Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Вплоть до конца XIII – начала XIV в. города, особенно портовые в Южной Индии, пользовались широкой автономией. Дела города вершили городские собрания, в которые входили главы наиболее влиятельных и богатых каст, особенно купеческих, реже ремесленных. Городское собрание не только наблюдало за порядком и разрешало жалобы, но и собирало в свою пользу рыночные пошлины и налог с ремесленников, самостоятельно устанавливая их величину. Оно было межкастовым и в значительной степени автономным.

Купеческие корпорации, как правило, контролировали целый торговый регион. Такова была, например, корпорация купцов Айяволе, которая распространила свое влияние на многие районы Южной Индии, на торговые центры купцов-индийцев в Юго-Восточной Азии, хотя центр ее – «совет пятисот» («свами») – находился в городе Айяволе в Южной Индии. Подобной же организацией были маниграмам, комати и т.п.

Широкое самоуправление городов не являлось зародышем капиталистических отношений, как в Западной Европе. Оно свидетельствовало лишь о том, что индийские феодалы не смогли еще подчинить себе всю экономику и общественную жизнь страны. Со временем города потеряли автономию. Пошлины стали собираться в казну государственными чиновниками, они же начали определять размер сборов. Феодалам жаловались доходы с лавок и ремесленных кварталов. Городские собрания распадались, а купеческие корпорации утратили политическое влияние. С конца XIII – XIV вв. правители стали жаловать феодалам города; феодал стал господствовать в городе так же полновластно, как и в сельской местности.

Индия вывозила хлопчатобумажные и бенгальские шелковые ткани, оружие, украшения и утварь из золота, серебра и меди. Весьма обычной была работорговля. Рабов использовали главным образом в качестве домашних слуг. Импортировались же шелк, золото, предметы роскоши и некоторые ткани, отличавшиеся от индийских выделкой и окраской, ввозились в большом количестве лошади, поскольку природа Индии не благоприятствовала их разведению.

Внутренняя торговля развивалась на протяжении всего феодального периода. Наиболее удобной торговой артерией был Ганг с его притоками. Из Бенгалии путем каботажной торговли везли товары на юг. Торговые пути, пересекавшие южные районы Индии, проходили вдоль больших рек. Из крупных портовых городов товары поступали во внутренние области страны. Однако внутренняя торговля была менее развита, чем внешняя.

Для развития внутренней торговли имел большое значение захват делийскими правителями морского побережья, откуда везли соль и кокосовые орехи, из которых делали масло, плели веревки. Плодородные, богатые рисом области Бенгалии посылали продовольствие в столицу для снабжения огромных армий султана. Купцы Канауджа торговали сахаром по всей Индии. Однако хозяйство оставалось натуральным. Продовольствие, а также ремесленные изделия шли главным образом для удовлетворения нужд султана, его придворных и наемной армии.

Расширению торговли и ремесла мешали многочисленные поборы и повинности, которые устанавливали делийские правители. Кроме закята, принятого во всех мусульманских странах и выплачиваемого торговцами и ремесленниками в денежной форме в размере 2,5% стоимости товара, они платили налог на застроенную домами и лавками землю, разнообразные пошлины у застав и речных переправ, уплачивали сбор в пользу градоначальника и т.п.

Таким образом, с середины I тысячелетия н.э. начинается перерождение азиатского способа производства в специфический восточный феодализм.

Государственная собственность постепенно превращалась в частную, и одновременно шла дифференциация общин. Их верхушка начинала распоряжаться землей, налогами, сдавала участки в аренду, эксплуатировала тех, кто попадал в долговую зависимость от нее.

Однако общинно-кастовые традиции и деспотическая власть государства не допускали роста «общинной аристократии», сдерживали перерастание азиатского способа производства в восточный феодализм, сохраняя важнейшие черты традиционного восточного общества.

Социально-экономическая система средневековой Индии отличалась от европейского средневековья. В Индии структура господствующего класса была слабо развита, а в иные периоды отсутствовала вовсе. Землевладелец, как правило, не вел своего домениального хозяйства, поэтому барщины не существовало. Принудительный неоплачиваемый труд использовался большей частью только на строительстве крепостей, оросительных сооружений и т.п. Рента с крестьян взималась в форме фиксированного государственного налога.

В индийском обществе верховная государственная собственность на землю сочеталась с частным землевладением и общинным землепользованием.

Собственность и власть были слиты воедино. Абсолютная власть была непререкаемой. Она освящалась религией и философскими трактатами.

Экономическая история средневековой Индии – типичный вариант восточного общества, для которого характерно стремление к стабильности и неизменности. Поддержанию стабильности служили и деспотизм правителей, и религия, и обычаи, и законы. Ключевую роль в общественной стабилизации играла система социальных корпораций – от общин до каст.

Вопросы для повторения

С XV в. в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы произошел ряд общественных изменений, ознаменовавших начало новой эпохи, которая вошла в историю как Возрождение (Ренессанс). Новая эпоха представляла собой период возрождения античной культуры, античного образа жизни, отсюда и пошло название Ренессанс, т.е. Возрождение. В действительности, ренессансная культура являлась синтезом античности и средневековой культуры.

Возрождение было подготовлено всем ходом общеевропейского развития. Но на него оказывали глубокое влияние исторические и экономические региональные особенности. В XIV–XV вв. широкое развитие получили товарно-денежные отношения, появились элементы новой, капиталистической хозяйственной системы. Италия первой вступила на этот путь, чему в немалой степени способствовали высокий уровень урбанизации Северной и Центральной Италии, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, торговли, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок. Богатый, процветающий итальянский город стал базой культуры Возрождения, светской по своей природе и общей направленности.

Перемены в умонастроениях общества были связаны прежде всего с процессом секуляризации – освобождения от влияния религии и церковных институтов – культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретала не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство. Вначале этот процесс совершался очень медленно и протекал в разных странах по-разному.

Идеологией Возрождения стал гуманизм, означавший на первых порах комплекс знаний о человеке, его месте в природе и обществе.

В последующие века содержание гуманизма значительно расширилось, усложнилось. Рождение гуманизма произошло раньше всего в Италии – во Флоренции, Неаполе, Риме, где возникли кружки гуманистов, а затем он распространился по всей Европе. Виднейшими представителями гуманизма были Леон Альберти (1404–1472), Леонардо Боуни (1370–1444), Джованно пико делла Мирандола (1463–1494), Эразм Роттердамский (1469–1539), Иоганн Рейхлин (1455–1522).

Развитие гуманистических идей в Италии, усилившееся в первые десятилетия XVI в. благодаря книгопечатанию, прервала католическая церковь, отношение которой к ренессансной культуре резко изменилось. Если вначале римско-католическая церковь покровительствовала новому искусству и не препятствовала гуманистическому движению, то с середины XVI в. она выступала как ярый враг и душитель культуры Возрождения. Столь резкий поворот в позиции церкви был неизбежен, поскольку новая идеология и культура во многом противоречили принципам религиозно-теологического мировоззрения, церковной идеологии и культуре.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Такой путь развития предполагает создание замкнутых
Химической промышленности
Французская промышленность к концу xviii в
Количество безработных в сша достигло 17 млн человек
В большинстве государств рейнского союза крестьянские повинности феодального характера заменялись

сайт копирайтеров Евгений