Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

прежде всего создание приютов, богаделен, школ, работ ных домов и прядилен при монастырях, что должно было уничтожить нищенство как таковое. 86

Как и другие странники, нищий мог оказаться воплощением Бога: «В окно подать — Богу подать»; «Просит убогий, а подаешь Богу». 87 С другой стороны, в целом ряде ситуаций нищий осмысляется как пришелец из иного мира. Поэтому кормление нищего — это одновременно кормление своих родственников, находящихся вдали от дома, как живых, так и ушедших в мир иной. Психоло гически вполне понятно, что особенно охотно подают милостыню и оказывают помощь те люди, родные которых находятся вдали от дома: сознательно или неосознанно они надеются на то, что к их близким проявят такое же милосердие, какое проявляют они сами.

Милостыня, так же как и дарение, имеет диалоги ческую природу. Своеобразным поручителем за нищего является Господь Бог; предполагается, что он вознаградит дающего за щедрость как в этом, так и в ином мире. 88 «На святой Руси нищие, искони завися от мира, их питаю щего, и от церкви, их призирающей, просят и принимают милостыню во имя Христа, ради Христа, который в лице просящих как вольный должник берет на себя обязанность платить подающим». 89 Как и в случае с дарением, мило стыня «выгодна» не только берущему, но и дающему: «Дар принял тот, кто достойному дал»; «Лучше дать, нежели взять. Дай Бог подать, не дай Бог просить!». 90 Круг представлений, связанных с образом Христа, который в нищенском образе «исходил, благословляя» (Ф. И. Тютчев) русскую землю, оказался очень значимым для отечественной культуры.


1 Серошевский В. Л. Якуты : Опыт этнографического исследования.
Спб., 1896. Т. 1. С. 431.

2 Интериано Д. Быт и страна зихов, именуемых черкесами //
АБКИ. С. 49.

3 Клапрот Г.-Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое
в 1807—1808 гг. //АБКИ. С. 261.

4 Даль В. Пословицы русского народа. М., 1984. Т. 2. С. 71.

5 Косвен М. Происхождение обмена и меры ценности. М.; Л., 1927.
С. 36.

6 Мариньи Тебу де. Путешествия в Черкесию // АБКИ. С. 309.

7 Серошевский В. Л. Якуты. Т. 1. С. 551.

8 Штернберг Л. Я- Семья и род у народов Северо-Восточной Азии.
Л., 1933. С. 58.

9 Забелин И. Домашний быт русского народа в XVI и XVII сто
летиях. М„ 1915. Т. I. Ч. 2. С. 26.

9 А. К. Байбурин, А. Л. Топорков 129

10 Коллинс С. Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне. М., 1846. С. 18.

Юзефович Л. А. Русский посольский обычай XVI века // ВИ. 1977. № 8. С. 120.

12 Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI века. М., 1983.
С. 72.

13 Там же. С. 72.

14 Бгажноков Б. X. Прием почетного гостя в традиционной
культуре адыгских (черкесских) народов//Этнические стереотипы
поведения. Л., 1985. С. 179.

16 Штернберг Л. Я. Семья. . . С. 39—40.

16 Там же. С. 7.

17 Серошевский В. Л. Якуты. Т. 1. С. 443—444.

18 Боеораз В. Г. Чукчи. Л., 1934. Т. 1. С. 23.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Похороны черкес ского князя
Вместе с тем простирание по земле являлось у некоторых народов ритуальной позой
То болезнь испугается и
Пословицы
Поцелуй гостеприимство символика

сайт копирайтеров Евгений