Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Искусство использует возможности, политика - действительности. Свободе, игре, фантазии искусства противостоит в политике сбалансированность, обстоятельность, осмотрительность.

Сопоставительные ряды оттеняют особенности творческих процедур в поэтической и политической сферах. Высшая смелость человека - смелость дерзания под водительством ума творческого. Но как разнится созидание в рассматриваемых случаях. В искусстве - изобретения, в политике - приобретение. Мир искусства - мир образов, мир политики - вещный, материальный мир. Средство искусства - исповедь, самообнажение, средство политики - сдержанность. Почва искусства - личный опыт, претендующий на общение. Почва политики - коллективный опыт, ставший уделом лица. Искусство - царство " прекрасной видимости" (Шиллер). Политика - царство "неприглядной реальности". Механизм искусства - побудительность мечты. Механизм политики - цензура побудительного порыва.

Что подразумевал Блок, наделяя художника знанием жизни? Скорее всего сам дух творчества, высвечивающий полноту бытия в муках искания. Поэт знает высшую реальность по полету души, наитию. такого рода знание ценно, однако не эффективно для вершения истории, фактического творения жизни, парадиз творчества, вдохновение обусловливает прорыв к высокому, но этот прорыв возможно реализовать через жизнь - всесторонностью, глубиной постижения тока жизни. В этом случае поэтические модели "начал" и "концов" заменяются политическими моделями "ада" и "рая". Ад и рай - оппозиции, в границах которых свершается жизнь. Суть в том, что, преследуя частные цели, субъект истории формирует общие смыслы того, как избегая ада, попасть в рай. В переносном и очень даже прямом значении слова. От великого до смешного - один шаг. Как же не оступиться? чем выверять деятельность? Не поэтическим, а кристаллизуемым жизнью политическим идеалом. Логика устроения жизни, отметая запах "гари, железа и крови" (Блок), самолично отлагает инвариантное, которое в качестве должного в дальнейшем детерминирует сущее. Социальные явления двойственны - натуральны и ценностны. Доказавшие мирскую натуральную состоятельность ценности в последующем приобретают статус императивов. В императиве важна гарантийность, жизнеутвержденность. Исторический процесс только потому прогресс, что подчинен гуманитарно оправданному императивному, обеспечивающему жизнь при общедоступности удобств жизни.

Весомость лица в социальной среде или, напротив, "промежуточность человека" определяется его способностью согласовывать конкретный жизненный курс с универсальными гуманитарными параметрами жизни - экзистенциальными абсолютами. Многие на этом пути не выдерживают высот ответственности: впадают в анемию, волюнтаризм, честолюбие. Окончательный вердикт о вплетении известного имени в венок истории выносит коллективный разум, исходя из основательной проработки существа деятельности в триаде "цель - средство - результат". Естественно, возможны разные исходы, детали которых нет смысла перебирать. Однако важно представлять максимальную нежелательность нерезультативного исхода. Цель в истории оправдывает не средство, а результат. В качестве итоговой формулы, таким образом, недопустимо получать формулу капитана Лебядкина "стакан полный мухоедства", - удел организующих тараканьи бега, а не жизнь народную, историческую. Таких, как неразличимый с управдомом царь, история не сохраняет. Несомненно, по этой причине совокупность знаков "Николай П", "Керенский", "Горбачев", выводимых нередко не с прописной буквы, встречается взрывной волной насмешки. Протестующе - грустной. Грустной - оттого, что из реальной истории тех, что стоят за ними, - не устранить. Протестующей - оттого, что сделать это необходимо. Как? Народной волей, умудренной очередным страдальческим опытом. Надо полагать окончательным.

Прошли те времена, как верила Россия,
Что головы царей не могут быть пустые
И будто создала благая дань творца
Народа тысячи - для одного глупца;
У нас свободный ум, у нас другие нравы:
Поэзия не льстит правительству без славы;
Для нас закон царя - не есть закон судьбы,
Прошли те времена - и мы уж не рабы!

1 Так же см.: Б. Н. Сарнов. Каждому - по его вере. М., 1997

2 Так же см.: Общественное сознание и его формы. М., 1986. С.203-240

 <<<     ΛΛΛ   

История Ильин В. Гуманитарные основания истории как процесса

сайт копирайтеров Евгений