Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

8

"Но что же будет, если не будет правительств?" -- говорят обыкновенно.
Ничего не будет; будет только то, что уничтожится то, что было давно уже не нужно и потому излишне и дурно; уничтожится тот орган, который, став ненужным, сделался вредным.
"Но если не будет правительств -- люди будут насиловать и убивать друг друга", -- говорят обыкновенно.
Почему? почему уничтожение той организации, которая возникла вследствие насилия и по преданию передавалась от поколения к поколению для произведения насилия, -- почему уничтожение такой потерявшей употребление организации сделает то, что люди будут насиловать и убивать друг друга? Казалось бы, напротив, уничтожение органа насилия сделает то, что люди перестанут насиловать и убивать друг друга.
Теперь есть люди, специально воспитываемые, приготовляемые для того, чтобы убивать и насиловать других людей, -- люди, за которыми признается право насиловать, и которые пользуются устроенной для этого организацией; и такое насилование и убивание считается, хорошим и доблестным делом, тогда же люди не будут для этого воспитываться, ни за кем не будет права насиловать других, не будет организации насилия, и, как это свойственно людям нашего времени, насилие и убийство будет всегда и для всех считаться дурным делом.
Если же и после уничтожения правительств будут происходить насилия, то, очевидно, они будут меньше, чем те, которые производятся теперь, когда есть специально для произведения насилия устроенные организации и положения, при которых насилия и убийства признаются хорошими и полезными.
Уничтожение правительств только уничтожит по преданию переходящую, ненужную организацию насилия и оправдание его.
"Не будет ни законов, ни собственности, ни судов, ни полиции, ни народного образования", -- говорят обыкновенно, умышленно смешивая насилия власти с различными деятельностями общества.
Уничтожение организации правительств, учрежденных для произведения насилия над людьми, никак не влечет за собой уничтожения ни законов, ни суда, ни собственности, ни полицейских ограждений, ни финансовых устройств, ни народного образования. Напротив, отсутствие грубой власти правительств, имеющих цель поддержать только себя, будет содействовать общественной организации, не нуждающейся в насилии. И суд, и общественные дела, и народное образование, всё это будет в той мере, в которой это нужно народам; уничтожится только то, что было дурно и мешало свободному проявлению воли народов.
Но если и допустить, что при отсутствии правительств произойдут смуты и внутренние столкновения, то и тогда положение народов было бы лучше, чем оно теперь. Положение народов теперь таково, что ухудшение его трудно себе представить. Народ весь разорен, и разорение неизбежно должно идти, усиливаясь. Все мужчины обращены в военных рабов и всякую минуту должны ждать приказа идти убивать и быть убиваемыми. Чего же еще ждать? Того, чтобы разоренные народы вымирали с голода? Это уже начинается в России, Италии и Индии. Или того, чтобы, кроме мужчин, забрали в солдаты и женщин? В Трансваале и это уже начинается.
Так что, если бы и действительно отсутствие правительств означало анархию (чего оно вовсе не означает), то и тогда никакие беспорядки анархии не могли бы быть хуже того положения, до которого правительства уже довели свои народами и к которому они ведут их.
И потому не может не быть полезным для людей освобождение от патриотизма и уничтожение зиждущегося на нем деспотизма правительств.

9

Опомнитесь, люди, и, ради всего блага и телесного, и духовного и такого же блага ваших братьев и сестер, остановитесь, одумайтесь, подумайте о том, что вы делаете!
Опомнитесь и поймите, что враги ваши не буры, не англичане, не французы, не немцы, не чехи, не финляндцы, не русские, а враги ваши, одни враги -- вы сами, поддерживающие своим патриотизмом угнетающие вас и делающие ваши несчастия правительства.
Они взялись защищать вас от опасности и довели это мнимое положение защиты до того, что вы все стали солдатами, рабами, все разорены, всё более и более разоряетесь и всякую минуту можете и должны ожидать, что натянутая струна лопнет, начнется страшное избиение вас и ваших детей.
И как бы велико ни было избиение и чем бы оно ни кончилось, положение останется то же. Так же и еще с большей напряженностью правительства будут вооружать и разорять, и развращать вас и детей ваших, и остановить, предупредить это никто не поможет вам, если вы сами не поможете себе.
Помощь же только в одном -- в уничтожении того страшного сцепления конуса насилия, при котором тот или те, кому удастся взобраться на вершину этого конуса, властвуют над всем народом и тем вернее властвуют, чем более они жестоки и бесчеловечны, как это мы знаем по Наполеонам, Николаям I, Бисмаркам, Чемберленам, Родсам и нашим диктаторам, правящим народами от имени царя.
Для уничтожения же этого сцепления есть только одно средство -- пробуждение от гипноза патриотизма.
Поймите, что всё то зло, от которого вы страдаете, вы сами себе делаете, подчиняясь тем внушениям, которыми обманывают вас императоры, короли, члены парламентов, правители, военные, капиталисты, духовенство, писатели, художники, -- все те, которым нужен этот обман патриотизма для того, чтобы жить вашими трудами.
Кто бы вы ни были -- француз, русский, поляк, англичанин, ирландец, немец, чех -- поймите, что все ваши настоящие человеческие интересы, какие бы они ни были -- земледельческие, промышленные, торговые, художественные или ученые, все интересы эти так же, как и удовольствия и радости, ни в чем не противоречат интересам других народов и государств, и что вы связаны взаимным содействием, обменом услуг, радостью широкого братского общения, обмена не только товаров, но мыслей и чувств с людьми других народов.
Поймите, что вопросы о том, кому удалось захватить Вей Хай-вей, Порт-Артур или Кубу, -- вашему правительству или другому, для вас не только безразличны, но всякий такой захват, сделанный вашим правительством, вредит вам потому, что неизбежно влечет за собой всякого рода воздействия на вас вашего правительства, чтобы заставить вас участвовать в грабежах и насилиях, нужных для захватов и удержания захваченного. Поймите, что ваша жизнь нисколько не может улучшиться оттого, что Эльзас будет немецкий или французский, а Ирландия и Польша свободны или порабощены; чьи бы они ни были, вы можете жить где хотите; даже если бы вы были эльзасец, ирландец или поляк, -- поймите, что всякое ваше разжигание патриотизма будет только ухудшать ваше положение, потому что то порабощение, в котором находится ваша народность, произошло только от борьбы патриотизмов, и всякое проявление патриотизма в одном народе увеличивает реакцию против него в другом. Поймите, что спастись от всех ваших бедствий вы можете только тогда, когда освободитесь от отжившей идеи патриотизма и основанной на ней покорности правительствам и когда смело вступите в область той высшей. идеи братского единения народов, которая давно уже вступила в жизнь и со всех сторон призывает вас к себе.
Только бы люди поняли, что они не сыны каких-либо отечеств и правительств, а сыны бога, и потому не могут быть ни рабами, ни врагами других людей, и сами собой уничтожатся те безумные, ни на что уже не нужные, оставшиеся от древности губительные учреждения, называемые правительствами, и все те страдания, насилия, унижения и преступления, которые они несут с собой.

Лев Толстой.
Пирогово, 10 мая 1900 г.

КОММЕНТАРИИ

"ПАТРИОТИЗМ И ПРАВИТЕЛЬСТВО"

ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ

Статья "Патриотизм и правительство", называвшаяся в первых редакциях "Патриотизм или мир", была начата и вчерне закончена Толстым в феврале 1900 г. 28 февраля 1900 г. он писал Чертковым: "Я, кажется, кончил маленькую статью о патриотизме" (т. 88, стр. 191). Но это предположение об окончании статьи оказалось ошибочным.
В начале марта Толстой получил письмо от немецкого солдата Иоганна Клейнпоппена (Kleinpoppen), датированное 16 марта нов. ст. 1900 г. В этом письме Клейнпоппен описывал ужасы войны и ее губительные последствия и просил Толстого написать "хорошую книгу против войны". Толстой 13/25 марта ответил ему, что он "над этим теперь работает", и спрашивал разрешения перевести письмо Клейнпоппена и опубликовать его в русских газетах. (Письмо Толстого и письмо И. Клейнпоппена напечатаны в т. 72, стр. 334--336.)
Письмо Клейнпоппена было послано в журнал "Свободная мысль" (Женева), где и было напечатано в N 4 за 1900 год, и затем перепечатано в газете "Курьер", в N 16 от 27 апреля 1900 г. Впоследствии (в рук. N 21) Толстой закончил седьмую главу своей статьи большой выдержкой из письма Клейнпоппена, не упоминая его имени.
Возможно, что с получением этого письма Толстой и возобновил работу над статьей.
13 марта 1900 г., после перерыва с 27 января, Толстой записывает в Дневнике: "Писал всё 1) письмо духоборам, которое кончил и послал, 2) о патриотизме, которое много раз переписывал и которое ужасно слабо, так что вчера решил или бросить, или всё с начала, и кажется, есть что сказать с начала. Надо показать, что теперешнее положение, особенно Гаагская конференция, показали, что ждать от высших властей нечего и что распутывание этого ужасного губительного положения, если возможно, то только усилием частных отдельных лиц" (т. 54, стр. 10).
Через 6 дней, 19 марта, Толстой записывает; "Мало, но успешно работаю" (стр. 15). Затем -- 24 марта: "Пишу то Патриотизм, то Денежное рабство. И первое много улучшил, но вот второй день не пишу" (стр.18). После этого -- запись 6 апреля: "Всё работаю ту же работу, загородившую мне художественную" (стр. 20). Затем 2 мая: "Всё время был занят двумя статьями. И хочется думать, что кончил... Мало думал вне работы. Работа всё поглощала" (стр. 24).
2 мая в письмах к Д. А. Хилкову и к А. Шкарвану (см. т. 72, стр. 353 и 358) Толстой извещал их об окончании статьи, причем во втором письме статья имеет заглавие -- "Патриотизм и правительство". (Так же называется она и в письме к А. Ернефельту от 20 июня, стр. 387.)
Однако и на этот раз сообщение об окончании статьи было преждевременным. 7 мая Толстой писал Чертковым: "Всё доканчиваю две статьи: о патриотизме и о рабочих ["Рабство нашего времени"]. И очень хочется с Кенворти послать к вам" (т. 88, стр. 195). Действительно через три дня, 10 мая, статья была послана Черткову с гостившим у Толстого и уезжавшим обратно в Англию англичанином Джоном Кенворти. При этом Толстой писал: "Посылаю вам эту статью, милые друзья. Простите, что злоупотребляю вашей добротой, перемарал ее и, не переписав, посылаю ее с милым Кенворти. С статьей делайте, что найдете нужным. Печатайте, если найдете ее стоящей того, или вернете, чтобы исправить. Хотя я очень много раз ее исправлял, я могу еще почистить ее. Есть в ней, мне кажется, нужное, но она как-то не задалась и не нравится мне. Впрочем, я столько ковырял в ней, что уже потерял чутье" (т. 88, стр. 196).
Статья "Патриотизм и правительство" была впервые напечатана В. Г. Чертковым в изд. "Свободное слово" в Англии в 1900 г. и затем переиздана берлинскими издательствами: Гуго Штейница (1903 г.) и Н. Саspari (без означения года). В России была перепечатана в 1906 г. в изд. "Обновление" в Петербурге (было конфисковано) и в изд. "Жизнь" в Харькове. В 1917 г. статья появилась в Москве в двух изданиях: Толстовского общества, издательств "Посредник" и "Свободная жизнь" и в Харькове в издательстве "Сеятель". В 1918 г. была перепечатана Комиссариатом народного просвещения Смоленской губернии и в Екатеринодаре издательством Колосова и Жандармова.
Общее количество рукописного материала, относящегося к статье "Патриотизм и правительство", исчисляется в 549 листов разного формата (в том числе и отрезки). Рукописи расположены в хронологическом порядке под .NN 1--23.
Рукопись N 1 -- автограф первой черновой редакции статьи; остальные -- рукописные копии разных переписчиков, с исправлениями и вставками Толстого.
Даты Толстого имеются на следующих рукописях: N 18 -- "9 апреля", N 19 -- "13 апр. 1900".
Кроме того, проставлены даты на обложках рукописей: N 5 -- рукой М. Л. Оболенской -- "февраль 1900", N 20 -- рукой переписчика Ф. А. Ушакова -- "21 апреля 1900. Москва" и N 21 -- его же рукой -- "Москва. 24 апреля 1900".
Рукопись N 7 озаглавлена рукой Толстого: "Патриотизм или мир"; N 14 -- его же рукой; "Одумайтесь" и затем "Спасение только в нас" (оба заглавия зачеркнуты); N15 -- его же рукой: "Единственное спасение". В рукописи N 18 это заглавие зачеркивается Толстым. Окончательное заглавие появляется в рукописи У® 19, проставленное на обложке рукой Ф. А. Ушакова.
В настоящем издании статья "Патриотизм и правительство" печатается по рукописи N 23 с исправлением ошибок переписчиков по предыдущим рукописям.


(Издание: Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 90, Государственное Издательство Художественной Литературы, Москва - 1958; OCR: Габриел Мумжиев)

 <<<     ΛΛΛ   

Вреден только дурной патриотизм

сайт копирайтеров Евгений