Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

190

Женщины носят мужские одежды не только на страницах ехemplа или театральных подмостках. Жаклин, графиня д'Эно, воспользовалась мужской одеждой, чтобы, как рассказывает Монстреле, бежать из бургундского плена 28. Похожий случай произошел в жизни английской визионерки Маргери Кемпе. Особое место в этом ряду занимает Жанна де Монфор, супруга герцога Бретани Иоанна, соперника Карла Блуаского. Она возглавила борьбу своей партии за герцогскую корону, после того как ее муж оказался в плену, одержала победу над французской армией под стенами Энбонна и приняла участие, по крайней мере, еще в одном сражении 15 августа 1342 г.29 Монфоры в результате завладели Бретанью, присоединение которой к Франции было отложено на полтора столетия. Внуки славной графини де Монфор, герцог Иоанн VI и Артур де Ришмон, опальный коннетабль Карла VII, испытывали явный интерес к Орлеанской Деве 30.

Подводя итоги, мы ясно видим: мужская одежда Жанны д'Арк была фактом, заслужившим устойчивое внимание более чем ограниченного круга людей. Даже среди клириков, относившихся к ней в большинстве своем скептически, (если не враждебно) и даже в стане ее противников не все осуждали ее за выбор костюма 31.

По этой причине нам представляется, что обвинение в "ношении непотребного костюма", растиражированное в письмах Бедфорда от 8 и 28 июня, доселе едва упомянутое в тексте отречения Жанны 24 мая 1431 г. и вовсе отсутствующее в окончательном приговоре (siс!), должно было поразить современников 32. «Многие говорили и утверждали, — сообщает "Хроника Турнэ", - что из-за зависти французских полководцев и расположения некоторых членов королевского совета к Филиппу, герцогу Бургундскому, и мессиру Жану Люксембургскому стало возможным сжечь названную Деву в Руане без всякой иной причины и вины, кроме той, что во время всех ее побед она носила непотребное платье». Таким же видит повод для осуждения Жанны д'Арк и автор цитированной нами пикардийской "Книги о предательствах, совершенных Францией по отношению к Бургундии"33. Миряне, далекие от высоких богословских понятий о формальных отличиях божественных видений и голосов от дьявольских наваждений 34, не вполне осознавали, за что Дева была отправлена на костер. Тогда им, судя по проповеди Жанна Граверана в изложении "парижского горожанина", в качестве главной улики против Жанны была преподнесена мужская одежда 35. После чего недоумение только возросло — выходит, за ношение камзола и шосс любую женщину ныне можно осудить на сожжение. Кто-то просто удивился, а кто-то укрепился во мнении: костюм только предлог для мести англичан, пообещавших сжечь девушку еще весной 1429 г. Так или иначе, интерес современников к мужскому платью Орлеанской Девы, едва заметный в начале ее пути, был сильно подогрет пламенем руанского костра.

191

Возвращаясь к внутренним мотивам, побудившим Жанну надеть мужской костюм, можно предположить, что ее мнение совпадало с тем, что думали до суда над ней ее современники-миряне 36. Она не могла понять настойчивости судей, изо дня в день мучивших ее вопросами об ее одежде, она не знала, что ей следует отвечать. Заметим, Жанна не столь уж упорствовала в отказе от женского платья. Спрошенная о том, пошла бы она к мессе в женской одежде, 15 марта она попросила себе длинное платье горожанки. Через день, 17 марта, когда девушке повторно задали этот вопрос, она вдруг ушла от прямого ответа и, словно предчувствуя развязку процесса, сказала: "Если будет угодно Господу, и меня поведут на казнь, и станут раздевать, я попрошу господ судей оставить мне женскую рубашку и головной убор". "Ты говоришь, что носишь твое одеяние по воле Божьей, так почему же ты просишь перед смертью женскую рубашку?" - не унимался мэтр Жан де ла Фонтэн, рассчитывая и здесь поймать подсудимую в ловушку. "Мне достаточно, чтобы она была длинной", — только и смогла проронить в ответЖанна 37. Мужской костюм был для девушки средством, помогавшимоставаться собой в походах и темницах, сохраняя природную стыдливость, — таким же, как длинная рубашка, в которой она предстала наэшафоте перед тысячами глаз. Однако чем дальше, тем больше костюм становился своего рода вызовом, брошенным трибуналу. 24 мартаобвиняемая говорит: "Дайте мне женское платье, чтобы я могла вернуться в дом моей матери, и я возьму его"38. И тут же признается,что, оказавшись за стенами тюрьмы, она получит совет ее голосов*,что ей делать дальше. На следующий день она отказывается от предложения надеть женское платье, чтобы пойти к мессе 39. Высшая точка была достигнута 27 мая 1431 г., когда, спустя три дня после отречения, осужденная вновь надела мужской костюм. Спрошенная опричинах такого поступка, она ответила в числе всего прочего: "Потому что не выполнены данные мне обещания: допустить меня к мессе, дать причаститься святых даров и снять оковы"40. Рецидив ересибыл для судей налицо. Своим шагом Жанна обрекла себя на смерть,причиной которой в глазах многих явился костюм. Ожидавший Девукостер обеспечил ее костюму славу среди современников и памятьпотомков.

Ношение женщиной мужской одежды, разумеется, не считалось вте времена нормой, как, впрочем, не считается и сегодня. Отклоненияот нормы, однако, не всегда вызывают немедленное наказание, иногда их сознательно (применительно к обстоятельствам) терпят, а иногда грань между нормой и отклонением настолько незаметна, что этоотклонение игнорируют, пока на него не укажут со стороны. Такбыло, по нашему мнению, и в случае Жанны д'Арк. Современники,безусловно, видели в ее облике нечто необычное, но не все из них читали Второзаконие и задумывались над тем, нарушает ли она ветхозаветный запрет. Житейский опыт, напротив, подсказывал, что поведение девушки вполне разумно в тех условиях, в каких она оказалась.Иначе думало меньшинство, но именно его мнение определило судьбу Жанны.

----------------------------------
* Такое значение слово consilium имеет в тексте процесса.

792

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Proces en nullite de la condamnation de Jeanne d'Arc / Ed. par P. Duparc. P., 1977. Vol. 1.P.290.
2 Journal d'un bourgeois de Paris / Ed. par C. Beaune. P., 1990 (annee 1431, 580). P.297-298.
3 Quicherat J. Supplement aux temoignages contemporains sur Jeanne d'Arc // Revue historique. 1882. T. XIX. P. 83.
4 Proces de condamnation et de la rehabilitation de Jeanne d'Arc, dite la Pucelle: In 4 t. // Ed. par J. Quicherat. P., 1841-1849. T. III. P. 304.
5 Допрос 28 мая 1431 r. Proces de condamnation de Jeanne d'Arc / Ed. par P. TissetY.Lahers.P., 1960. T. I. P. 396.
6 Ayroles J.-B.-J. La vraie Jeanne d'Arc: La Pucelle devant 1'eglise de son temps.Documents nouveaux. P., 1890. Liv. I, ch. II. P. 28; Roy J.-J.-E. Histoire de Jeanned'Arc dite la Pucelle d'Orleans. Tours, 1865. P. 246; Hanotaux G. Jeanne d'Arc. P.,1938. P. 78; ср. также мнение Режин Перну: Перну Р., Клэн М.-В. Жаннад'Арк. М., 1992. С. 28; PemoudR. La spirituality de Jeanne d'Arc. P., 1992. P. 106.В последней работе содержится ко всему прочему гневная отповедь тем, ктодает мужскому костюму Жанны медицинское объяснение (С. 107-108).
7 Lucie-Smith E. Joan of Arc. L., 1976. P. 34. С ним отчасти соглашался В.И. Райцес: Райцес В.И. Жанна д'Арк: Факты, легенды, гипотезы. Л., 1982.С. 98-99.
8 Райцес В.И. Указ. соч. С. 102; Barstow A.L. Joan of Arc: heretic, mystic, shaman.Lampeter, 1986. P. 107; Bynum C. Jeunes et festins sacres. Les femmes et la nourriture dans la spiritualite medievale. P., 1994. P. 399, 409; DekkerRM., PolL.C. vande. The Tradition of female transvestism in Early Modem Europe. N.Y., 1989. P. 46;Warner M. Joan of Arc, the image of femal heroism. L., 1981. P. 150-152.
9 Его датируют периодом между победой под Патэ 17 июня и 12 июля - днемсмерти знаменитого богослова. См. Proces de condamnation et de la rehabilitation... T. III. P. 304.
10 Valois N. Un nouveau temoignage sur Jeanne d'Arc, texte de la reponse d'un clercparisien a 1'Apologie de Jeanne d'Arc par Gerson. P., 1907. P. 16.
11 Proces de condamnation de Jeanne d'Arc. T. 1. P. 1.
12 Ibid. P. 423. "Появилась на свете некая женщина, вызывающая удивлениесвоей дерзостью, прозванная среди черни Девой. Надев против веления природы мужскую одежду, облачившись в боевые доспехи, она отважилась причинить многим гибель в боях и стычках, в которые она вмешивалась".
13 Delisie L. Nouveau temoignage relatif a la mission de Jeanne d'Arc // Bibliothequede 1'Ecole des Chartes. 1885. T. 46. P. 664-665.
14 Lefivre-Pontalis G. Les sources allemandes de 1'histoire de Jeanne d'Arc P 1903P. 99.
15 Proces de condamnation et de la rehabilitation... T. V. P. 120.
16 Journal de Clement de Fauquembergue, greffier du Parlement de Paris. 1417-1435.In: 3 t. Ed. par. A. Tuctey. P., 1909. T. II. P. 306.
17 Morosini A. Chronique. Extraits relatifs b 1'histoire de France / Ed. par G. Lefevre-Pontalis ct L. Dorez. T. I-IV. P. 1901. T. III. P. 38.
l8 Proces de condamnation et de la rehabilitation... T. V. P. 129.
19 Morosini A. Op. cit. T. III. P. 133.
20 Blanc 0. Vetement feminin, vetement masculm a la fin du Moyen Age. Le point devue des moralistes // Cahicrs de Leopard d'or. P.. 1989, N 1. P. 249.

193
21 Нам кажется очень важным замечание М. Уорнер о том, что предшественницы Жанны носили мужскую одежду из смирения, а она одевалась модно(Warner M. Op. cit. P. 152). Уже находясь в бургундском плену, в Аррасе, она заказала себе новый костюм на деньги, что ей прислали горожане Турнэ,пикардийского города, признававшего над собой власть Карла VII. О богатстве одеяния Жанны см.: HarmandA. Jeanne d'Arc. Ses costumes, son armure.Essai de reconstitution. P., 1929. P. 7.
22 Warner M. Op. cit. P. 156.
23 Miracles de Nostre Dame par personnages / Ed. par G. Paris, U. Robert. P., 1930.T. VII.
24 Penn D. The staging of the "Miracles de Nostre Dame par personnages". N.Y., 1933. P. 9; Kohigson E. Structures elementaires de quelques fictions dramatiques dans lesmiracles par personnages du manuscrit Cangd // Revue de la Soci6tee d'histoire dutheatre. 1957. T. 29, P. 105.
25 Roy E. Etudes sur le theatre Francais du XIVe et du XVe siecle. La comedie sans litreet les Miracles de Notre-Dame par personnages. P., 1902. P. II.
26 Статья 5 обвинительного заключения. Proces de condamnation de Jeanne d'Arc.T. I. P. 377; Journal d'un bourgeois de Paris... P. 294.
27 На допросе 24 февраля Жанна призналась в том, что часто пела со своимиподругами под сенью "Древа фей" - большого бука, росшего неподалеку отдеревни. Что она пела? В числе песен - баллады о героических девах, дочерях королей ("Алевин").
28 Chronique d'Enguerrand de Monstrelet / Ed. par L. Douet-d' Arcq. P., T. IV. P. 248.
29 Chronique de Jean Froissart. Liv. I. T. II. Ch. 166. P. 144-145.
30 Proces de condamnation et de la rehabilitation... T. IV. P. 496-498; T. V. P. 264.
31 Мы не согласны с А.Л. Барстоу, апеллирующей к тому, что «тем из нас, ктопривержен стилю "унисекс", сложно осознать, насколько злило теологовпоявление Жанны в брюках» (Barstow A.L. Op. cit. P. 106). Мы видим, что даже незнакомые со стилем "унисекс" современники Орлеанской Девы не были едины в осуждении ее костюма.
32 Proces de condamnation de Jeanne d'Arc. T. I. P. 389, 391. 423, 426.
33 Quicherat J. Supplement aux temoignages... P. 62, 83.
34 Восходящая к Августину традиция разделяла видения на "видения плоти" -visio corporalis, "души" - visio spiritualis и "разума" - visio intellectualis. Плотские видения считали плодом дьявольского наваждения. Божественномупроисхождению приписывали видения разума - "невидимое и невыразимоесловами", чистое созерцание Бога (cm. Schmitt J.-C. Les revenants. Les vivantset les morts dans la societd medievale. P.,-1994. P. 37-38). Одним из центральныхпунктов обвинения были доказательства плотского происхождения голосов и видений Жанны.
35 Journal d'un bourgeois... P. 298-299.
36 Жанна не побоялась появиться на людях в мужской одежде еще до прибытия в Шинон. Так, по дороге из Вокулера она вместе со спутниками присутствовала на мессе в соборе города Осер, о чем рассказала на допросе 22 февраля (Proces de condamnation de Jeanne d'Arc. T. I. P. 50).
37 Ibid. P. 167.
38 Ibid. P. 181.
39 Допрос 25 марта (Ibid. P. 182).
40 Ibid. P. 396.

 <<<     ΛΛΛ   

Надела бы одеяния

сайт копирайтеров Евгений