<<< ΛΛΛ >>>
если бы все евреи были пророками!", поскольку весь еврейский народ - это
пророки. Идеальное представление, как мы видели, стало превращаться в
реальное положение вещей, начиная с великой революции во времена Эзры и
позже. Однако в народе оставались периферийные группы населения, которые как
бы не принимали участия в знании, как из-за отсутствия посредников, так и
из-за своего социального положения.
Здесь следует указать на две большие группы; об одной из них можно
говорить лишь постфактум, а именно о простолюдинах, "амей а-арец". По сути
дела, амей а-арец - это не те, кому не полагается знать, а те, кто
фактически лишен знания. И поэтому иногда, хотя это и не было
распространенным явлением, можно услышать о вещах, которые запрещено
говорить простолюдинам. Все, что тем или иным способом умаляет или отрицает
достоинство мудрецов и знатоков, не должно было предаваться всеобщей
огласке. Были даже такие фрагменты, которые остерегались переводить на язык,
употребительный уже в течение нескольких поколений, хотя перевели уже все
Пятикнижие, - что было вызвано, быть может, страхом перед возникновением
теологических или прочих ошибок.
Проблематичным было также положение женщин. О статусе женщины имелись
разные мнения, среди которых, наряду с воззрением 1 века, настоятельно
рекомендующим женщинам изучать Тору, существуют такие точки зрения, как,
например, мнение рабби Элиэзера: "Пусть лучше сгорят слова Торы, но не будут
переданы женщинам", и т. п. Считалось, что женщина не способна использовать
<<< ΛΛΛ >>>
Распространения возрастным цензом Астрономическая критика релевантности астрологии Принадлежность к немецкой культуре О таком невежестве
|