Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Успенский Б. Филологические разыскания в области славянских древностей

Предисловие

ГЛАВА I. КУЛЬТ НИКОЛЫ НА РУСИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Особое почитание Николы
2. Культ Николы и иконопись
3. Христианские и языческие напластования: постановка проблемы

ГЛАВА II. НИКОЛА И АРХАНГЕЛ МИХАИЛ

1. Контаминация Николы и Михаила: отражение в форме имени
2. Контаминация Николы и Михаила: отражение в иконах

2.1. Интерпретация деисусных изображений с Николой на месте Предтечи
2.2. Интерпретация деисусных изображений с Николой на месте Христа

3. Сходные функции Николы и Михаила

ГЛАВА III. НИКОЛА И ВОЛОС (ВЕЛЕС)

1. Основной миф и его восточнославянская реализация: Перун и Волос как манифестации Громовержца и Змея и их христианские заместители

1.1. Никола и другие христианские заместители Волоса
1.2. Илья и Никола в их отношении к Перуну и Волосу
1.3. Георгий и Никола в их отношении к Перуну и Волосу
1.4. Бог и Никола в их отношении к Перуну и Волосу
1.5. “Николин батька” и Никола: их отношение к основному мифу

2. Сельскохозяйственные функции Николы как отражение функций Волоса

2.1. Никола как покровитель скота

2.1.1. Рефлексы контаминации Николы и Михаила: св. Михаил как покровитель скота у русских
2.1.2. Рефлексы контаминации Николы и Михаила: св. Николай как покровитель скота у западных славян

2.2. Никола как покровитель земледелия
2.3. Никола как народный святой

3. Связь с загробным миром и вытекающие отсюда функции Волоса и Николы

3.1. Волос и загробный мир; золото как атрибут Волоса

3.1.1. Амбивалентные функции Волоса: связь со смертью и рождением, болезнью и исцелением

3.2. Никола и загробный мир: связь с богатством, обилием, плодородием, врачеванием

4. Волос — водяной — Никола

4.1. Никола как покровитель пчеловодства

5. Волос — леший (медведь) — Никола

5.1. Леший (медведь) как манифестация Волоса
5.2. Слепота и хромота как признаки, объединяющие Николу я лешего (медведя)
5.3. Сходное восприятие Николы и лешего (медведя)
5.4. Никола и медвежий культ: связь с волосом и шерстью

5.4.1. Рефлексы контаминации Николы и Михаила: св. Михаил и медведь

6. Иконы Николы и языческие идолы

6.1. Скульптурные изображения Николы
6.2. Наказание иконы Николы

7. Некоторые выводы

ЭКСКУРСЫ:

I. “Бог” как название иконы
II. “Русский бог”: к истории фразеологизма
III. “Письмо к св. Николаю” в иностранных сообщениях о России
IV. Никола и Петр: сходные черты
V. Власий, Василий, флор и Лавр как христианские заместители Волоса~Велеса
VI. Почитание Пятницы и Недели в связи с культом Мокоши
VII. Никола и Георгий: сходные черты
VIII. Великий четверг: связь с культом Волоса
IX. Огненная река в связи с представлениями о том свете
X. “Ирий” как общее обозначение потустороннего мира: соотнесенность потустороннего мира со змеями
XI. Деньги в похоронном обряде
XII. Функциональная многоплановость Волоса; Волос как “куриный бог”
XIII. Пасхальные яйца в связи с культом Волоса
XIV. Христосование с мертвыми; Пасха мертвецов
XV. Колдовское выведение змея из яйца
XVI. “Медведь” и “медведица” как наименование участников свадебного обряда
XVII. Волосы и шерсть в связи с культом Волоса
XVIII. Прядение, тканье, шитье и т. п. в связи с культом Волоса
XIX. Ногти в связи с культом Волоса; соотнесенность волос и ногтей
XX. Наказание иконы и элементы язычества в народном отношении к иконам

Цитируемая литература
Список сокращений
Тематический указатель


Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского. М., Изд-во Моск. ун-та, 1982, с. 248.

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета.

Р е ц е н з е н т ы:

доктор филологических наук, профессор
Ю. М. Лотман;
доктор филологических наук, профессор
Н. И. Толстой

Монография посвящена исследованию — и в значительной степени реконструкции — славянского язычества. Помимо собственно филологического материала (лингвистического и фольклорного) широко привлекаются разнообразные данные из области этнографии, иконографии, сравнительно-исторической мифологии, истории культуры. Специальное внимание уделено анализу контаминации христианских и языческих представлений, имевших место в процессе христианизации Руси, реликты которой сохранялись и в более позднее время.

Для филологов, этнографов, историков русской культуры.

Ист.: http://www.cultinfo.ru

Хорошо известно, что Никола (св. Николай) занимает совершенно исключительное место в русском религиозном сознании. Никола, несомненно, наиболее чтимый русский святой, почитание которого приближается к почитанию Богородицы и даже самого Христа. Это особое положение Николы на Руси неоднократно отмечали иностранные наблюдатели, которые констатировали, что русские воздают Николе поклонение, приличествующее самому Богу. “Nicolaum sanctum... praecipue venerantur, eumque Divino fere cuitu prosequuntur”, — сообщает, например, о русских Гвань-ини (1578, л. 18, ср. также л. 2); ср. аналогичные свидетельства для начала XVIII в. у Перри (Перри, 1716, с. 224—225; Перри 1871, с. 145) или у Седерберга (1873, с. 14). По словам Одерборна (1582, л. 2 об. тетради В), “...Russos omnes S. Nicolaum tan-quam Deum adorare”, и это мнение находит подтверждение в свидетельстве самих русских: так, некий инок Афанасий, сторонник еретика Феодосия Косого, заявлял в те же годы: “Николу... аки Бога почитают православнии” (Зиновий Отенский, 1863, с. 485). С. Маскевич писал в 1609 г., что “в случае... убедительной просьбы русские молят не ради Бога или Христа Спасителя, но ради Николы” (Устрялов, II, с. 28), л нельзя не признать, что он имел основания так думать: еще в конце XVIII в. встречались священники, исповедующие Николу как Бога. Так, в 1781 г. епископ воронежский и елецкий Тихон (Малинин), испытав в катехизисе семидесятилетнего священника Афанасия Михайлова, обнаружил, что тот “святителя Николая почитает Богом”, а “о Христе Спасителе никакого понятия не имеет” (“Орловские епархиальные ведомости”, г. IV, 1868, № 23, с. 1858).

Равным образом иностранцы свидетельствуют об особом почитании Николина дня у русских: Де-Ту в начале XVII в. говорит о празднике вешнего Николы как “о празднике, предпочитаемом суеверными москвичами самой Пасхе” (Устрялов, I, с. 344, а также с. 456, примеч. 296), ср. сообщение Мартина Бера, относящееся к тому же времени: “Вербное воскресение... после Николина дня считатся [у русских] важнейшим праздником” (Устрялов, I, с. 136—137). Опять-таки, и это свидетельство подтверждается русскими источниками: Феофан Прокопович считал нужным

6

учить простолюдинов, “дабы святого Николая не боготворили”, ввиду того, что те “память святого Николая выше Господских праздников ставят” (Чистович, 1868, с. 215; Соловьев, X, с. 104).

Особенно характерно бытующее представление о том, что Никола входит в Троицу: еще .в XIX—XX вв. можно встретить мнение, что Троица состоит из Спасителя, Богоматери и Николы (Уоллес, I, с. 77; А. Логинова, устное сообщение). По свидетельству Вармунда, посетившего Россию в конце XVII в., русские могли даже считать Николу четвертым лицом Троицы (Рущинский, 1871, с. 173) 1.

Соответственно, в фольклорных текстах Никола может смешиваться с Богом (ср.: Федотов, 1935, с. 61—62) и имя Николы сочетается с наименованием Господа (или Троицы) а Богородицы, как бы объединяясь с ними в одно целое, что в какой-то мере соответствует их объединению в деисусном иконном изображении (см. об этом специально ниже, § 1.2). Ср., например:
Теперь благослови, Боже Господи,
Божья Мать, Пресвята Богородица,
Свет сударь Микола Многомилосливой.
(Шейн, 1898—1900, с. 379, №. 1296)
Помолюсь я, красна девица,
Самому Христу небесному,
Пресвятой я Богородице:
Сохрани-помилуй, Господи,
На сегоднешний великой день [т. е. день свадьбы].
Помолюсь я, красна девица,
Я Николе Многомилостиву:
Сохрани-помилуй девицу,
Святый Никола Многомилостивый!
(Рыбников, III, с. 98)
Вставает Ванька по утру ранешенько,
Умывается Ванюшка белешенько,
Трется в миткалиново полотенышко,
Молится Миколы Можайскому,
Още Пресвятой Богородицы,
Самому Христу, Царю небесному:
“Вы храните меня, милуйте”.
(Рыбников, II, с. 137)
И, може, господи Бладыко свет помилует,
И Пресвята мать Богородица заступится,
И сохранит да ведь Микола многомилосливой.
(Е. Барсов, II, с. 70)
7

И мне-ка стать да перед Спасом — Богородичей,
И мне-ка Господу бы Богу помолитися
..............................................................
И три поклона положить да во сыру землю;
И как первой поклон — Пречистой Богородице,
И мне другой поклон Миколы-то Угоднику,
И мне третей поклон Бладыке-то Всевышнему.
(Е. Барсов, III, с. 172—173)
И я молилася ведь кланялась,
И Пресвятой да Богородице,
И Всевышнему Святителю,
И я Миколе свет-угоднику.
(Е. Барсов, III, с. 162)

[Невеста поет, обращаясь к подруге]:
И ты коим богам, голубошка, молилася,
И коим — ставила свещи да воску яроваго,
И ты Пречистой Пресвятой ли Богородице,
И ты Святителю Миколе ли угоднику;
И тебя Господи советну ведь помиловал.
И от разлукушки бажоной вольной волюшки.
(Е. Барсов, III, с. 198—199)

[Обращение к священнику при обручении]:
Пристало тебе, духовный отец,
Ты духовный наш батюшка,
Пристало тебе впереди сидеть,
Впереди под иконами;
Над тобою, духовный наш батюшко,
Стоит Спас-от Пречистой,
Да Никола со милостью,
Богородица с радостью.
(Зеленин. 1914—1916, с. 1052)
И говорит стар-казак Илья Муромец:
- Уж вы ой еси руськи богатыри!
Надо нам итти во Божию церковь,
Во Божью церковь, Богу молитися,
Помолит(ь)ся Спасу Вседержителю,
А затим и Миколу-то святителю,
А затим присветой Матерь-Богородице.
(Ончуков, 1904, с. 139)
Говорит-то им Василей Касимирович:
“Уж вы ой еси, дружина моя хоробрая!
Уж пойдёмте мы, робята, во Божью церковь,
Мы помолимся, робята, Восподу Богу,
А тому-же нонь Спасу Вседоржителю,
Присвятой Матери Божьей Богородице.
А тому-же ка.к Миколы свет-Моженскому [т. е. Можайскому]”.
(Ончуков, 1904, с. 265—266, ор. с. 266—267)
Стал же строить он [Михайло Потык] две церкви две соборныих.
Перву церковь он соборную
Строил он Спасителю,
Другу церковь он же строил да соборную
Матушки да пресвятою Богородици
И Миколы он было святителю.
(Гильфердинг, I, с. 92)
8

А у тэй церкви пристол стоиць,
Ны пристоли Христос ляжиць;
У гылывах у Яго Прячистыя Мать,
А у ныгах у Яго Свят Микола.
(Шейн, 1874, с. 76—77)
Помолилась девица Миколы, да Троицы,
Пресвятой Богородицы...
(Бессонов, I, с. 506, № 117)
Ой, у Миколы милосливого батюшка,
У святой Троицы-Богородицы
Не в большой колокол ударили,
Не к обеденке зазвонили.
(Н. Виноградов, 1917. с. 131) 2
В заговоре от грыжи младенцу читаем: “Милостивый государь Спас и пречястая Мати Божия и Никола Чюдотворец и все снятии, пристанте, государи, к сим добрым словам” (В. Срезневский, 1913, с. 502, № 90); ср. другой заговор от болезни: “...На том море-океяне бел горюч камень, на тем бел горюч камне сидит сам Госпоть, мать Божжа цэркоф, Николай угодник, суды судит ы рядит, от хомутоф [название болезни] ызбавляэт” (Азадовский, 1914, с. 09); название “Мать Божия церковь”, по-видимому, означает здесь Богородицу, причем замечательно, что слова Господь, Богородица и Никола согласуются с глаголом в единственном числе! Достаточно характерны и белорусские народные молитвы: “Господу Богу помолюся и святой прачистой поклонюся, святой Миколи, Троицы и Покрови, — ты Господи с помоччу, а я с словом” (Романов, V, с. 55, № 9) или: “Господу Богу помолюся и святой прачистой поклонюся, святому Миколи, Троицы и Покрови, и ясному месяцу, правядному сонийку и частым звяздом, усей святой сиди нябесной” (Романов, V, с. 73, № 115); название Покрова, надо полагать, относится к Богородице. В украинских колядках говорится о церкви с тремя дверьми; “одними ж дверци сам Господь ходить, другими дверци — Свята Пречиста, третими ж дверци — святый Николай” (Головацкий, II, с. 609, № 47). При этом из слез Николы в колядках образуется река, в которой купается Господь (Чубинский, III, с. 344, № 75-А), или же источник, в котором Богородица белит ризы (Головацкий, II, с. 40, № 60) 3. Рейтенфельс (1905, с. 165) сообщает,

9

что на Руси во второй половине XVII в. “была прекращена ересь тех, кои пытались свести все иконопочитание исключительно к поклонению лишь Христу, Пресвятой Богоравной Деве и св. Николаю”, ср. в этой связи мнение некоего англичанина, служившего в 1557—1558 гг. при царском дворе в Москве, что митрополит считается на Руси ближайшим лицом к Богу после Богородицы и св. Николая (Середонин, 1884, с. 22).

Никола нередко именуется в фольклоре непосредственно “богом”, ср., например:
Ты не дай-же Бог, Микола да на тихом Дону,
На тихом Дону середь лета о Пе[т]рова дни да пересохнут,
Ты не дай-же Бог, Никола во крещенския морозы перемёрзнути 4.
(Ончуков, 1904, с. 156—157)
Федотов (1935, с. 62) указывает на случай, когда фраза “Микола святитель Богом силен” превращается в духовном стихе в “Святитель Микола, силен Бог наш” (ср. Бессонов, I, с. 565, № 127). Соответственно, Никола может называться “морским богом” (Подвысоцкий, 1885, с. 102), “бурлацким богом” (Романов, VIII, с. 190, 274; П. Иванов, 1897, с. 72; Городцов, 1915, с. 24), “пивным богом” (Прыжав, 1934, с. 319) и даже “общим богом” (Даль, 1904, I, с. 9; Ермолов, I, с. 264); все эти наименования будут специально интерпретированы ниже (§ III.2.1; § III.2.2; § III.2.3; § III.4).

 ΛΛΛ     >>>   

Не выводы рассмотренное объединение николы
Коллинз
Они смотрят на русский культ николы со стороны
Описание всех обрядов свадебного дня
Смирнов
Уорхол Э. Философия Энди Уорхола модного чтива

сайт копирайтеров Евгений