Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Guintaton - регистр с ясно выраженным обертоном квинты, характерный сольный голос (закрытый).

Flautino - очень высокая флейта (открытая).

Subbass - низкая флейта, регистр ножной клавиатуры.

Gedackt - тихая флейта, регистр ножной клавиатуры (закрытая).

Имеется еще много разновидностей флейтового тембра различных оттенков: Doppelflote, Waldflote, Spizflote, Bachflote и другие.

Флейты широко применяются в качестве сольного голоса, фона и в самых различных комбинациях. Обязательно присутствие флейт вместе с принципалами в полном звучании органа. Различные флейты располагаются на всех клавиатурах.

Регистры группы Streicher

Регистры с мензурой более узкой, чем у принципала, образуют группу так называемых Streicher. Они имеют характерный призвук, напоминающий тембр струнных смычковых инструментов. Их звучание характерно в нюансе от рр до mf. Используются преимущественно в качестве сольного голоса, а также фона, и в очень тихих аккордных эпизодах. Трубы металлические, открытые, часто с дополнительными приспособлениями у лабиального отверстия, воздействующими на тембр.

Aeoline - очень узкая мензура, самый тихий регистр органа своеобразного «шуршащего» тембра.

Salicional - более громкий, чем эолине, мягкий.

Doice - нежный, но более характерный, чем предыдущий.

Viola - характерный сольный тембр, довольно громкий, напоминающий звучание старинной виолы. Бывает различных оттенков - виола да гамба, гамба, шпиц-гамба и т. д.

Violonbass - виола в ножной клавиатуре, напоминает звучание басовой виолы и т. д.

Составные регистры сочетающие в себе несколько рядов (хоров) труб

Vox coelestis (небесный голос) - два ряда регистра Aeoline настроенные с маленьким расхождением, благодаря чему получается мягкая вибрация. Тихий «романтический» регистр.

Unda maris (волна морская) - два ряда флейтовых труб, настроенных с маленьким расхождением. Эффект тот же, что и в Vox coelestis, только в флейтовом тембре

Mixtura - многорядный принципальный регистр, высокого обертонового звучания. Обычное количество одновременно звучащих рядов, от трех до восьми. Как правило, используется в качестве обертоновой надстройки при включенных всех принципалах и флейтах. Придает блеск и силу полному звучанию органа (звуковая корона). Имеются очень высокие разновидности - Scharf и Zimbel.

Комбинированные регистры, имитирующие старинные инструментальные тембры или дающие оригинальную обертоновую смесь. Их хоры составлены из голосов различных тембров. Все эти регистры, как правило, используются в сочетании с основными восьмифутовыми.

Механизмы управления

Важнейшей частью механизмов управления является кафедра, или клавиатурный стол (Spieltisch). Она имеет несколько клавиатур для игры руками (мануалы). Объем каждой из них обычно равен четырем, пяти октавам. Их диапазон простирается от До до соль. За каждым мануалом закреплен свой комплекс звучащих голосов (регистров). Внизу у клавиатурного стола находится ножная клавиатура, обычно имеющая тридцать клавиш, охватывающих диапазон от До большой октавы до фа первой октавы. Над мануалами и по обеим сторонам от них помещаются особые клапаны, или выдвижные рычаги, для включения звучащих голосов. Эти устройства тоже называются регистрами. Кроме того, клавиатурный стол имеет различные кнопки и педали для управления вспомогательными механизмами, облегчающими включение и смену голосов. Так, например, механизм копуляции соединяет в различных комбинациях мануалы и педаль. Благодаря этому можно одновременно получать сочетания тембров, закрепленных за разными клавиатурами. В больших современных органах имеются специальное приспособление Walze, позволяющее последовательно включать регистры от самого тихого до самого громкого и обратно. Этот эффект своеобразного ступенчатого усиления и ослабления звука достигается путем постепенного поворота валика (Walze), расположенного внизу над педальной клавиатурой. Для плавного же усиления или ослабления звучности уже включенных регистров используется специальное устройство, называемое швеллерным ящиком (швеллер). Суть его состоит в том, что набор труб одной из клавиатур (werk) помещается в закрытый со всех сторон ящик, одна из стенок которого представляет собою жалюзи, открываемое и закрываемое нажатием специальной педали. При закрытом жалюзи трубы, помещенные в ящике, звучат приглушенно, при постепенном открывании звук усиливается и как бы приближается. Это изобретение впервые появилось в Англии, в середине XVIII века. В баховских органах его еще не было.

Трубы органа стоят на специальных «воздушных» ящиках - виндладах, в которых находятся клапаны, открывающие при нажатии клавиши доступ воздуха в соответствующую трубу.

Устройство, соединяющее клавиши с клапанами под трубами, называется трактурой и бывает трех видов: механическое, пневматическое и электрическое. Самая старая трактура - механическая - представляет собой систему деревянных тяжей (абстракты) и рычагов. Органы с такой трактурой называются механическими. Их клавиатурный стол непосредственно примыкает к корпусу.

Позже, во второй половине XIX века, стала применяться пневматическая трактура - тонкие свинцовые трубки. При нажатии клавиши такие трубки подводят «рабочий» воздух в специальный мешочек, поднимающий вентиль, который находится под звучащей трубой. Таким образом, воздух попадает в нужную трубу. Эти органы называются пневматическими. Их клавиатурный стол может стоять на некотором расстоянии от корпуса органа.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Табулатура - особая система записи инструментальной музыки посредством знаков
Вместе с тем высокий подъем европейской органной культуры в эпоху возрождения сопровождался
Со второй половины xix столетия русские композиторы начинают обращаться к органу
Inzipal - мягкое приглушенное звучание

сайт копирайтеров Евгений