<<< ΛΛΛ >>>
Короче говоря, это была юридическая свобода университета, и она
являлась одной из особенностей университетской жизни. Другой особенностью,
представляющей собой иную сторону той же самой медали, являлась
академическая свобода "либертас доценди эт либертас диспутанди" - свобода
обучения и свобода прений, имевшаяся у университетской корпорации, и те
привилегии, которые были с этой свободой связаны. Эта свобода выражалась в
том, что университетский преподаватель мог обсуждать любые вопросы и
дискутировать на любые темы при условии, что он не делает никаких
окончательных выводов. Окончательные выводы оставались прерогативой церкви,
зато у университетского преподавателя была свобода обсуждения. Чтобы
проиллюстрировать суть этой свободы достаточно взглянуть, как один из
крупнейших теологов средневековья Фома Аквинский начинает в своей книге
"Сумма теологии" главу, посвященную проблеме бытия Божьего. Он пишет
следующее: "Очевидно, что Бога не существует". Разумеется, в ходе
дальнейшего рассуждения и при помощи схоластических доводов он вновь
возвращает Бога к жизни; мало того, рассматривая чудеса и знамения, он
обосновывает, почему Божественному бытию присущ атрибут необходимости. Но
сам по себе тот факт, что Фома Аквинский мог начинать свои рассуждения с
убедительных или выглядевших убедительными доказательств несуществования
Бога, наглядно демонстрирует происшедшие к тому времени перемены. Если бы
Фома жил лет на сто или двести раньше, то он рисковал бы в одно прекрасное
утро проснуться укороченным на целую голову.
<<< ΛΛΛ >>>
Культурный человек
Были оставаться в невежестве
|