Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Соответственно, в русских требниках XVI — первой половины XVII в. мы встречаем специальные статьи: «Разрешение немому человеку и глухому» или «Чин како исповедати глухого или немого, не умеющим сам о себе отвещати» и т. п. (Алмазов, III, с. 8-9 второй пагинации). Подобная статья имеется в печатном московском Требнике 1639 г., однако отсутствует уже в Требнике 1651 г.

45 Ср. в Требнике Петра Могилы 1646 г.: «Аще больнаго глас и гла-голание в самом исповедании или пред зачатием исповедания престанет, помаванием или инеми киими знамении, поелику возможет, иерей, грехи кающагося да тщится познати. .. » (ч. I, с. 345; ср.: Алмазов, II, с. 446).

46 Совершенно так же было не принято при крещении называть Иисусом в честь Христа или Марией в честь Богоматери, а также давать имена наиболее почитаемых святых. См.: Успенский, 1969, с. 39-40.

47 Выражение тропический разум представляет собой кальку с латинского sensum tropicum.

48 Так, когда в 1704 г. по случаю завоевания Ливонии был устроен триумфальный въезд Петра в Москву, Иосиф Туробойский, префект московской Славяно-Греко-Латинской Академии, составивший описание этого триумфа, специально объясняет, что данная церемония, несмотря на широкое употребление религиозных символов, не имеет религиозного значения; Туробойский подчеркивает метафоричность употребляемых образов и настаивает вообще на необходимости и законности метафорического подхода к смыслу, отмечая наличие метафор в Св. Писании: «Известно тебе буди,читателю любезный, и сие, яко обычно есть мудрости рачителем инем, чуждым образом вещь воображати. Тако му-дролюбцы правду изобразуют мерилом, мудрость оком яснозрительным, мужество столпом, воздержание уздою. Сие же не мни быти буйством неким и кичением дмящагося разума, ибо в писаниях Божественных то-жде видим» (Гребенюк, 1979, с. 154-155).

49 Справедливости ради следует отметить, что в данном случае и сам Никои был противником новой манеры иконописания: он не признавал подобные изображения иконами и приказывал их уничтожать или же переписывать (см., в частности, свидетельство Павла Алеппского, III, с. 136-137). Это объяснялось тем, что «т1 иконы написаны были не по отеческому предаюю съ папежского и латынскаго переводу» т. е. по образцу католических картин (см.: Гиббенет, II, с. 473-475; Гиббенет, I, с. 20, примеч. I; ср. также: Соловьев, V, с. 629-630). Как видим, позиция Никона в общем не отличается в данном случае от позиции Аввакума; таким образом, отношение к языковому и к визуальному знаку у Никона не совпадало.

50 Термин многогласие как литургический термин, относящийся к практике богослужения, не следует смешивать с собственно музыкальным термином многоголосие, означающем полифонию.

До XII в. в русском языке звуки ъ и ь произносились как особые Редуцированные гласные. Затем происходит существенная перестройка

фонетической системы, когда в одних позициях (в так называемых сильных слогах) они переходят в гласные полного образования, а именно ъ в о, ь в е, а в других позициях (в так называемых слабых слогах) — исчезают. Этот процесс, начавшийся в живом разговорном языке, отражается на церковном чтении; между тем в церковном пении прояснение редуцированных в принципе может, наблюдаться во всех слогах (как в сильных, так и в слабых). Это обусловлено консервативностью церковных распевов: поскольку после падения еров (в слабых слогах) сократилось количество слогов, певческая традиция, в которой сокращение числа слогов привело бы к искажению мелодии, разошлась с традицией чтения, т. е. одни и те же слова стали произноситься по-разному в чтении и в пении. См.: Успенский, 1988а.

52 См. о выступлениях против единогласия: Белокуров, 1894,; Капте-рев, 1908; Распросные речи... 1861, с. 394-395; о выступлениях против наречного пения: Успенский, 1971, с. LXVII-LXIX.

53 Не случайно в этот же период — именно во второй половине XVII в.— в русской церкви появляется проповедь. См.: Успенский, 1987, с. 282-283; ср. еще в этой связи: Шляпкин, 1891, с. 103, 108; Никольский, 1901, с. 4-5.

м См. об этом, например, в послании Кирилла Белозерского к князю Андрею Дмитриевичу Можайскому (начала XV в.): «А в церкви стойте, господине, съ страхомъ и трепетомъ, помышляюще въ ce6t аки на небеси стояще: занеже, господине, церковь наречется земное небо, в ней-же съвершаются Христова таинства» (Буслаев, 1861, стлб. 930) или в поучении под именем цареградского патриарха Никодима: «В церковъ же приходяще, предстоим со страхом Божиим, не беседующе, ни шепчу-ще, ни дремлюще, но якоже ангели на небесех со страхом предстояще престолу Божию, ибо церковь второе небо есть и олтарь престол Божий есть» (РФА, III, с. 523). Ср. аналогичные указания Стоглавого собора 1551 г. относительно поведения в церкви: «... съ страхомъ и с трепетомъ < ... >, ничтЪ же земнаго помышляюще, аки на небъсъхъ мняще стоять. Занеже святая церковь второе небо именуется... » (Стоглав, 1890, с. 160). Эти высказывания восходят, по-видимому, к словам тропаря, когорый поется на утрене за великопостной службой:«В храмЬ стояще славы твоея на небеси стояти мнимъ» (Октоих, II, л. 105; ср. греческий текст: Октоих, 1857, с. 247). Еще послы Владимира Святого, согласно «Повести временных лет», свидетельствуют, что во время византийской литургии они чувствовали себя не на земле, а на небесах (ПСРЛ, I, стлб. 108); в таких же терминах описывает затем (в 1200 г.) богослужение в константинопольской св. Софии и новгородский архиепископ Антоний (Антоний, 1899, с. 20). В анонимном «Поучении детем духовным от отца духовна на пользу слышащим душеполезно зело» читаем: «Церковь< .. . > именуется небо, олтарь же яко престолъ есть вышняго Бога, служители церковши яко ангели Божш» (Смирнов, 1913, прилож., с. 215). Ср. у Симеона Солунского: «преддверии храма — земное, храм — небо, а святейший алтарь — преднебесье» (Писания, III, с. 11). Между тем, Иоанн Златоуст говорит в слове «О священстве»:

«Богослужение совершается на земле, но по чиноположению небесному» (Писание отцов..., с. 7).

55 Сравнение церковного пения с пением небесным мы постоянно находим у византийских авторов — таких, например, как Псевдо-Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник или Иоанн Златоуст. Ангельское пение предстает здесь как архетип пения, звучащего при богослужении; отношение церковного и небесного пения соответствует, таким образом, отношению образа и первообраза в иконописном изображении. См.: Вла-дышевская, 1990.

66 Так, вставные слоги на-не-на и т. п. (так называемые «аненай-ки») иногда получают специальное толкование у старообрядческих певцов, которые считают, что здесь передается речь Богородицы; в частности, «аненайки» в благовещенском величании интерпретируются как Бо-городицыно ликование (Успенский, 1971, с. LXX). Аналогичное в принципе толкование отмечается и у греческих певцов (Вознесенский, I, с. 103; Преображенский, 1924, с. 37).

Ср. полемические возражения глоссолалических попевок — в частности, «хабув» и «аненаек» — в «Мусикии» Иоанникия Коренева (второй пол. XVII в.): «могутъ ли ангели съ тобою пЬти твои ахати, абувы въ церкви», «еда ли Богъ послушаеть твоихъ абувъ, хабувъ, ахатей, аненайковъ» и т. д. (Смоленский, 1910, с. 48-49, ср. с. 37 и ел.).

57 Ориентация древнего церковного искусства на Бога, а не на человека проявляется и в архитектуре (ср.: Иоффе, 1944, с. 238-239; Успенский, 1976, с. 38). Это не всегда учитывают реставраторы, котрые могут исходить в своей работе из новых эстетических принципов. Так, реставраторы Дмитровского собора во Владимире в 1837-1839 гг. уничтожили пристройки к этому собору на том, в частности, основании, что на внешних стенах основного здания храма, закрытых пристройками, находились барельефы, недоступные для восприятия. Между тем, исследования недавнего времени показали, что эти пристройки были построены более или менее одновременно с основным зданием (Воронин, I, с 420-421). То обстоятельство, что соответствующие изображения не были доступны для восприятия, не смущало, очевидно, древнего художника: его интересовало, в первую очередь, не восприятие, а выражение, и сам факт наличия изображения имел объективный смысл, в принципе не зависящий от воспринимающего субъекта.

ААЭ, I—IV. Акты, собранные... Археографическою экспедициею имп. Академии наук СПб., 1836. Т. I-IV.

Аввакум, 1927. [Сочинения протопопа Аввакума в изд.:] Памятники истории старообрядчества /Под. ред. Я. Л. Барскова и П.С.Смирнова. Л., 1927. Кн.1. Вып.1. (РИБ. Т. 39).

Аввакум, 1960. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. М., 1960.

Аввакум, 1979. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, 1979.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Материалы по этнографии русского населения архангельской губернии известия общества любителей естествознания
44покровский н
361 кесарийский василий см

Полноесобрание сочинений

сайт копирайтеров Евгений