Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Среди 15 датских грамот было несколько посланий короля Христиана IV с предложением «о помочи, что польскому королю из ево земли помочи никакие не будет», и с просьбой «поставить» в Москве своего агента Давида Рутца; грамоты привез в 1631 г . датский посол Мальте Юль 19 . Вместе с датскими грамотами в архиве хранилась печатная тетрадь на немецком языке «на чем у цысаря римского с королем дацким в городе Любке мир стался» 28 августа 1629 г . 20 (выход Дании из Тридцатилетней войны).

Наибольшее количество «новых» грамот поступило в приказ от представителей греческой православной церкви. Если за 10 с лишним лет между первым и вторым описанием Посольского архива в него поступило около 70 греческих грамот, то за шесть последующих лет собрание греческих документов пополнилось 223 грамотами. Вместе с 32 грамотами, присланными в эти же годы от православных властей и монастырей, бывших на территории Речи Посполитой (их называли тогда «грамоты Белые Руси литовских монастырей»), документы о заграничных связях русской церкви по количеству выделялись среди «новых» поступлений (255 грамот из всех 690 грамот, т.е. более 35%) 21 .

Эти цифры и содержание документов (почти все они с просьбами о денежной и материальной помощи - «милостынях») являются наглядным примером главенствующего положения русской церкви в православном мире XVII в. Стремительный рост числа греческих грамот в 20-х годах XVII в. напрямую можно связать с тем, что страной в это время фактически управлял патриарх Филарет. Круг «просителей» царской и патриаршей «милости» необычайно широк. Здесь и патриархи - Кирилл константинопольский, Феофан иерусалимский, Герасим александрийский; митрополиты, архиепископы, епископы и обыкновенные старцы. Просьба о «милостынях» поступали из различных монастырей - греческих, сербских, македонских, молдавских, кипрских, киевских и других. Тесные связи русской церкви с православным духовенством Востока имели большое значение и для русской дипломатии, так как некоторые священники, жившие на территории Турецкой империи, были тайными агентами русского правительства 22 .

Значительным по объему было и число новых крымских грамот (около 190 документов). Содержание их в целом однообразно: традиционные просьбы о «поминках» (подарках) многочисленных царевичей (нурадынов и калги), цариц, князей, мурз, их братьев, сестер и жен, “кормившихся” за счет русской казны не одно десятилетие. Число этих лиц превышало в те годы 40 человек. Опасный и беспокойный сосед, Крымская орда, заставлял русских с большой терпимостью относиться к крымской знати, особенно накануне войны с Польшей 23 .

Как уже отмечалось, около 260 дел, поступивших в архив в 1627-1632 гг., образовались в процессе приказного делопроизводства. Наиболее любопытные из них - столбцы “московские о всяких делах и сыскные приказные дела”. В 20-30-х годах XVII в., как известно, было много судебных процессов о “слове и деле государеве”. Документация о них хранилась в основном в Разрядном приказе 24 . Некоторые судебные дела этой категории оказались и в Посольском архиве. Они касались лиц, подсудных Посольскому приказу: дело пономаря Новгородского Успенского монастыря Аммоса, “про его воровское писмо”; “Столпик о изменничье Петрушкине жене Кубышкина”; столбец о ссылке на Белоозеро донских казаков “Олеши Старого с товарыщи”, “в государеве опале 136-го году” 25 и другие. Среди “столпов московских” встречается столбец с выписками из местнических дел - “памяти о случаях Семена Коробьина с Петром Пивовым да окольничево князя Григория Костянтиновича Волконского з Григорием Нащокиным в отечестве” 26 . Местничавшие были в свое время русскими посланниками. Местнические споры между членами посольств случались не раз, но документов об этом в Посольском архиве было очень мало, так как хранились они в Разрядном приказе 27 .

Большинство судных дел о лицах, подведомственных Посольскому приказу, касалось мелких правонарушений. Составленные, как правило, в виде столбцов, они специально выделялись при описании архива из общей массы, что было и раньше. Такое отношение к рядовым судным делам (или “челобитчиковым”, как их еще называли) объясняется особой заинтересованностью служащих приказа в судебных разбирательствах, доход от которых был весомым дополнением к жалованью дьяков и подъячих 28 .

Большое собрание карт Посольского архива, известное по прежним описям, в 1627-1632 гг. пополнилось только одной печатной географической картой Дании и печатным чертежем расположения шведских войск на реке Висле в 1625-1626 гг.

Все документы, просмотренные по описи 1626 г ., были возвращены на свои места хранения в прежнем порядке, утвердившемся после предыдущего описания архива. “Новые” поступления 1627-1632 гг. были систематизированы по традиционной схеме на грамоты, книги, столбцы и рознь. Внутри трех первых групп документы, как и прежде, распределялись по государствам в хронологической последовательности. Конкретные места пребывания новых документов в сохранившихся источниках не указаны, известно только, что все “новые” “грамоты, и книги, и столбцы, и всякие посольские и приказные дела кладены по ящиком и по коробьям” 29 .

Не трудно заметить, что наибольшую ценность опись 1632 г . представляет как источник по истории Посольского архива и в целом - по истории архивного дела в XVII в. Интересна информация описи о посольских делах, поступивших в приказ незадолго перед Смоленской войной, что позволяет подробнее изучить внешнюю политику России в конце 1620-х - начале 1630-х годов. Сведений по истории внутренней политики в описи 1632 г . гораздо меньше, чем в первой и второй описях. Как источник сведений о наиболее старых документах архива (перешедших из Царского архива великокняжеских и царских делах XIV - XVI вв.), опись 1632 г . является ценным дополнением к большой описи 1626 г . И именно в сопоставлении с ней и с более поздней переписной книгой 1673 г . раскрываются в полной мере возможности описи 1632 г . как исторического источника.

Примечания

1 Хранится в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), ф. 138, оп.3, д.3. (Далее - Опись 1632 г .). Другие переписные книги Посольского архива опубликованы под ред. С.О.Шмидта: Описи Царского архива XVI века и архива Посольского приказа 1614 года. М., 1960; Опись архива Посольского приказа 1626 года. Ч. 1- 2. М ., 1977 (подготовил к печати В.И.Гальцов); Опись архива Посольского приказа 1673 года. Ч. 1- 2. М ., 1990 (подготовил к печати В.И.Гальцов).

2 См .: Дворцовые разряды. СПб., 1851. Т.2, стб. 294-295; Опись 1632 г ., л.6.

3 См .: Сташевский Е.Л. Очерки по истории царствования Михаила Федоровича. Киев, 1913. Ч.1. С.369-371. Родственник Л.И.Далматова-Карпова Ф.Б. Далматов-Карпов был одним из воспитателей, “дядькой” наследника престола царевича Алексея Михайловича (см. Дворцовые разряды. Т.2, стб. 409).

4 См .: Белокуров С.А. О Посольском приказе в XVII в. М., 1906. С. 110 (приложе­ние); Опись 1632 г ., л. 348 об. - 349.

5 Опись 1632 г ., л. 319 об. Корепанов - старый подьячий, служивший в Посольском приказе с марта 1627 г . В его ведении были крымские дела (РГАДА, ф. 138, оп. 1, 1622 г ., д. 5, л . 135; 1646 г ., д. 5, л . 1-5).

6 Опись 1632 г ., л. 38-38 об.

7 Там же, л. 40 об.

8 См .: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. / Под ред. Л.В. Черепнина. М.; Л., 1950. С. 271-275, 315-322.

9 Опись 1632 г ., л. 83-83 об.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

У вашего государского дела в посолском приказе мало
История России Гальцов В.И. Переписная книга архива посольского приказа года как исторический источник

сайт копирайтеров Евгений