Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Г. Вейс. История культуры народов мира


 

цеи и доской для отражения звука обильно покрывались украшениями. В таком же стиле отделывали шкафы, сундуки и другую подобную утварь.
Еще больше разнообразие форм проявилось в изготовлении мирской, домашней утвари. Многие ее предметы сохранились без изменений, вновь изобретенные не упразднили  уже  существовавших.
Изготовлением сосудов и прочей столовой посуды занимались производители  металлических изделий, в том числе золотых дел мастера и серебряники, если дело касалось дорогой   утвари.   Поскольку   стеклянная посуда   за   пределами   Италии   распространилась лишь в конце XV в., а глазурованная и расписная дорогая    глиняная   посуда   впервые   появилась в это же время опять-таки в Италии, ее применение в домашнем обиходе было весьма ограничено. Ни эта глиняная посуда, ни дорогие стеклянные сосуды, производство которых только начинало развиваться в Италии и которые, как миллефьори и прочие, составляли каждый сам по себе драгоценность, не могли сразу же стать предметом торговли.
Вне Италии все еще производилась посуда из простого неокрашенного или одноцветного стекла. Чтобы сосуд из такого стекла превратить в дорогую вещь, имеющую художественное значение, его отделывали изящной золотой оправой искусной работы.
Обычная глиняная посуда да еще и без разноцветной окраски не могла показаться ценной глазу, привыкшему к серебряным и золотым сосудам. Повысить ее привлекательность можно было только красотой формы и оригинальной раскраской.
В этом направлении до конца столетия мало что изменилось к лучшему, хотя сделанное отличалось художественностью. Основное внимание обращали на максимально четкую выработку формы сосуда, стараясь при этом расчленить и разграничить его части разноцветной глазурью, располагая при этом рисунки в основном по краю сосуда и на его дне. К тому же эта посуда не отличалась разнообразием форм и состояла из блюд различной величины и глубины, больших сосудов для воды и кружек и кувшинов незамысловатых форм.
П р и изготовлении золотых и серебряных сосудов опирались на прежние образцы. О большей свободе в деталях оформления свидетельствуют дворцовые инвентарные описи того времени. Они становятся подробнее, порой до мелочности, однако желание описать вещи с максимальной точностью нередко бывает трудно исполнить
124


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия
из-за их сложности, вычурности и чрезмерного обилия украшений. Не давая четкого описания вещей, описи все-таки позволяют представить, какой степени достигала роскошь и какое впечатление она должна была производить на зрителя.


Фонтаны, треножники, судки и прочие крупные вещи, служившие для украшения стола, не изменили своих основных форм, но приобрели необыкновенно богатую отделку. Фонтанам иногда придавали форму миниатюрных зданий, большей частью башен, замков, крепостей и т. п. Здания часто обставляли фигурками, составляя иногда целые пейзажные композиции. Крепости ставили на скалы, по скалам располагали башенки, деревья, человеческие фигурки, чаще всего нападающих и защищающихся пеших и конных воинов. Составляли также пейзажи мирного характера с группами животных и т. д. Иногда это были изображения замков любви, защищающих женщин и влюбленных рыцарей. Д л я усиления эффекта предметы расцвечивались цветной эмалью.
Из собственно столовой посуды по-прежнему самой ценной и красивой вещью оставались солонки. На них оттачивали свое искусство мастера. П р и их изготовлении часто использовались новые, иногда весьма замысловатые комбинации всевозможных орнаментов и разнородные материалы,  из   которых  делались   их
отдельные части. Сам сосуд изготовлялся из хрусталя, яшмы, агата, серпентина и других камней и заключался в золотую оправу. Солонки в виде корабликов окружали раковинами, растениями и фантастическими морскими животными.
Солонки в форме раковин, чаш, корзинок и т. п. обставляли растениями, животными, человеческими и другими фигурками. Если солонка была на подножке, то последняя обычно имела форму какого-нибудь животного, женщины, рыцаря или сарацина в богатом восточном костюме. Были также солонки на трех или четырех архитектурно отделанных ножках. Если подножка представляла собой человеческую фигуру, то чаша устанавливалась на голову фигуры и поддерживалась ее поднятыми вверх руками. Богато отделывались и крышки солонок. Важную деталь украшения составляли драгоценные камни, жемчуг, цветная эмаль. По принятому обычаю солонка всегда ставилась в центре обеденного стола.
Большим разнообразием и причудливостью форм отличались сосуды, в которых подавали напитки и из которых их пили. Кувшины и кружки были круглые, многогранные, узкие и широкие, гладкие и с фигурным профилем. Их украшения состояли из цветочных, архитектурных и фигурных орнаментов, плоских и выпуклых. Крышки,
125


Г. Вейс. История культуры народов мира


 

ручки и устья делались в форме фантастических и реальных животных, растений, а иногда и архитектурных деталей. Крышкам и устьям часто придавали вид головы животного с раскрытой пастью. Если носик кувшина поднимали в виде выгнутой трубки из нижней части сосуда, то ему придавали форму змеи.
Ручки также делали в виде извивающейся крылатой змеи или вытянувшегося животного. Кроме того, встречались кружки в форме круглой или четырехугольной башни, обвитого плющом древесного пня, какого-нибудь животного или человеческой фигуры, преимущественно женской, в длинной одежде, или дамы верхом на коне, с добавлением разных украшений — рельефных, гравированных, инкрустаций и т. д.
Что  касается  сосудов,  из  которых пили, то наибольшего разнообразия они  достигли   в   Германии.   По   мере того как множились их формы, увеличивалось и число их названий, которых  больше  всего  было у  немцев. Они    различались   по   вместимости, форме и материалу. В это время появились кубки, двигавшиеся при помощи заключенного в них механизма как бы сами собой, и двойные кубки, соединенные между собой шарниром так,  что  один  кубок служил другому крышкой. Подобные сосуды делались из самых различных материалов: редких пород деревьев, из капа, стекла, хрусталя, слоновой кости, рога, черепахи, страусовых яиц, кокосовых орехов, тыквы, раковин, перламутра и различных камней (халцедона, агата и т. п.). Все они непременно оправлялись в серебро или золото (рис. 118). Затем появились красивые итальянские разноцветные стеклянные сосуды в дорогой металлической оправе. Два таких сосуда конца XV в. находятся в Берлинском музее. Оба они небольшие, один синего, другой темно-зеленого цвета. На синем изображены сюжеты из мифологии, на зеленом — орнаменты, сфинксы и гении.
Богатством форм и украшений отличались и другие столовые и туалетные принадлежности: конфетницы (дражуары), ложки, вилки, умывальники, несессеры для мелких вещей (например, гребешков и т. п.), а также приборы для освещения: подсвечники, висячие лампы
126


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия
(рис. 126), ночники и многое другое. У Филиппа Доброго и Карла Смелого были две конфетницы, которые, судя по их подробному описанию в инвентарных перечнях, были очень дорогими и высокохудожественными   вещами.


127

Среди драгоценной утвари, оставшейся после Марио Сфорца (1476 г.), находился полный золотой столовый сервиз на 12 персон. Когда кардинал Пиетро Риарио принимал в своем римском дворце (около 1473 г.) Элинор Арагонскую, проезжавшую через Рим в качестве невесты герцога Феррарского, он велел поставить в приготовленных для нее покоях, кроме прочей утвари, четыре золотых подсвечника с фигурами ангелов, серебряный позолоченный молитвенный стул с ножками в виде львиных лап, полный каминный прибор из серебра и даже серебряный ночной стул с золотым сосудом внутри.


Г. Вейс. История культуры народов мира


 

В столовой был поставлен большой буфет с дюжиной полок, заполненный золотыми и серебряными сосудами, усыпанными драгоценными камнями. Столовая посуда вся была серебряной и переменялась после каждого кушанья. П р и этом, особенно в Италии, было принято, чтобы предметы дорогой утвари, хотя бы и одинакового назначения, были как можно разнообразнее по форме и по материалу.
Чем роскошнее делалась сервировка стола, тем изысканнее становилось приготовление и украшение кушаний. На особенно торжественных пирах теперь подавались, кроме красиво убранных блюд, например, в виде павлинов, целиком изжаренные быки, ягнята, кабаны, олени, большие рыбы и т. п., их украшали позолотой и разным затейливым оформлением; паштеты огромных размеров подавали в виде пестро раскрашенных зданий, со всякими забавными сюрпризами. Даже приправы к кушаньям (зелень, фрукты и т. п.) подавали на стол в таком необычном виде, что они больше напоминали какое-нибудь диковинное произведение природы или искусства, чем кушанье.
Между тем люди небогатые и представители среднего сословия по-прежнему продолжали употреблять медную, оловянную, жестяную, глиняную и деревянную посуду с очень скромной отделкой или без всяких украшений. Употребление новомодной фаянсовой посуды, преимущественно кувшинов и кружек, украшенных живописью и цветной глазурью, как и посуды из белого или зеленого стекла, постоянно возрастало. Вначале такая посуда стала популярной среди зажиточных людей, которые чаще прежнего стали обзаводиться и дорогими металлическими сосудами.
В парадной мебели, такой как тронные и почетные кресла, шкафы, сундуки, наблюдается постоянно возрастающее использование элементов церковной утвари. В орнаментацию вводятся наряду с декоративными украшениями сюжеты религиозного характера — христианские символы, даже ангелы и святые, за исключением изображения Христа и Богоматери, а сама орнаментация становится все роскошнее.
Появились новые стулья с поворачивающимся сидением (рис. 127) и стулья на колесах или катках. Во время болезни супруги Карла VI,
128


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия
Изабеллы Баварской, мастером Майе в Париже (1415 г.) было сделано для нее кресло из орехового дерева, поставленное на четыре колеса и приспособленное для переноски.
Пюпитры для чтения, сделавшиеся необходимой принадлежностью каждого зажиточного образованного семейства, стали теперь гораздо удобнее прежних. Верхняя их часть (покатая доска) была увеличена, а нижняя делалась в виде шкафика с полками для книг, открытого или с дверцами.
Небольшие пюпитры для письма, которые ставились на стол или прикреплялись к ручке кресла, по-прежнему делались прямоугольными, на низенькой подставке, иногда на короткой ножке, которая поворачивалась. В числе сокровищ герцогов Бургундских упоминается (в 1467 г.) такой пюпитр, сделанный из чистого серебра и состоявший из семи частей.
Шкафы, вошедшие с середины века в число комнатной мебели, сохранили свою прежнюю архитектурную отделку как наиболее соответствующую их формам и назначению. Сундуки, по-прежнему самая заметная комнатная мебель, в большинстве случаев сплошь покрывались орнаментами резной работы (рис. 128).


Так как сундуки все еще продолжали в некоторых случаях заменять сиденья, то на их крышке выпуклые резные украшения заменялись живописью или инкрустацией. Этими способами украшали и другие части сундуков — узкие бока, карнизы и углы, которые обивали красивыми металлическими скобками, нередко вызолоченными.
В описи вещей королевы Анны Бретанской (1498 г.) упоминается небольшой роскошный сундучок. Он был отделан деревом и слоновой костью наподобие мозаики, украшен рельефными орнаментами, расписан и позолочен; его шесть ножек изображали драконьи головы.
О б ы ч н ы е СУНДУКИ д л я обиходного употребления украшали по бокам изображениями пергаментных свитков и обивали по углам простыми металлическими скобами.
Массивные и высокие переносные шкафы стали больше, на них стало больше места для украшений; не только сами я щ и к и шкафа, но и рамы     вокруг     дверец,     верхние
129


Г. Вейс. История культуры народов мира
и нижние карнизы и даже ножки расширились и удлинились (рис. 129). Рамки вокруг дверец переносных шкафов сплошь или местами отделывали резьбой, верхний карниз украшали резным архитектурным орнаментом, дверцы обычно оставляли без украшений, но иногда отделывали резьбой и инкрустацией (рис. 132).
Особенным украшением массивных и высоких переносных шкафов были замки, скобки и другие металлические накладки, которые своей формой соответствовали остальным украшениям.
Очень популярны стали в это время небольшие стенные шкафчики такой величины, что их было удобно вешать на стену. Отделка их в целом походила на отделку больших шкафов, но, благодаря их небольшим размерам, была еще изящнее. Чаще всего их украшали металлической прорезью в виде арабесок по цветному фону из кожи или бархата (рис. 130). Подобные прорези, сделанные из железа, нередко употреблялись для украшения поверхностей крупных размеров, например двери ризницы в приходской церкви города Брука-на-Мурре (рис. 131).

Столы, поставцы, буфеты, горки для посуды, кровати, колыбели и разная мелкая утварь (сундучки для дорогих вещей, письменные столы и т. п.) сохранили прежние формы, но в соответствии с модой их декоративная отделка становилась богаче и разнообразнее.
Из многочисленных видов столов все больше входили в употребление небольшие столики на одной ножке, круглые или прямоугольные, а также складные на шарнире (рис. 134); теперь их ставили по несколько в одной комнате. Орнаментация затрагивала все части стола, даже перекладины между ножками.
Поставцы, употреблявшиеся в церквях (рис. 133), горки и буфеты теперь делались выше и шире по сравнению с прежними. Например, прежние горки делались не выше четырех уступов, а теперь их стали делать из 12 и больше. В комнате супруги Карла Смелого, Изабеллы, стояла (в 1485 г.) горка из четырех уступов, которые были по-
130


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия


 

крыты дорогими тканями и заставлены золотыми и хрустальными сосудами, оправленными в золото. Среди них были три золотые, усыпанные драгоценными камнями конфетницы, из которых одна оценивалась в 40 тысяч, а две другие — по 30 тысяч талеров.
Иногда горки делали в виде буфетов, т. е. так, чтобы они были доступны со всех сторон. Для этого их ставили посредине комнаты, а не у стены. Подобные горки и буфеты часто делались в виде замков с башнями и другими принадлежностями. Горка из 12 уступов в виде круглого замка была изготовлена в 1561 г. по заказу герцога Бургундского для большого зала  замка Артуа.
Размеры кроватей значительно увеличились и достигали теперь семи футов в длину и шести в ширину. Одновременно увеличилось количество подушек, а также толщина матрасов. К концу века было принято ставить кровать в УГОЛ и, за исключением передней стороны, которая задергивалась занавесом, окружать резными деревянными панелями, которые смыкались с панелями, закрывавшими стены комнаты.
От этого периода сохранилось несколько детских люлек. Одна из них была сделана из меди с позолотой, на высоких ножках с выгнутыми поперечинами или полозьями; продольные стороны отделаны прорезью, поперечные расчленены остродужными и полукруглыми арками; четыре угловых столбика граненые, с шишками в виде цветочной чашечки.
Различная мелкая утварь (каминные щипцы, мешалки и пр.) не уступала крупной ни в разнообразии, ни в богатстве отделки. В качестве примера упомянем письменный прибор, принадлежавший одному из герцогов Беррийских (около 1510 г.). Он имел форму доски из золоченого серебра, покрытой сверху гравированными украшениями, и состоял из небольшого ножика с серебряным эмалированным черенком, небольшой серебряной линеечки, серебряных ножниц, маленьких серебряных весов и коробочки с гирями, пера и оправленного в серебро огнива.
В последнюю четверть века в качестве украшения интерьера стали  входить в  моду писанные на дереве картины различного содер-
131


Г. Вейс. История культуры народов мира


 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Солонки
История культуры народов мира nbsp
Составлявшие необходимую принадлежность вооружения
Также разрезы вдоль длинных

сайт копирайтеров Евгений