Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В германской да и в русской геральдике образ волка символически не используется. Он применяется как говорящая эмблема в родовой и городской геральдике. Например, барон Вольф обладает гербом с эмблемой идущего волка, фон Вольфенфельдт — эмблемой бегущего волка. Волк как говорящая эмблема применяется в гербе ряда городов Украины и Беларуси и лишь в редчайших и исключительных случаях — в России, да и то на границе с Украиной.
Так, бегущий волк в голубом поле — эмблема Волчанска Харьковской области; бегущий серебряный волк в голубом поле — эмблема Летичева Хмельницкой области, расположенного в устье реки Волк, впадающей в Южный Буг; стоящий волк с головой анфас — эмблема г. Волковыска Гродненской области.
В русской геральдике, где эмблема волка официально не числится, был лишь один случай, когда в 1781 году слобода Калитва в Воронежской области получила герб города, который затем через 20 лет был ликвидирован. На этом гербе были изображены звериные фигуры, напоминающие собак или волков. В описании герба при его утверждении указывалось, что это — чекалки (т. н. степные волки), то есть такие, которых зоологи называют Canis aureus, или шакалообразными волками, водящимися в предгорьях Кавказа. Поскольку герб Калитвы был отменен в 1802 году, то даже это эпизодическое применение эмблемы волка в русской геральдике было позабыто, да и сама эмблема не имела ничего символического: чекалки были внесены в герб потому, что они время от времени появлялись у слободы и это было ее единственным “характерным признаком”.

 

Герб так называемой Республики Ичкерия. Волк (борз) под Луной в полумесяце с девятью звездами (ислам) и с национальным орнаментом "ТУТТА" - элемент Вавке Истамбул-бикль (Стамбульский мотив)

С 28 октября 1991 г. волк стал основной эмблемой нового герба тк называемой Республики Ичкерия (бывшая Чечено-Ингушская АССР). Она изображает лежащего волка (по-чеченски борз) с головой, повернутой анфас. Это первый в истории народов случай, когда волк становится государственной эмблемой и когда этой эмблеме придается символическое значение, ибо до сих пор ее не хотело взять в герб ни одно государство, поскольку это означало бы одобрение символа хищника как идеи государственной политики. Вот почему в чеченской символике образ волка переосмыслен. Согласно официальной трактовке чеченских властей, волк — “любимый образ” чеченского фольклора, ценимый чеченцами как символ гордости, отваги, свободы. Разумеется, это натяжка, ибо ни один народ с древнейших времен не олицетворял так образ волка, особенно на Кавказе, где волки — основные враги чабанов, гроза овечьих отар. Указанная трактовка целиком модернизирована, тенденциозна. Однако сам факт выбора этой “чрезвычайной” эмблемы в качестве главной эмблемы государственного герба новой республики весьма показателен. Он говорит об исключительности сложившегося положения, об отчаянной решимости чеченского руководства во главе с генералом Джохаром Дудаевым отстаивать свои политические установки и одновременно об изолированности Чечни как государственного образования даже на Кавказе, среди “близких” ей народов. Показательно, что в соседнем Дагестане у даргинцев волк — образ глупого, недалекого хищника, которого легко обводит вокруг пальца, обманывает лиса. Символ же гордого и умного животного на Кавказе, в том числе и в Чечено-Ингушетии, чаще всего отводится коню, отличающемуся, кроме того, преданностью, верностью человеку.
Таким образом, выбор эмблемы волка в герб независимой Чечни (Ичкерии) — не только неудачен, но и слишком конъюнктурен, исходит из скоротечной ситуации осени 1991 года, а не из коренных национальных или государственных принципов.
Характерны и другие эмблемы, сопутствующие в гербе Чечни волку,— это Луна и девять звездочек под орнаментом “рог”, сопровождающим обычно северокавказское оружие и кубки с вином. Волк под Луной, волк, воющий на Луну,— образ голодного, одинокого, тоскующего волка. Такой образ не внушает оптимизма и надежды населению государства, избравшего подобный герб, скорее наоборот. Девять звездочек — как и вообще число 9 — символ исламских аутсайдеров, который изредка употребляли мельчайшие арабские государства, типа султаната Джохор на Малаккском полуострове.

39. ВОЛНА — один из древнейших символов человечества. Известна с античных времен. Обладает различным символическим значением в мифологии ряда морских народов (греков, финикийцев, финнов, скандинавов, полинезийцев). Так, волна олицетворяла в древнейшие времена и средние века воду вообще, океан, море, вечное движение, а в новое время все чаще стала олицетворением, символом постоянной изменчивости окружающего мира и даже стала использоваться как символ быстротечнсти, непостоянства человеческой жизни. Уже в русской летописи под 1076 годом мы встречаем выражение: “В вълнахъ житиискехъ”.

 

Различные эмблематические изображения волны на гербах и флагах

В античное время волна изображалась волнистой линией как один из символов воды вообще, а позднее, в эпоху эллинизма, в виде аллегории — прекрасных девушек в легких нарядах — нереид, населявших чертоги Посейдона (у Гомера их 34, в мифологии — 50, иногда — 100, поэтому эти цифры также иногда символически использовались для обозначения волн-нереид). Звуки, издаваемые волнами, принимались за разговор (ср. у Пушкина: “Шум морской — немолчный шепот Нереиды”). В финской мифологии волны ассоциируются с Ааллотар, девой Волн, божеством волн женского рода, одним из нескольких божеств воды, океана. Как в античной, так и в финской мифологии Нереиды и Ааллотар благожелательны к людям. Поэтому их образ часто использовался, в том числе и в русской поэзии, как образ спасителей, но одновременно образ волны в русской литературе широко применялся и как синоним вольности, полной несвязанности, свободы действий и независимости от чьего-либо влияния. В народном сознании, как это часто бывало в России, совпадение звучания слов “волна” и “вольна” (получить вольную) не только обыгрывалось, но и приобретало как бы скрытый, тайный смысл, единство происхождения. Все эти народные представления, как известно, хорошо отразил Пушкин в своих сказках:

Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь. Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли.

В русской и советской эмблематике и символике волна использовалась в двух значениях.

1) В конце XIX — начале XX века образ волны становится одним из символов русской революционной атрибутики и часто используется в легальных и полулегальных революционных изданиях как словесная аллегория нарастания сил революционного движения, как символ шторма, предвестника революции. В силу этого общественность России склонна была воспринимать даже чисто пейзажные картины крупных художников как своего рода символические (“Девятый вал” Айвазовского). Название “Волна” носил ряд революционных газет начала XX века в России, особенно после 1905 года, когда это легальное название хорошо отражало революционную суть издания, символ которого был всем понятен. Так, “Волна” в Петербурге в 1906 году — большевистская газета, которую фактически редактировал Ленин; “Волна” в 1906 году в Саратове — социал-демократический еженедельник; “Волна” в 1909 году в Баку — большевистский еженедельник; “Волна” (“Wil-nis”) в 1917 году в Риге — большевистская газета на латышском языке; “Волна” 1917 года в Свеаборге — орган большевиков; “Волна” 1917—1918 годов — орган Центробалта в Гельсингфорсе.
Таким образом, в период трех русских революций термин “волна” в общественно-революционном сознании рабочего класса России имел символический смысл нарастающего революционного подъема и всегда связывался именно с этим процессом.В советской эмблематике 20—30-х годов волна не употреблялась.
2) В 1940 году волна как говорящая эмблема, означающая морскую волну, была введена в число государ ственных эмблем двух прибалтийских республик (Латвии и Эстонии) в связи с вхождением их в Советский Союз. Она изображалась двумя или тремя параллельно идущими друг над другом волнистыми белыми и синими (голубыми) линиями, что означало приморское положение этих республик, подчеркивало выдающееся значение моря в их хозяйственной жизни.
Говорящая эмблема волны используется и в “гербах” или значках спортивных обществ, в деятельности которых главное место занимают водные виды спорта (например, “Водник”).
Таким образом, следует делать различие между словесным (литературным) символом волны и ее эмблематическим изображением, означающим море, морское хозяйство, а также нередко и вообще воду. В качестве именно эмблемы реки, моря или вообще воды волну ввел в свои государственные гербы и даже флаги ряд молодых государств Африки, Латинской Америки, Океании и Азии, в жизни которых вода играет огромную роль: Бангладеш, Бахрейн, Катар, Кувейт, Сьерра-Леоне, Танзания, Мозамбик, Уганда, Гайана, Уругвай, Суринам, Никарагуа, Тувалу, Сейшельские Острова (герб и флаг), Западное Самоа. Несколько неожиданной может показаться эмблема волны в гербе Ботсваны, почти 80% которой занимает пустыня Калахари. Но три узенькие голубые волнистые полоски на гербе этой страны весьма наглядно подчеркивают значение трех сезонных речек для этого государства. В гербе Никарагуа волна изображена нетрадиционно — короткими белыми тильдами по синему полю, но это изображение тем не менее четко ассоциируется с водой.

40. ВООРУЖЕНИЕ (ЭМБЛЕМ) . Под термином “вооружение”, “вооруженный” в геральдике и эмблематике понимают мелкие, но характерные детали эмблем животного происхождения — в основном зверей и птиц, но также в принципе и насекомых, пресмыкающихся, и особенно фантастических существ (дракона, единорога, грифа и т. д.). К вооружению относятся копыта, лапы, когти, клювы, языки, зубы, глаза, рога. Эти части в ряде случаев выделяются иным цветом, чем основная окраска геральдического или эмблематического животного, и именно такие фигуры называются “вооруженными”, что и отмечается при блазонировании. Если же эти части не выделены особым цветом (золотым, серебряным, черним, красным, желтым), то эмблема считается невооруженной, и это обстоятельство при блазонировании не отмечается, но учитывается как при изображении эмблемы, так и при ее расшифровке, толковании.
Вооружение играет роль дополнительного атрибута в эмблемах и в фигурных девизах (бэджах, импресах) и сообщает им дополнительное значение, уточняющее, окрашивающее, акцентирующее что-либо в основном iкачении, какое имеют невооруженные фигуры. Особые части, мелкие характерные детали неодушевленных эмблем, например зубчики на лезвии серпа, также являются атрибутами и также могут сообщать предмету дополнительное, уточняющее значение (например, серп русский, серп немецкий), но при этом никак и никогда не выделяются цветом (тинктурами, металлами) и не называются вооружением. Термин “вооружение” присущ лишь вышепоименованным деталям тела одушевленных предметов, ставших эмблемами.
Вот почему нельзя путать в геральдике и эмблематике термины “вооружение” и “оружие”, ибо они относятся совершено к разным сферам. Вооруженное геральдическое животное всегда агрессивно, разгневано, выражает требование, наступа-тельность, в то время как то же самое изображение, но невооруженное может говорить о спокойствии, выдержке, отсутствии амбиций, миролюбии, достоинстве.
Не случайно поэтому белые львы — богемский и болгарский — на гербах Чехо-Словакии и Болгарии и коронный орел на гербе Албании не вооружены, и их облик напоминает лишь об истории и традициях народов этих стран, об их мужестве и храбрости, но в то же время подтверждает их миролюбие. Иногда применяется и так называемое дифференцированное вооружение эмблем, чтобы указать более тонко на какой-нибудь нюанс в политике данного государства. Так, белый польский орел также имеет невооруженные когти, у него не вооружен (т. е. не окрашен в противоположный цвет) язык, что показывает: он не разгневан, не агрессивен, спокоен (язык — показатель ярости), однако его клюв окрашен в иной, золотой цвет (металл), а не оставлен белым, то есть вооружен. Это говорит о том, что польское государство ни на кого не нападает, оно не агрессивно, но хочет предупредить всех, что если оно подвергнется нападению, то будет защищаться отчаянно и что силы у него для этого (прочный, тяжелый клюв) имеются. Такое указание в гербе весьма важно именно для польского государства и служит напоминанием, что оно сделает все, чтобы 1939—1945 годы не повторились в его истории. Следует подчеркнуть, что эмблематическое вооружение геральдической, гербовой фигуры животного является более существенным и веским показателем его намерений, чем наличие оружия в его лапах, особенно если они не вооружены. Так, лев Шри-Ланки, держащий в лапе меч, и лев Норвегии, держащий в обеих лапах секиру, казалось бы, в одинаковой степени обладают оружием и поэтому равны по своему геральдическому значению. Однако ланкийский лев не вооружен, он очень миролюбив и потому идет или стоит спокойно в обычной позе животного; наоборот, норвежский лев не только поднялся на дыбы, но и, кроме того, вооружен — его когти черного цвета резко отличаются от цвета остальной его шкуры (желтого, золотого). Это говорит о том, что норвежская эмблема четко акцентирует внимание на том, что политика страны исходит из доктрины опоры на военную силу. И это не случайная трактовка. Стоит сравнить эмблему Норвегии довоенного периода (с 1905 по 1940 г.) и современную, чтобы заметить, что тогда норвежский лев не был вооружен, его когти были такого же цвета, как и вся шкура, сливались с ней. Лишь после вступления Норвегии в НАТО и принятия ею военной доктрины Атлантического блока герб страны был изменен “незначительной” деталью: когти льва были окрашены в черный цвет.

41. ВОРОН (ц.-слав. вран, лат. corvus orax, нем. Rabe, шв. korp, чукю, куркыль). - хищная птица, с блестящим оперением черного цвета с сине-зеленоватым отливом; в символике разных народгов имеет далеко не одинаковое значение. В европейской (германской, скандинавской, финской) и отчасти русской народной, но не официальной символике - символ предзнаменования несчастья, птица-вещун (в скандинавской традиции - olycksvogel). С появлением ворона связаны суеверия о наступлении смерти, присутствии покойника, скором несчастье и т.д. Эти представления связаны на неправильных выводах людей об особенностях поведения воронов.
Ворон старается держаться в глухих недоступных местах — старых, непроходимых лесах, на скалистых берегах морей и рек, в пустыне и тундре — и всячески избегает человеческих поселений. Отсюда редкое внезапное появление ворона вблизи человеческого жилья воспринималось всегда как исключительное явление, связанное с чем-то необычным в природе. Всеядность ворона также давала основание для недоверия: ворон питается абсолютно всем — от плодов, зерен и насекомых до отбросов, падали и червей, а также мелких позвоночных животных и птиц. Голодный ворон, отличаясь хищностью, нападает на более крупных и сильных животных, чем он сам. Он способен убивать зайцев и глухарей-косачей, воровать домашних кур, как лиса, а иногда заклевывает насмерть даже молодых ягнят. Держится ворон не стаями, а парами и нередко в полном одиночестве, что также всегда давало повод, особенно народам христианских стран, отрицательно оценивать эту птицу, якобы символизирующую обособление, нетерпимость к коллективу, к общине. Так, в православной традиции ворон — символ греховного отшельничества (“аки вран обособляющийся”). В символике народов Севера, особенно азиатского Севера, принадлежащих к палеазиатской группе, а также эскимосов и северо-западных индейских племен Канады, наблюдавших ворона в иных условиях и с иных сторон, образ ворона пользуется чрезвычайным уважением и почтением. Ворон здесь — символ творца мира, первопредка и героя национальных сказаний. Способность ворона выживать в пустынной, бесприютной тундре, где он часто зимует, существовать в полном одиночестве, его умение, когда нужно, лаять по-собачьи, ворковать, как голубь, и говорить на языках (подражать) различных народов — повод для восхищения и преклонения перед могуществом и мудростью этой скромной птицы, которая как положительный символ и как тотем (эмблема) фратрий у чукчей, ительменов, коряков и других народов сопоставляется с орлом и полярным волком.
В древнерусской, языческой традиции, тесно связанной с финно-угорским и скандинавским язычеством, термин “ворон” употреблялся также для обозначения наивысших, почти абстрактных категорий счета — от 10 млн. до 100 млн. При этом первые 10—20 млн. назывались “первым вороном”, затем следовали соответственно второй, третий, четвертый и пятый и до девятого ворона. Десять воронов означало 100 млн. Изображались вороны при помощи букв славянского алфавита, заменявших соответствующие цифры, но окруженных квадратом, составленным из восьми звездочек или точек: четыре по его углам и в центре каждой стороны по одной точке. Десять воронов обозначались единицей, окруженной квадратом из восьми звездочек (см. рис. на стр. 495). Эмблематическое изображение ворона разработано в германской геральдике, где эта эмблема применяется в нескольких видах. Ворон изображается всегда черным, включая вооружение, то есть клюв, язык, когти, как птица с сильным, крупным и лишь слегка согнутым клювом и с непропорционально большими когтями (лапами). В качестве эмблемы ворон может быть изображен стоящим, готовым к бою, спорящим, готовым к взлету, а также держащим в клюве кольцо, что блазонируется как “ручной ворон” или “вороватый ворон”, поскольку отражает склонность этой птицы в прирученном виде глотать или прятать блестящие металлические предметы. Стоящий ворон изображается в профиль с закрытым клювом, с тремя перьями в крыле и хвосте. Стоящий или готовый к бою ворон — с раскрытым клювом, с языком и поднятой правой ногой. Ворон, готовый к взлету, изображается на геральдической горе в три четверти, с приподнятыми крыльями и раскрытым клювом. В русской геральдике ворон изображается крайне редко, в повороте корпуса влево и с головой, повернутой в противоположную сторону — так называемый “обернувшийся ворон”. Практически эта эмблема употребляется лишь в украинских и польских гербах (“знамя” Слеповрон и в гербе Драгомировых).

43. ГВОЗДИКА — эмблема страсти в классической геральдике. Это значение гвоздики-цветка возникло по ошибке, в результате смешения его с гвоздикой-пряностью, которая вызывает возбуждение, но не имеет с гвоздикой-цветком ничего общего в ботаническом смысле. Однако в эмблематике это значение закрепилось, и цветок гвоздики рассматривается как эмблема страсти, порыва, душевного возбуждения. В политической западноевропейской символике XIX века и в русской революционной символике конца XIX — начала XX века красная гвоздика стала поэтому эмблемой революционной страсти, то есть революционности, принадлежности к революционной организации, страстной преданности революции, революционного вдохновения. Отсюда широкое употребление гвоздики и имитирующих ее красных бантов в период трех русских революций 1905, 1917 годов и гражданской войны 1918— 1922 годов. Употреблялась в том же значении в Польше, Франции и других странах. После второй мировой войны эта эмблема вновь получила распространение, особенно в 60—80-х годах, когда ее стали употреблять в Западной Европе в эмблемах антивоенных движений, движений за разоружение в качестве одного из составных элементов. Например, гвоздика, возникающая из разломанной бомбы, символизирует страстное желание участников движения покончить с гонкой вооружений, разломать, уничтожить бомбы и другое оружие. Такая эмблема указывает на страстную решимость этих движений добиться своих целей.

44. ГЕЛЬ (гюль, салор-гёль, салорская роза) — национальный туркменский символ. Хорошо известен и распространен как элемент национального орнамента, его центральная фигура; гель представляет собой восьмигранник особого вида — прямоугольной формы с длинными горизонтальными и короткими скошенными вертикальными сторонами,— внутри которого заключен другой фигурный восьмиугольник.

 

Гель. Государственный символ Республики Таджикистан.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Же время рабочее движение отказывается от употребления в этот период эмблематического изображения молота
Все эти древнейшие символы
Свастика воспроизводится на древнейших мо нетах индии эмблемой свастики
вляется эмблемой древности индийского государства
Свастики а патрика признаку

сайт копирайтеров Евгений