Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Поскольку червонец был крупной денежной единицей, то его распространение в стране наталкивалось на некоторые трудности, и в частности, червонец медленно проникал в деревню. Размен червонцев на совзнаки не всегда происходил нормально. Так, в Самарской губернии за размен червонцев на совзнаки на черной бирже брали с крестьян по 100—200 рублей46. Аналогичное положение существовало и в других местах.

Еще летом 1923 года бывали случаи нежелания крестьян или рабочих принимать червонцы не только на окраинах, как в Туркестане, но и в таких центрах как Петроград.

Если в Новороссийске во второй половине августа 1923 года грузчики получали на десять человек купюру в 25 червонцев, которую нигде нельзя было разменять, то они были вынуждены ходить затем десятками по магазинам и, в конце концов, «чтобы разменять деньги, покупали в большом количестве вино», и это представляло еще не самый красочный пример тех затруднений, которые вызывал разменный кризис47.

В марте 1923 года в Правлении Госбанка был поставлен вопрос о выпуске банкнот в мелких купюрах в половину червонца. Эти купюры было решено, однако, не выпускать, так как роль твердых разменных денег для червонцев до выпуска казначейских билетов стали выполнять беспроцентные обязательства Народного Комиссариата Путей Сообщения, так называемые «транспортные сертификаты».

На основании постановления Совета Труда и Обороны СССР от 26 июля 1923 года транспортные сертификаты выпускались с целью увеличения оборотных средств железных дорог и водного транспорта Советского Союза. Сертификаты поэтому должны были обеспечиваться, как гласила надпись на них, всеми доходами железных дорог и водного транспорта, и кроме того, их стоимость гарантировал Наркомат Финансов. В связи с этим на сертификатах помещались подписи Наркома Путей Сообщения Ф. Э. Дзержинского и Наркома Финансов Г. Я. Сокольникова.

Однако на самом деле сертификаты не имели никакого реального обеспечения, так как подпись Наркома Финансов печаталась на всех денежных знаках, а железнодорожный и водный транспорт страны были убыточными. За 1922—1923 хозяйственный год дотация транспорту составила 140 миллионов рублей, в 1923 — 1924 хозяйственном году дотацию намечали уменьшить до 40 миллионов рублей, и лишь с октября 1924 года, как ожидалось, транспорт должен был стать бездефицитным48. Только огромная потребность оборота в разменных деньгах обеспечила хождение сертификатов. И хотя некоторые шутники прозвали их «чертификатами»49, но они прижились в обороте и просуществовали около года.

Транспортные сертификаты достоинством в 5 рублей золотом, т. е. в половину червонца впервые были выпущены в обращение в конце сентября 1923 года. Первая котировка сертификатов фондовым отделом при Московской товарной бирже состоялась 24 октября. Если один червонец котировался в тот день в 6400 рублей денежными знаками образца 1923 года, то транспортный сертификат был приравнен к 3200 рублям50.

Всего в 1923—1924 годах было объявлено о четырех выпусках сертификатов на общую сумму в 24 миллиона рублей. В обращении наибольшее количество сертификатов находилось в апреле 1924 года, поскольку на 1 мая этого года сумма обращавшихся сертификатов достигла величины 21276,8 тысячи золотых рублей51. С мая начался выкуп сертификатов. Они выкупались в срок до 31 июля 1924 года.

Стоимость червонцев в совзнаках несколько колебалась по районам страны. Так, на 15 марта 1923 года при стоимости червонца в Москве в 248 рублей дензнаками 1923 года такая же цена стояла и в 26 городах Союза (в том числе в Екатеринбурге, Иркутске, Новгороде, Одессе, Ташкенте). В то же время цена выше московской существовала в 13 городах (в том числе в Баку, Вологде, Минске, Тифлисе), а ниже — держалась в 14 других городах (в том числе в Курске, Пензе, Пятигорске, Саратове, Симферополе)52. Но разница между высшей (Тифлис — 260 рублей) и низшей (Саратов — 242 рубля) котировкой составляла всего 18 рублей или 7,4% к минимальной стоимости. В среднем по стране это различие было еще меньше и составляло только 8 рублей или 3,3% к меньшей стоимости, что наглядно свидетельствовало о весьма близкой котировке червонца в государстве.

Хлебные заготовки оказались прекрасным проводником червонцев в деревню. Например, в сельские единые потребительские общества — местные кооперативы в Смоленской области крестьяне часто приносили для размена или расплаты за покупки червонцы. Одновременно, в свою очередь, они требовали оплаты сдаваемого ими хлеба также в червонцах53. Опыт заготовок Царицынским губернским союзом показал, что ввиду приближения сроков платежа налогов крестьяне, продавая зерно, стремились получать червонцы. Из донских округов сообщали, что даже калмыки при продаже скота просят червонцы — «плати деньга, которая растет»04. Летом 1923 года червонцы стали выдавать в зарплату рабочим и служащим.

К концу лета 1923 года червонец окончательно утвердился в качестве не только устойчивой, но и основной валюты в стране. На его долю приходилось уже свыше 80% всего денежного обращения государства. На 1 декабря 1923 года в кассу Правления Госбанка было передано и затем выпущено в обращение 26,8 миллиона червонцев на сумму 267,8 миллиона рублей золотом55.

Однако, ценность червонца под влиянием различных причин все же резко колебалась в разные месяцы года. Благодаря непрекращавшемуся росту цен покупательская способность червонцев уменьшалась. Так, по оптовому индексу Госплана (70 товаров) стоимость червонца в довоенных рублях уменьшилась с 10,4 рубля на 1 января 1923 года до 5,92 рубля на 1 января 1924 года, до 5,81 рубля на 1 января 1925 года и до 5,46 рубля на 1 января 1926 года. По розничному индексу конъюнктурного института (96 товаров) — более точному для потребителя, снижение было большим и цифры соответственно составили 8,93; 5,56, 4,88 и 4,42 рубля56.

В своих воспоминаниях о Ф. Э. Дзержинском А. И. Микоян писал, что «у нас тогда в стране имели хождение золотые червонцы наравне с бумажными»57. На Пленуме ЦК РКП (б) в ноябре 1924 года отмечалось, что для того, чтобы побороть стихию вольного рынка пришлось производить чеканку золотых монет. Чтобы достигнуть удержания золотого паритета в некоторые месяцы 1923—1924 годов было необходимо выпускать на золотой рынок довольно значительную массу золотой монеты, как советского, так и дореволюционного чекана58. Монеты обычно выпускались в Москве и оттуда распространялись по всей стране. Так, прибывшие в Одессу из Москвы пассажиры привезли с собой золотые червонцы59. Камвольный трест рассчитывался золотой монетой с рабочими московских заводов60.

На 1 января 1924 года курс червонца достиг 30 тысяч рублей дензнаками 1923 года. Параллельное обращение в стране двух валют — падающей и более устойчивой — несло в себе ряд отрицательных моментов, Оно неблагоприятно отражалось на положении рабочих и крестьян. Получаемая трудящимися зарплата в связи с наличием падающей валюты быстро обесценивалась. Ряд предприятий и организаций начал выпускать свои деньги в червонном или золотом исчислении. Например, Центральный рабочий кооператив «Основа» в Краснодаре в 1923 году выпустил свои «распоряжения» от 1 копейки до 10 рублей в червонном исчислении. Так же поступил кооператив «Красный текстильщик» в Петрограде, выпустивший боны в 1 и 2 червонных рубля, Аятское губернское военно-потребительское общество, пустившее «товарно-кредитные ордера» в 5, 10 и 20 червонных копеек, единый многолавочный кооператив в Мариуполе — знаки от 5 копеек до 5 червонных рублей и ряд других организаций. Но это, конечно, не могло быть выходом из положения даже для городских трудящихся. Крестьянство, вследствие медленной оборачиваемости товаров и денег в деревне, также несло крупные потери. Все это обусловило необходимость проведения денежной реформы, условия для которой были созданы уже осенью 1923 года.

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА

Осень любого года являлась наиболее удобным временем для проведения денежной реформы, так как в осенние месяцы на рынок поступало большое количество сельскохозяйственных продуктов, что автоматически приводило к повышению курса валюты, даже неустойчивой, и облегчало реформу. Так, в Германии денежная реформа была объявлена 15 ноября 1923 года. В тот день в обращение выпустили новые немецкие денежные знаки, названные «рентными марками». Однако в Наркомате Финансов СССР еще продолжали считать, что эмиссия необеспеченных совзнаков не изжила себя до конца. Кроме того, Наркомфин к этому времени еще не успел подготовиться к выпуску новых денежных знаков и проведение реформы затянулось до февраля 1924 года.

«Все вы великолепно понимаете, что пришли мы к необходимости проведения денежной реформы в данный момент не потому, что мы свободно выбрали этот момент. Мы с денежной реформой ждали до того момента, когда окончательно будет использован тот знак, на котором мы ездили все эти годы, т, е. совзнак. Теперь совершенно ясно, что совзнак подошел к самому концу, и что нас уже денежная реформа начинает подгонять, и мы теперь не могли отказаться от проведения в эти месяцы денежной реформы. Держаться на совзнаке мы не можем не только несколько месяцев, но и несколько недель. Свидетельство об этом очень простое: оно заключается в том, что крестьянство на сов-знаки продавать хлеб государству отказывается. Второе доказательство — то катастрофическое падение совзнака, которое мы с вами ежедневно наблюдаем. При этих условиях, срок проведения денежной реформы мы не можем дальше оттягивать.

Денежная реформа представляет собою экономическое мероприятие перворазрядного значения.  Это в известном случае революционный переворот в нашей экономике.

У денежной реформы два главных врага. Мы должны бороться: 1) с государственным дефицитом и 2) высокими ценами на товары. Должны быть снижены цены на промышленные изделия, а также чрезвычайно выросшие за последнее время хлебные цены. Благодаря росту цен, мы ежедневно видим падение покупательской способности червонцев. Без отказа от выпуска новых казначейских билетов на покрытие дефицита, мы твердой валюты создать не можем» — говорил Председатель Совета Труда и Обороны СССР Л. Б. Каменев 29 февраля 1924 года в своем докладе «О денежной реформе»61.

В успехе реформы большую роль сыграли активный платежный баланс, сбалансирование бюджета и, как следствие этого, прекращение необеспеченной эмиссии, наличие устойчивой валюты — червонца и быстрое восстановление народного хозяйства.

Денежная реформа была встречена нэпманами в штыки. Частный капитал употреблял все свои усилия, чтобы создать атмосферу недоверия, скептицизма и колебаний по отношению к денежной реформе. Рынок, построенный на спекуляции, увидел в реформе не только ограничение частного предпринимательства, но и укрепление советской власти.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

24 октября
Как заведующий отделением зарубежных операций госбанка правления работник
В кассу правления госбанка было передано 343 миллиона червонцев на сумму в 3 миллиарда 430 миллионов рублей104
Глейзер М. Советский червонец истории экономики России 5 известия

сайт копирайтеров Евгений