Пиши и продавай! |
>
Солонин Ю., Соколов Е. Введение в культурологию
Предисловие (Е.Г. Соколов) 4Философия и теория культурыЛекция 1. Общее представление о культуре (М.С. Каган) 6Лекция 2. Понятие культуры: методологические и онтологические проблемы ее сущности (Ю.Н. Солонин) 14Лекция 3. Культура и цивилизация (Л.А. Орнатская) 34Лекция 4. Материальная культура (М.А. Коськов) 43Лекция 5. Искусство в системе культуры (Е.Г. Соколов) 53Исторические типы культурЛекция 6. Первобытная культура (А.Д. Столяр) 68Лекция 7. Проблема смены исторических типов культур (античность и Средневековье) (Н.В. Круглова) 79Лекция 8. Западноевропейская культура XVII в. и начало Нового времени (предпосылки формирования, особенности и основные тенденции развития) (А.А. Скакун) 88Лекция 9. Русская культура в контексте мировой культуры (Н.Н. Фомина) 97Лекция 10. Культура информационного общества (В.Н. Сорокина) 119Лекция 11. Постмодернизм как феномен культуры (В.М. Дианова) 125Специальные проблемы конституирования и бытования культурыЛекция 12. Культурная антропология (Е.Э. Сурова) 131Лекция 13. Культурологические концепции в истории литературы (Л.Е.Прохоренко) 142Лекция 14. Риторика в контексте культуры (О.И. Марченко) 149Лекция 15. Размышление о вербальном языке молодежной культуры (Ю.Е. Милютин) 160
Предлагаемый вниманию читателей цикл лекций «Введение в культурологию», подготовленный преподавателями кафедры философии культуры и культурологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, воспроизводит в полном объеме соответствующий учебный курс, читаемый студентам отделения культурологии в первом семестре первого года обучения. Курс «Введение в культурологию» имеет принципиальное значение и может с полным правом считаться как концептуальным, так и методологическим выражением той образовательной стратегии, которой руководствуется кафедра при подготовке студентов по специальности 020600 — «Культурология». Примечания [1] Эту самостоятельность следует понимать почти буквально. Термин «культура» в латинской традиции использовался лишь с дополнением в родительном падеже, означая культуру чего-либо (ума, души). Новое употребление освободило его от этой служебной роли. Слово «цивилизация» вообще было новым словом, возникшим на основе преобразования близких ему глагола и причастия, а затем отделившимся от своей «обветшалой родни» (Люсьен Февр). [2] Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С. 239-281. [3] Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989. С. 18. [4] Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 2. С. 384. Примечания [2] Представление о такой системе также развернуто в названной книге М.С. Кагана, служащей философским основанием данного курса. [3] Здесь уместно отметить сознательную ориентацию содержащихся в курсе теоретико-методологических построений на выходы их в практику материально-предметной деятельности. [4] Поэтому данная постановка вопроса является философско-культорологической (в соответствии с избранным пониманием культурологии, ее предмета). [5] Такое пространство впервые представлено М.С. Каганом в его книге «Человеческая деятельность» (М., 1974). [6] Подробному рассмотрению данной проблематики посвящены книга М.А. Коськова «Предметное творчество» (СПб., 1996. Ч. I-III), а также читаемый автором спецкурс «Общая теория предметосозидания». [7] Опыт рассмотрения эволюции предметной культуры в русле намеченной методики обобщен в книге М.А. Коськова «Предметное творчество» (СПб., 1997. Ч. IV, V). [8] Тема освещена в одноименной статье М. Коськова («Три искусства». 2000. 4). Примечания Введение в культурологию предисловие |
|
|
|