям, религиозного освящения военно-политических акций добивались и отдельные политики и различные государства в целом, зачастую манипулируя общественным мнением и используя даже не вполне благовидные способы. Оракул с его легендарными сокровищами как яблоко раздора встречается в мифе о борьбе между Аполлоном и Гераклом.3 Ряд так называемых "священных войн" с VI до III вв. до н.э. является историческим соответствием мифическим примерам борьбы за господство над оракулом.

Не ставя задачу систематического анализа позиции Дельф в межполисных отношениях V в., мы остановимся лишь на одном эпизоде из нарастающей к середине V в. конфронтации Афинской архэ и Пелопоннесского союза, вылившейся в так называемую первую Пелопоннесскую войну 460-445 гг., - на борьбе Афин и Спарты за контроль над Дельфами в 457-447 гг. Кроме того, мы обратимся к логическому продолжению этой борьбы в первый период Пелопоннесской

43

войны, т.е. закреплению дельфийской автономии в договорах 423 и 421 гг. Определение роли Дельф во внешней политике греческих полисов предполагает анализ положения святилища в религиозном союзе племен вокруг Дельф - Амфиктионии, а, кроме того, касается взаимоотношений Дельф с главными участниками событий - прежде всего, с Афинами и Спартой. Так как этот период в истории Дельф характеризуется особенным сближением святилища с Лакедемоном, мы остановимся подробнее также на причинах этих связей.
Важнейшим источником по данным проблемам является повествование Фукидида, выдающегося историка, который был современником описываемых им событий и сам принимал участие в Пелопоннесской войне в качестве афинского стратега. Повествуя о Пелопоннесской войне, Фукидид дает также краткий очерк истории Пятидесятилетия, останавливается на событиях, приведших к столкновению Афин и Спарты. Рассказ его предшественника Геродота заканчивается в основном событиями 478 г., хотя в последних трех книгах его сочинения содержится ряд ценных замечаний о современной ему эпохе Пентеконтаэтии; для нас особенно значимыми являются замечания Геродота о положении в Амфиктионии после важнейших побед греков над персами. Отношение Фукидида к мантике и оракулам принципиально отличается от той роли, которую им отводил Геродот, проявляющий подлинный интерес к Дельфам и хорошо знакомый с дельфийскими преданиями. Для Фукидида, человека сугубо реалистичного, мантика становится значимой лишь тогда, когда демонстрирует современные суеверия или оказывает позитивное воздействие на человеческие умы. Следствием этой позиции является почти полное отсутствие интереса к деятельности Дельфийского оракула.4 Из прочей античной традиции важны сочинения Ксенофонта, а также более поздние свидетельства - Диодора (I в. до н.э.), давшего в "Исторической библиотеке" связный очерк истории V в., и Плутарха (I-II вв. н.э.), который был священнослужителем в Дельфах и, очевидно, был знаком с дельфийскими архивами. Оба автора во многом пользовались утраченными произведениями предшественников, в частности сочинениями историков IV в. Эфора и Феопомпа. Ценные сведения содержатся также в "Описании Эллады" ученого путешественника Павсания (II в. н.э.).

44

Особо следует выделить такой вид античных свидетельств, как договоры, сохранившиеся в передаче античных авторов и в надписях: договор Амфиктионии с Афинами после победы последних при Энофитах в 457 г. (IG I2, N 26 = Tod, N 39 = Bengtson SVA II, N 142), а также договоры времени Пелопоннесской войны - о перемирии 423 г. (Thuc. IV, 118, 1-3 = Bengtson SVA II, N 185) и Никиевом мире 421 г. (Thuc. V, 18, 2 = Bengtson SVA II, N 188). Из прочего эпиграфического материала наиболее важными оказываются надписи о promanteiva (преимущественном праве вопрошать оракул) для Афин и Спарты (Syll3, N 59 a, b).

Позиция Дельф и их история в эпоху Пятидесятилетия и Пелопоннесской войны в связи с основными событиями этого периода получила некоторое отражение в обобщающих работах по истории Древней Греции и специальных исследованиях по проблемам древнегреческой истории классического времени,5 однако, как правило, авторы этих трудов ограничиваются краткими замечаниями по конкретным вопросам и, по понятным причинам, не дают цельной картины дельфийской политики и взаимоотношений святилища с главными участниками происходящего - Амфиктионией, Спартой и Афинами.

Из исследований, специально посвященных данной теме, особо следует указать только на соответствующий раздел работы Г.Парка и Д.Уормелла "Дельфийский оракул",6 а также исследование Г.Цайльхофера, посвященное взаимоотношениям Спарты, Дельф и Амфиктионии в V в.7 По мнению Г.Парка, оракул безоговорочно встал на сторону Спарты, и формальная независимость святилища, за которую боролась Спарта и которую Дельфы получили по Никиеву миру, на деле была проспартанской позицией. По мнению Г.Цайльхофера,

45

из всех членов Амфиктионии только Спарта выступила "истинным поборником" дельфийской свободы, политикой Спарты обеспечивалась подлинная (а не формальная, как полагает Г.Парк, независимость Дельф), что и стало причиной поддержки со стороны оракула действий лакедемонян. Таким образом, кроме значимости вопроса о роли Дельф в истории классической Греции, вновь обратиться к античным свидетельствам нас заставляет и дискуссионность проблемы.
Прежде всего следует кратко напомнить положение дел, которое сложилось в Дельфийской амфиктионии после главных побед греков над персами, т.е. после 478 г. Уже в этот период отчетливо наметились противоречия между Спартой и большинством членов Амфиктионии. Речь идет о предложении, вынесенном спартанцами на Совет амфиктионов, исключить из сообщества тех членов, которые не участвовали в союзе против персов (Plut. Them., 20). Это предложение было отклонено с подачи Фемистокла, который, по словам Плутарха, убедл пилагоров изменить мнение.

Спартанское предложение было направлено, в первую очередь, против Фессалии, которая заняла привилегированное положение в Амфиктионии и контролировала голоса достаточно большого количества не столь значительных племен. В это же время Спарта предпринимает военный поход против Фессалии под руководством Леотихида и (Hdt. VI, 72; Plut. De malign. Herod. 21, 2 p. 859 d; Paus. III, 7, 9). И поход Леотихида, и предложение лакедемонян в Совете амфиктионов объясняются желанием Спарты после Греко-персидских войн упрочить свое положение в Амфиктионии.8 Медизм большинства племен-членов Амфиктионии давал для этого желанный повод. Ведь принесенная союзниками клятва гласила, что всякий эллинский город, предавшийся персидскому царю, в случае победы союзников обязан уплатить десятину дельфийскому богу (Hdt. VII, 132). После победы над персами от выполнения этого решения отказались, так как это, без сомнения, ввергло бы Грецию в бесконечные смуты и раздоры. Все же эта клятва давала Спарте законное основание для ее действий, и из того факта, что Фемистокл убедил пилагоров изменить мнение, следует, что они сначала были склонны поддержать предложение спартанцев (ср. позицию амфиктионов в деле об осуждении предавшего греков при Фермопилах Эпиальта, см.: Hdt. VII, 213). Однако попытки лакедемонян усилить свое положение в Амфиктионии тогда потерпели неудачу.

46

Эти противоречия Спарты с большинством членов Амфиктионии особенно ярко проявились в событиях самого начала второй половины V в. Фессалия и Фокида, имевшие ведущее положение в Дельфийской амфиктионии, опирались на поддержку Афин, которые стремились помешать Спарте усилить свое влияние в Дельфах. Пользуясь тем, что Спарта в течение длительного времени была занята устройством своих дел в Пелопоннесе, и не рассчитывая, что лакедемоняне смогут в этот период организовать широкомасштабную экспедицию в центральную Грецию, фокидяне установили свой контроль в Дельфах и вторглись в соседнюю Дориду.9 Лакедемоняне вскоре ответили на это, собрав около 458 г. большое войско, включавшее 1500 своих гоплитов и 10 тыс. союзников, и выступив в центральную Грецию для борьбы с угрозой завоевания Дориды фокейцами (Thuc. I, 107, 2; Diod. XI, 79, 4-6; Plut. Cim. 17, 4; Aristid. XIII, 1, p. 255). Во главе общепелопоннесского войска был поставлен опекун малолетнего спартанского царя Плистоанакта Никомед, сын Клеомброта.

Занятые фокидянами Дельфы еще со времен Первой священной войны, после отделения от Крисы, являлись независимым полисом. Без сомнения, жречество Дельф устраивал тот факт, что их привилегированная позиция и доходы не должны были быть подконтрольны каким-либо сотоварищам-членам в общей лиге. Освобождение Дельф было еще одной важной целью похода лакедемонян, о чем сообщает Плутарх (Cim. 17, 3, 2). Это замечание хорошо осведомленного в дельфийской истории автора заслуживает доверия; не следует думать, что Плутарх путает его с событиями начавшейся позднее Второй священной войны, как это указывается в ряде исследовательских трудов, так как рассказ Плутарха указанное освобождение Дельф однозначно относит ко времени перед Танагрой. Тот же факт, что фокидяне всякий раз, как только это было возможно, предъявляли претензии на владение оракулом, доказывает и Вторая священная война и действия фокидян против Дельф веком позже в Третьей священной войне. Захват фокидянами святыни может, таким образом, безусловно рассматриваться как один из важнейших поводов для вмешательства Спарты в дела Средней Греции.

Показательной в данной связи является позиция Амфиктионии. Несмотря на то, что захват святилища фокидянами формально давал повод для священной войны, амфиктионы, по-видимому, вовсе не противились такому контролю над Дельфами со стороны одного из

47

членов союза. Такая позиция демонстрирует, как сильно в это время изменились изначальные отношения Дельф и Амфиктионии.10 Таким образом, растущая в 450-х гг. конфронтация Афин и Спарты скрывала в себе также противоречия между Амфиктионией, с одной стороны, и Дельфами и Спартой, с другой.
Афины, обеспокоенные такими действиями лакедемонян, собрали многочисленное войско, включавшее 1000 аргивян, фессалийскую конницу и контингенты других союзников. Битва произошла в Беотии у Танагры осенью 457 г. (Thuc. I, 107, 6-108; Diod. XI, 80, 2-4, ср. Hdt. IX, 35, 2; Plut. Cim. 17, 4-8; Per. 10, 1-3; Aristid. XIII, 1, p. 256; Justin. III, 6, 8-9; Paus. I, 29, 9; III, 11, 8; Nep. Cim. 3, 2). Победу одержали пелопоннесцы.11

После этого сражения между Афинами и Спартой было заключено перемирие, которое, однако, было вскоре нарушено. Воспользовавшись передышкой и оправившись после поражения, афиняне собрали значительное войско и под предводительством Миронида выступили в Центральную Грецию. В результате битвы при Энофитах, которая произошла через 62 дня после сражения у Танагры, Афины добились политического доминирования среди северо-западных соседей. Беотия, Фокида и Восточная Локрида были под их контролем. Очевидно, они должны были стремиться расширить это влияние и на Дельфы. Поэтому они поддержали призыв фокидян включить Дельфы в конфедерацию их городов как одного из членов, в результате чего святилище вновь оказалось под контролем фокидян. После победы афинян при Энофитах Амфиктиония заключает с ними договор (IG I2, N 26 = Tod, N 39 = Bengtson SVA II, N 142)12 и полностью следует в фарватере их политики. Этот союз Афин с Амфиктионией продолжался не более чем до 454 г., как считает Г.Цайльхофер, который строит свое заключение на развитии отношений Афин с Фессалией,

48

доминировавшей в Амфиктионии. Даже если не принимать эту дату, то в любом случае после сражения при Коронее в 447 г., когда Афины потеряли контроль над Средней Грецией, этот союз окончательно потерпел крах.
По-видимому, именно к периоду афинского влияния в Дельфах относится составление оракула, адресованного Тесею, основателю Афинского государства, где ему пророчится судьба кожаного меха, легко плывущего по волнам (Plut. Thes. 24, 5; P-W N. 154; F L 22. Ср.: Paus. I, 20, 7; P-W N. 434; F Q 247).13 Английский исследователь Г. Парк, основываясь на анализе стиля и лексики этого пророчества, полагает, что оно составлено как раз в середине V в. Как кажется, этот мифический оракул имел в виду взлеты и падения Афин и их империи в этот период.14 Этот оракул призывал Афины не тревожиться без меры из-за обилия трудностей и сулил им успешное разрешение множества проблем.

Когда лакедемоняне заключили перемирие с Афинами и мир с Аргосом, они вновь воспользовались возможностью вмешаться в дельфийские дела ок. 449 г.15 (Thuc. I, 112, 5; Philoch. FgrHist 328 F 34; Strab. IX, 3, 15, р. 423-424; Plut. Per. 21). Так начались события, получившие впоследствии название Второй священной войны. Фукидид повествует о том, что лакедемоняне овладели дельфийским святилищем, изгнав фокидян, и передали его дельфийцам (I, 112, 5). Западной границей между Дельфами и Фокидой стала Анемория, о чем пишет Страбон, указывая, что "это место находилось на границе между дельфийцами и фокидянами, когда лакедемонцы заставили дельфийцев отделиться от общего союза фокидян и позволили им образовать свое особое государство" (Strab. IX, 3, 15, р. 423-424, пер. Г.А.Стратановского). Согласно сообщению Плутарха (Per. 21) спартанцы получили в награду за освобождение Дельф promanteiva, т.е. право вопрошать оракул вне очереди. Постановление об этом лакедемоняне поместили на лбу железного волка, который был приношением Аполлону от дельфийцев и храмовую легенду о котором рассказывает Павсаний (X, 14, 7).

Фукидид сообщает, что после ухода лакедемонян афиняне пришли с войском и, захватив святилище, возвратили его под контроль

49

 ΛΛΛ     >>>   

Они прибыли в дельфы вопросить оракул по какому то другому поводу
истории Кулишова О. Дельфы в межполисных отношениях в середине V в. до н.э. борьба за контроль над оракулом 7 договора
Кукарцева М. Начало лингвистического поворота в историописании историографии

сайт копирайтеров Евгений