Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

30. ВЕСЫ — эмблема справедливости. Используется как атрибут аллегорий закона, правосудия, юстиции в западноевропейской и американской символике и эмблематике. В церковной католической эмблематике весы — атрибут архангела Михаила, который должен в Судный день взвешивать души. В советской эмблематике не применялись (см. Меч). В государственных гербах зарубежных стран применяются крайне редко: в гербе Камеруна и в гербе Ирана (с 1987 г.) в символическом виде (см. Шамшир и Эдолят).

31. ВЕТЕР — символ различных проявлений человеческого духа. Используется главным образом в христианской символике, олицетворяет праведный суд Божий (Исх. 13:17) или дух правды (“свежий ветер подул”), а иногда и дух лжи, непостоянства (“изменчив, как ветер”). Ветер символизирует часто лучшие силы человеческого духа (крепкий, свежий, живительный, приносящий прохладу ветер), а иногда — ужаснейшие проявления гнева (ураганный, разрушающий, сметающий все ветер), а также может означать преследование (лететь за кем-либо, как ветер). Подобно воздуху ветер изображается графически в виде спирали или завихрения.

32. ВИНО (виноградное) — в библейской символике одна из основ жизни: “дети кричат: хлеба и вина” (Плач Иер. 2:12). Отсюда наиболее частая оценка вина в Библии как “лучшего дара Творца”. Вместе с тем в ряде мест Библии более позднего происхождения вино изображается как напиток, приносящий проклятие, как один из символов зла для рода людского.
Противоречивые оценки, содержащиеся в Библии, оказали воздействие на все восприятие вина как символического понятия в разных странах, куда исторически проникло христианство. Как правило, на Юге, в Средиземноморье, где развилась еще в дохристианское время культура виноделия и потребления вина, оно всегда в принципе символизировало “дар божий”, “источник жизни” и его общая оценка, как общественно-политическая, идеологическая , так и бытовая, была положительной вплоть до новейшего времени. Одной из причин этого являлось то, что в этом регионе употребляли натуральное виноградное вино, но никогда не пили его в чистом виде, а всегда только в смеси с родниковой водой. Древние греки и римляни разбавляли вино в пропорции - 3 части воды на одну часть вина или 5 частей воды на 2 части вина. Древние евреи пили более крепкие смеси - 3 части воды на 2 части вина или вино пополам с водой, но все же не чистое вино, которое в античные времена в несмешанном виде упротребляли только "варвары".
Отсюда понятно, что вино символизировало вовсе не пьянство и опьянение , а "дар божий", "силу свыше", было символом "оживления" и "чистоты трапезы", ибо в условиях малайзийского юга предотвращало многие заболевания, особенно желудочные. Наоборот, позднее с нарушением традиций смешивания вина с водой, с распомтранением злоупотребления вином и тем более переходом северных народов к другим видам опьяняющих напитков, основанных не на виноградном сырье (пиво, брага, питные меды, сикера, водка, кумышка и т.д.), вино становиться символом "страшного могущества греха" и "страшных судов божьих" (Псл. 74:9, Ис. 51:17).
Таким образом, символика вина носит исключительно ограниченный историко-национальный характер и зависит от конкретных исторических и проиродных условий обитания того или иного народа, от его национальных и религиозных традиций.

33. ВИНОГРАД (лоза, гроздь, листья) - один из древнейших символов плодородия и изобилия, а также жизненной силы и жизнерадостности, употреблявшийся народами древнейших государств Средиземноморья и Ближнего Востока. В библейской символике виноградная лоза - символ народа, нации Это сравнение шло от конкретных фактов и представлений: в Палестине существовали лозы имеющие 0,5 м в диаметре и высотой (длиной) с 10-этажный дом. Гроздь таких лоз весила обычно 5-6 кг , а виноградины достигали величины сливы и сидели плотно в грозди, а грозди плотно на ветвях лоз. Одна такая лоза кормила всю семью, род.

 

Одновременно виноградная лоза была символом оседлости, и жить под своей виноградной лозой считалось символом домашнего уюта и обеспеченной жизни. Христианство перенесло свою символику и переосмыслило эти древнейшие символические значения лозы, ибо действовала в том же самом эллинистическом регионе. Виноградная лоза в Евангелии означает, символизирует все христианство, всю совокупность верующих, винограднгая гроздь - последователей Христа, часто ближайший последователей Христа.
В античное время изображение виноградной лозы входит в число составных частей рога изобилия как эмблемы плодородия,а венок из виноградных листьев был эмблемой Диониса (Вакха). Не только в малой Азии, нои и на Среднем Востоке, на Черноморье и в Закавказье виноград всегда служил эмблемой плодородия и жизни. В то же время виноград никогда не использовали в официальной - государственной или религиозной - геральдике, он считался и продолжает считаться на Западе, встранах традиционного виноделия - Испании, Италии, Франции, Португалии и Греции, народной бытовой эмблемой.
В русской дореволюционной геральдике виноградной лозой обрамлялись в обязательном порядке гербовые щиты тех областей, где было развито виноградорство. Виноградная гроздь как эмблема присутствовала и в самом поле гербового щита ряда городских и родовых гербов. И только в советской геральдике именно как народная эмблема она органически входила и в государственные гербы бывших республик - Грузии, Армении, Молдавии и Туркмении, ибо она никак не была связана с религиозно-монархическими эмблемами, широко употреблявшимися в этих странах в прошлом, и в то же время наглядно символизировала, отражала одну из отраслей хозяйства этих республик, а в более широком смысле служила эмблемой плодородия.
В прежнем гербе Грузии были изображены стебель, гроздь, листья, то есть все три элемента виноградной лозы. Это говорило о важном значении данной отрасли для республики и одновременно в целом символизировало плодородие и древность страны. На гербе Армении тоже были изображены три элемента виноградной лозы, но они стилизованы симметрично: два стебля, по три листа с каждой стороны и одна гроздь в центре. А на молдавском гербе мы видим не лозу, а отдельные гроздья винограда — по три с каждой стороны, отделенные друг от друга виноградным листом. Это говорит о превалирующем значении товарного винограда для республики.
С геральдической точки зрения гроздь изображена правильно лишь на гербе Армении (автор — худ. М. Сарьян). Она имеет строгую геральдическую форму построения: 1:2:3:4:5:4:3 виноградные ягоды, следующие рядами (один над другим), и правильный геральдический цвет, присвоенный эмблеме винограда,— золотой. Геральдический цвет лозы, листьев и грозди выдержан также и в гербе Грузии (худ. Е. Лансере, А. Шарлемань), но форма построения грозди несколько нарушена — 2:4:4:5:4:2, хотя такое отступление иногда допустимо. Правильно геральдически изображены и виноградные листья: анфас, в развернутом виде, пятичастные. Цвет листьев может быть и зеленым, натуральным (допустимое отступление от золотого).
Отступлением от обычной традиционной эмблематической виноградной грозди является также изображение ее на медали “За оборону Кавказа”. Здесь гроздь стилизована в круг, внутри которого начиная с центра концентрически расположены 1:6:12 кружочков-виноградин. Такая стилизация, однако, хорошо отвечает правилам геральдики и, несмотря на нетрадиционный вид, сообщает полную узнаваемость грозди, а потому выполняет все три условия допустимости использования такого эмблематического изображения: стилизация, наличие четкой математической формулы и узнаваемости.

34. ВЛАСЯНИЦА (или ВРЕТИЩЕ – рубаха ниже колен мешкообразного покроя (вытянутый прямоугольник) с простым (без ворота) разрезом для головы, сделанным в центре верхней плечевой части в горизонтальном и немного в вертикальном направлении (Т-образно). Изготавливалась из грубой “ткани”, связанной из овечьей или козьей шерсти, а иногда даже из жесткого конского волоса и надевалась на голое тело. У древних евреев (в библейские времена) служила предметом, символизирующим несчастье, горе, печаль, и надевалась во время траура на ночь людьми, желавшими продемонстрировать высшую степень своих страданий и печали или поражения горем. В более поздние времена в христианских конфессиях использовалась монашеством и аскетами для умерщвления плоти и демонстрации смирения и терпения, готовности к тяжким испытаниям во имя веры и покаяния. Согласно легендам, власяница (по православной терминологии: хитон нешвен) была одеждой Иисуса Христа накануне его распятия.

 

Герб Багратидов- Государственный герб Грузинского царства

Грузинская династия Багратидов, царствовавшая в Грузии с IX по XIX век и ведшая свою генеалогию от библейского царя Давида, имела в своем гербе (и в государственном гербе Грузии) эмблему власяницы на том основании, что будто бы это подлинное одеяние Христа было спасено и принесено в глубокой древности в Грузию. Эмблема власяницы Христа занимала центральное место в гербе и была главной государственной эмблемой всех династий Багратидов во всех частях Грузии (в Кахетии, Картли, Имеретин), а также была сохранена после присоединения Грузии к России как родовая эмблема в гербе князей Грузинских, князей Багратионов-Мухранских и Багратионов-Имеретинских. Ее символическое значение в грузинском государственном гербе состояло в том, что она служила объектом, подтверждавшим древность грузинской царской династии, древность грузинской государственности и свидетельствовала о древности введения православия в стране. Грузинские дворяне еще в XVIII веке часто подчеркивали русским представителям, что “мы в Грузии уже с греческого переводили, когда вы еще по лесам, как дикие звери, бродили”, то есть в VI—VII веках н. э. Как эмблема власяница употреблялась только в царском гербе Багратидов и не могла быть использована никем из других феодалов или другими царскими династиями.
В западноевропейской эмблематике и геральдике вретище* (лат. saccus, cilicium; нем. Sack, grobes (harenes) Gewand; фр. cilice, haire) не применялось и известно лишь как церковный символ покаяния. Эмблематического канонизированного изображения власяницы в католической эмблематике практически не существовало.

35. ВОДА — символ, с одной стороны, подкрепления, плодородия, очищения, а также многочисленности, необозримости, несчитанное™, а с другой — гнева божьего и сильного действия (ср. потоп в Библии и представление о том, что “вода мельницы ломает” в русском фольклоре). Большинство народов отводит воде начиная с первобытных времен первенствующее положение в природе. Она — один из немногих (трех или четырех) основных элементов мироздания. Все символические значения воды исходят в принципе из ее фактического, реального значения в жизни народов на Востоке (жарких, сухих субтропиках, горных плато Малой Азии, в пустыне, в долинах великих рек Нила, Тигра, Евфрата).
В античных представлениях, по Аристотелю, вода — одна из четырех основных стихий или элементов, на которых основана Вселенная (Вода, Огонь, Воздух, Земля). Для античной символики характерно восприятие воды как чего-то цельного, единого, неделимого, могучего, всесильного.
Наоборот, христианская символика исходит из многообразия проявлений воды, причем каждое из этих проявлений рассматривается как самостоятельное, не связанное с водой, изолированное символическое понятие, отличающееся от нее по своему символическому значению. При этом для христианской теологической символики характерно подчеркнуто нематериальное, иррациональное, идеалистическое и абстрактное восприятие и трактовка различных конкретных субстанций воды. Главное символическое значение воды в христианской символике — это очищение или еще абстрактнее — ниспадение божьей благодати. Отсюда вода прежде всего — символ крещения. Кроме того, христианское богословие различает воду верхнюю (дождь, снег, иней, росу) и воду родниковую, истекающую из скалы (из голого камня), что рассматривается как проявление могущества Бога, “чуда божьего”. Роса и иней рассматривались христианской теологией как выражение возрождения, а отсюда и символизировали возрождение в проповедях, в иносказаниях. Вместе с тем роса является в протестантской теологии символом слова божьего, если оно действительно укрепляется и “проступает” в сердцах верующих, то есть убеждает, действует на них.
Эта символика не была чужда и православию, что нашло отражение в одном из стихотворений В. Тредьяковского, весьма свободно и своеобразно воспользовавшегося ею:

Вонми, о небо, я реку. Земля, да слышит уст глаголы. Как дождь, я словом потеку, И снидут, как роса к цветку, Мои вещания на долы.

Дождь рассматривался в христианской и в исламской традиции как благодеяние и благожелательность божья. По этой причине дождь часто символизировал благожелательность вообще, а эмблематически обозначался золотом и серебром, ибо “дождь украшает землю”. Однако облака, вопреки своему фактическому качеству и назначению, не рассматривались как резервуары и, следовательно, проявления воды, а наряду с туманом символизировали в христианстве скрытость, божью таинственность, сокровенность. Отсюда и в легендах, и в фольклоре божество всегда (или часто) появляется... из облака или возникает из тумана.
Несмотря на отмеченную уже тенденцию христианской символики делить и изолировать различные проявления воды, рассматривая их как совершенно различные символические объекты, значение воды в целом как одной из немногих основ мироздания признает и христианская теология. Так, вода считается одним из трех главных “свидетелей” на Земле, причем первым из них (Вода, Кровь и Дух). Однако эти “элементы” у теологов не материализуются эмблематически, а трактуются чисто богословски: вода — крещение (людей), кровь — мучение (человека), дух — христианство (учение, спасение человечества). Примечательно, что и идеалисты-богословы косвенно признают тем самым важность воды как исходного символа.
Библейская ветхозаветная символика различает воду живую, то есть благодать Христову, воду обличения (клятвенную), которую давал жрец жене, подозреваемой в прелюбодеянии, и которая могла ей повредить в случае подтверждения подозрения, и воду очищения (или т. н. греховную воду), которая употреблялась для очищения от греха. В то же время христианская церковь и особенно православие объявили еретиками так называемых аква-риев или идропарастатов, то есть абсолютных трезвенников, которые причащались водой, а не вином. Эмблематическое изображение воды с глубокой древности было одинаковым у всех народов и особенно четко было закреплено в античное время — это волнистая линия, синусоида. В таком виде эмблема воды сохранилась и в средние века, и в новое время как знак Зодиака — две волнистые линии одна под другой (знак Водолея).
В эпоху Ренессанса и особенно в эпоху классицизма (XVIII в.) широко использовалось эмблематическое изображение воды в виде наклоненного кувшина, из которого выливается вода. Эта эмблема употреблялась и в XIX веке. В классической геральдике вода (река) изображается в виде широкой голубой волнистой полосы, расположенной на гербовом щите в любых направлениях: горизонтально, вертикально или диагонально.

36. ВОЗДУХ — один из четырех элементов мироздания по античным представлениям (остальные три — Вода, Огонь, Земля). В эпоху эллинизма использовался в литературе как образ свободы, что позднее нашло отражение в классической европейской литературе XIX века, широко использовавшей выражение “воздух свободы” для характеристики различных либеральных, прогрессивных или национально-освободительных тенденций в общественной жизни.
В протестантской теологии — символ учения церкви, без которого якобы невозможно жить. Одновременно христианские богословы рассматривают воздух как элемент, в котором обитает дьявол и скрыта тьма. Поэтому по теологическим представлениям воздух является элементом, находящимся в противоречии и в борьбе со светом, ибо лишь чистый свет отождествляется со средой, в которой может обитать божество и божественное, в то время как воздух — символ среды, где зарождается тьма, где обитает дьявол и где, следовательно, может возникать все дурное.
Эмблематически воздух изображается в виде завихрения, спирали; такие изображения часто встречаются в античном орнаменте.

37. ВОЙСКОВЫЕ ЭМБЛЕМЫ — эмблематическое, условное изображение различных родов войск и войсковых служб, принятое в вооруженных силах каждого государства. Войсковые эмблемы не являются эмблемами в геральдическом смысле, они носят подчиненное и служебное значение.

 

 

 

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Культ медведя был распространен от эльбы до урала
Во все времена входила в эмблематику разных народов
Территория
Вступил в брак nbsp похоронен национальные
Эмблема это нарисованная идея

сайт копирайтеров Евгений