Пиши и продавай! |
* крупные философы и ряд правителей рабовладельческих государств идеализировали рабовладение и стремились сохранить его и натуральное хозяйство как главные условия «непреходящего порядка», открытого разумом и охраняемого государственными законами; * доказательства тех или иных идей базировались на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых авторы видели нарушение принципа эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости. 1.1. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока. Основные идеи и воззрения дошли до нас в виде литературных памятников древней цивилизации. Главная особенность восточного рабства заключается в масштабах хозяйственных функций государства Именно ведущая роль в национальной экономике собственности государства, чрезмерное государственное регулирование натурального хозяйства путем регламентации торговли, ссудных операций, долговой кабалы, налогов и т.д. - стали теми критериями, в соответствии с которыми хозяйство восточных цивилизаций сегодня называют азиатским способом производства. Древний Египет . Отсюда дошли до нас два самых ранних памятника экономической мысли: «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» ( XXII век до н.э.) - в нем приведены «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя также важны как и овладение другими сферами искусств и «Речение Ипусера» ( XVI 11 век до н.э.) - главная идея - недопущение бесконтрольности ссудных операций и долгового рабства в целях предотвращения обогащения «простолюдинов» и гражданской войны Вавилония - древневосточное государство, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата. «Кодекс законов царя Хаммурапи» (1792-1750 до н.э.) В основе свода законов жесточайшие правовые нормы, например: • посягнувший на чужую собственность, в т.ч. на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью; • срок долгового рабства кого бы то ни было (жены, сына, дочери либо отца семейства) не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытию срока наказания; • предел денежной ссуды не может превышать 20%, а натуральной 33% от первоначальной суммы Древний Китай Конфуций (Кон-Фу-цзы - 551-478 до н.э.) Сборник «Лунь-Юй» (Беседы и суждения): • только образованный правитель, являясь «отцом народа», способен реально повлиять на равномерное распределение общественного богатства; • деление людей по сословиям - это божественное и природное начало; • обязательный долг каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней почтительности и дружбе братьев; • «у народа будет достаток» когда хозяйствование будет умелым, а труд, преумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным и в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), и при частном владении потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев Второй памятник китайской истории - коллективный трактат «Гуань-цзы» ( IV - III века до н. э. ) Подобно Конфуцию его авторы: • главной задачей видели «сделать государство богатым и народ довольным» посредством равномерного распределения богатства без «обогащения» торговцев и ростовщиков; • стояли на незыблемости сословного деления общества, данного Богом - без Богом избранных «знатных и высших сословий страна не имела бы доходов» и «не может быть, чтобы все были знатны, т.к. некому было бы трудиться»; • в целях стабилизации натурально-хозяйственных отношений очень важно государственное регулирование цен на хлеб, чтобы «в селениях парило спокойствие», создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замена прямых налогов на железо и соль косвенными, перекладывая их на производимые с их использованием товары; • к богатству, наряду с золотом и жемчугом, относятся и другие материальные блага, товарная сущность которых не подлежит сомнению на рынке; • роль золота как товара и меры исчисления ресурсов государства объяснялась его природным предназначением выступать в качестве денег и способствовать такому обмену, в результате которого «выгоды у одних бывают больше, чем у других». Древняя Индия. Трактат советника царя Чандрагупты Каутильи «Артхашастра» (учение о доходах - IV -111 века до н.э.). Основные положения: Но их внимание было приковано к проблемам сельскохозяйственного производства в ущерб другим отраслям экономики |
|
|
|