Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

*1* Всемирная история экономической мысли. Т. 3. М„ 1989, стр. 93.

*2* Следует отметить, что повышенная значимость государства характерна для немецкой нации, ее менталитета. Не в последнюю очередь это было связано с отсутствием централизованного государства в Германии вплоть до последней трети девятнадцатого века, что оборачивалось слабой защищенностью жизни и имущества людей. Что касается представителей “молодой” исторической школы, то для них был характерен взгляд на государство не только как на гаранта поддержания порядка, но и достижения тех целей, которые не могут быть достигнуты усилиями отдельных личностей. В числе функций государства они называли заботу об умственном и эстетическом воспитании нации и их здоровье; покровительство старикам и другим слабым членам общества; помощь рабочим, получившим увечья и т.д.

 

Критикуя концепцию “экономического человека” представители немецкой исторической школы отмечали, что в своем поведении человек руководствуется не соображениями рациональности, а привычками и традициями. Это касается в первую очередь рынка труда, (к примеру, сын сапожника почти наверняка станет сапожником) а также принципа установления платежей, в частности ренты. Не в последнюю очередь на поведение человека, по мнению представителей данной школы, оказывают влияние и моральные нормы*1*.

*1* 0 непосредственном влиянии принятых в обществе моральных норм на экономическое поведение людей свидетельствуют следующие факты. Так, отношение в обществе к “жизни в долг” влияет на склонность к сбережениям, и в конечном счете определяет национальную норму сбережений. Нравственные принципы, воплощенные в трудовой этике, в большой степени влияют на производительность труда и эффективность общественного производства. И во многих случаях поведение человека в экономической области в значительной степени регулируется соображениями справедливости и морали.

 

Не внеся ничего нового в “чистую” экономическую теорию представители исторической школы много сделали в области конкретных экономических дисциплин, исследовании отдельных сторон экономической жизни на базе широкого использования исторического и статистического материала. С полным основанием можно сказать, что работы представителей “молодой” исторической положили начало такому научному направлению, как экономическая социология, в которой экономические процессы рассматривались с несколько непривычных позиций. В этой связи представляют интерес взгляды Э.Дюркгейма (1858—1917) на причины разделения труда. Как вы помните, у А.Смита причинами разделения труда выступали изначально заложенная в человеке склонность к обмену и эгоизм, понимаемый как стремление к собственной выгоде; а следствием разделения труда являлся рост его производительности и увеличение богатства нации. Дюркгейм же выделяет социальную функцию разделения труда, которую он видит в создании солидарности в обществе. По его мнению, разделение труда существует потому, что оно помогает сохранить общество в условиях возрастания плотности населения. Как известно, на ограниченной территории однородные объекты всегда находятся в конфликтном состоянии; в отношении человеческого общества это означает, что одинаковость людей и социальных групп неизбежно будет порождать напряженность и агрессию. Но там, где существует дифференциация деятельности, возможно восстановление общего порядка без ограничения свободы. Таким образом, по мнению Дюрктейма, разделение труда существует потому, что оно помогает сохранить общество в условиях дифференциации деятельности и возрастания солидарности*1*.

Анализу с точки зрения социологии подверглись не только экономические процессы но и экономические категории. В частности, деньги как социальное явление рассматривает Зиммель (1858—1918) в своей работе “Философия денег”, анализируя влияние денежной культуры на изменение психологии человека. Зиммель отмечает, что денежная культура создает экстравагантность (престижное потребление — в терминах Т.Веблена), порождает цинизм*2* и делает существование человека бесхарактерным а труд безразличным, поскольку последний имеет смысл только если приносит доход.

*1* Подробнее об этом в работе Веселова Ю.В. “Экономическая социология. История идей”. С-Пб., 1995.

*2* Раз все ценности, в том числе и моральные (совесть, честь) продаются за деньги, то они значения не имеют.

 

Как уже отмечалось, для представителей исторической школы характерна установка — “человек принадлежит миру культуры”. Не случайно у видного представителя “молодой” исторической школы В.Зомбарта (1863—1941) задачей экономического анализа является отыскание духа хозяйственной эпохи, нечто укорененного в социальных устоях, нравах и обычаях данного народа. Он утверждал, что капиталистический хозяйственный уклад возник из недр западноевропейской души — из духа беспокойства и предпринимательства, соединенного с жаждой наживы.

Этой проблеме посвятил свою самую известную работу “Протестантская этика и дух капитализма” М.Вебер (1864—1920), которого с равным основанием можно причислить как к представителям исторической школы, так и институционализма. Капитализм, по Веберу, это не просто стремление к наживе; это рациональное обуздание жажды наживы, это профессиональный труд для получения прибыли на основе мирного обмена, это хозяйственный учет при сопоставлении затрат и результатов. Дух капитализма предполагает строй мышления и поведения, для которого характерно рациональное и систематическое стремление к получению законной прибыли в рамках своей профессии. Но почему данный строй оказался возможным? Почему возник такой тип человека и почему происходят изменения в человеческом характере? Вебер считает, что капитализм обязан своим существованием протестантской этике, для которой высшие качества — трудолюбие, скромность, честность, благотворительность и которые вытекают из религиозных учений Лютера и Кальвина, учений эпохи Реформации.

Согласно учению Лютера, человек исполняет свой долг перед Богом в мирской жизни; профессиональное призвание — веление Господа. Таким образом, мирская деятельность рассматривается как исполнение религиозного долга, в отличие от раннего христианства, которое первоначально выступало как религия, враждебная экономической жизни. В основе религиозного учения Кальвина — догмат об избранности к спасению. Согласно этому учению, на человеке, пришедшем в данный мир, уже лежит клеймо — избранности или проклятья, и человек своими делами ничего не в силах изменить *1*. Но он может увидеть божественный знак: экономический успех — знак милости божьей, а неуспех — знак отверженности*2*. Мораль учения Кальвина заключается в сосредоточении энергии верующего на увеличении и накоплении богатства во славу божью. Как кальвинизм, так и лютеранство формируют новые качества человека: бережливость и стремление к накоплению (вспомните тезис А. Смита о том, что тот, кто накопляет является благодетелем нации), аскетизм, всеподавляющее чувство долга.

*1* Догмат о предопределении означает, что неравенство людей предопределено от начала мира, и что вопрос о справедливости не имеет особого значения и состоит, собственно, в осуществлении “естественного порядка” — господство избранных.

*2* Интересно отметить, что в этом учении уже не нищий и не блаженный наиболее приближен к Богу. Кстати, для кальвинизма ценностью является не просто труд, а труд аскетический; а богатство как капитал представляет собой средство исполнения религиозного долга.

 

Вклад М.Вебера состоял в том, что он исследовал взаимосвязь между религиозными идеями и экономической организацией общества, подтверждая тезис исторической школы, что функционирование идей — существенная основа экономического роста. Однако в современном капитализме мы не улавливаем данной связи. Вебер отвечает на это следующим образом. Когда капитализм стал господствующим строем, сама система выбирает тех, кто удовлетворяет условиям ее существования. Она производит отбор тех, кто умеет приспособиться и выжить на основе таких экономических переменных, как прибыль, цены, заработная плата. Не удивительно поэтому, что жажда наживы вытеснила понятие о профессиональном долге, а экономическая деятельность вместо тонкой оболочки религиозной жизни стала, по выражению Вебера, панцирем, через который ничто духовное не может пробиться.

Как видим, у представителей исторической школы религия, культурные и этические нормы выступают не как внешние рамки экономической деятельности, а как существенные элементы, определяющие экономическое поведение человека. Что касается области экономической политики, представители исторической школы были сторонниками жесткой политики протекционизма, что объединяет их с меркантилистами *1*.

*1* По крайней мере, эта политика должна была проводиться на земледельческо-промышленной стадии развития. Идеолог исторической школы — Ф.Лист выделил три стадии развития: земледельческую, земледельческо-промышленную и промышленную, считая, что на каждой стадии государство должно проводить экономическую политику, отвечающую главной цели — развитию производительных сил. На чисто земледельческой стадии это политика полной свободы внешней торговли, когда ввозятся продукты промышленной обработки в обмен на вывоз сырья. Когда же налаживается собственная промышленность, становится необходимой смена политики — вводится покровительственная система для защиты от иностранных конкурентов. И лишь после того, как национальная промышленность окончательно окрепнет, снова становится возможность свобода внешней торговли. Как и в других вопросах, представители исторической школы здесь выступили против универсальных законов, сформулированных представителями классической школы, выдвигая на первый план национальные особенности.

2. Институционализм

Экономические взгляды Т.Веблена

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В другом случае инвестиции призваны поглотить объем предлагаемых сбережений
Агапова И. История экономической мысли экономики 11 стоимости
Исчезла роскошь
Когда стоимость экспортных товаров будет превышать стоимость ежегодного ввоза товаров
Именно она создается в процессе производства

сайт копирайтеров Евгений