Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Я слово позабыл, что я хотел сказать.
Слепая ласточка в чертог теней вернется.

"Чертог теней" - это царство теней, царство мертвых Аида.
Пустая, мертвая лодочка Харона (челнок) плывет в "чертог теней"
по сухой реке мертвых Стиксу. Это - античное толкование.
Может быть толкование восточное: пустота - одно из
важнейших понятий философии дао. Дао пусто потому что оно
является вместилищем всего, писал Лао-цзы в "Дао дэ цзине".
Чжуан-цзы говорил: "Где мне найти человека, который забыл все
слова, чтобы с ним поговорить?". Отсюда забвение слова может
рассматриваться не как нечто трагическое, а как разрыв с
европейской традицией говорения и припадание к восточной, а
также традиционной романтической концепции молчания.
Возможно и психоаналитическое толкование. Тогда забвение
слова будет ассоциироваться с поэтической импотенцией, а пустой
челнок в сухой реке с фаллосом и (неудачным) половым актом.
Контекст стихотворения подтверждает и такое толкование.
Посещение живым человеком царства мертвых, о чем, несомненно,
говорится в этом стихотворении, может ассоциироваться с
мифологической смертью и воскресением в духе аграрного цикла
как поход за плодородием (см. миф), что в утонченном
смысле может быть истолковано как поход Орфея (первого поэта)
за потерянной Эвридикой в царство теней. Я думаю, что в этом
стихотворении, в понимании этой строки работают одновременно
все три толкования.

Лит.:

Taranovsky К. Essays on Mandelstam. - The Haage, 1976.
Тоддес Е.А. Мандельшам и Тютчев. Lisse,1972.
Тименчик Р.Д. Автометаописание у Ахматовой // Russian
literature, 1979. 1 - 2.
Руднев В. Мандельштам и Витгенштейн // Третья
модернизация, 1990.- No 11.

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ

(или чисто тонический, или ударный стих) - стихотворный
размер (см. система стиха), самый свободный по шкале
метрических разновидностей, или метров. В А.с. строки должны
быть равны по количеству ударений, а то, сколько слогов стоит
между ударениями, неважно. Таким образом, А. с. - это предел
эмансипированности стиха по линии метра. Недаром А. с. называют
еще стихом Маяковского. Вот пример 4-ударного А. с. из поэмы
"Владимир Ильич Ленин".

1. Армия пролетариев, встань стройна!
2. Да здравствует революция, радостная и скорая!
3. Это - единственная великая война
4. Из всех, какие знала история.

А вот метрическая схема этого четверостишия:

1. -4-2-1-
2. 1 -4-2-4-2
3. -2-5-3-
4. 1 -1-2-2-

(знаком "-" обозначаем ударные слоги в строке, цифра
обозначает количество безударных слогов).
Как будто все правильно: в каждой строке по четыре
ударения, а между ударениями сколько угодно безударных слогов.
Но, во-первых, не сколько угодно, а от одного до пяти, а
во-вторых, последняя строка вообще достаточно урегулирована и
может быть строкой 4ударного дольника (см.), где слогов
между ударениями должно быть один или два. Проведем такой
эксперимент. Возьмем какойнибудь известный текст, написанный
4-ударным дольником, и попробуем туда подставить эту строку.
Например:

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
Из всех, какие знала история.

Что же, за исключением рифмы, все в порядке. Схема
подтверждает это:

-2-2-1-1
1-1-2-1-1
1-2-1-2-1
1-1-1-2-2

Это первая проблема идентичности А. с. Для того чтобы он
воспринимался как А. с., необходимо достаточное количество
больших (больше трех слогов) междуударных интервалов, а тем
самым длинных слов, которых в русском языке не так много
пролетариев, революции, радостная, единственная, справедливая.
Средняя длина слова в русском языке - три слога. Получается,
что А. с. - это не свобода, а искусственная ангажированность
стиха, обязательство заполнять междуударные интервалы редкими
длинными литературными словами. Впрочем, и все авангардное
искусство всегда явление поистине искусственное, совершающее
насилие над тем языком, которому не повезло с ним встретиться.
Вторая проблема идентичности А. с. состоит в том, что он
имеет тенденцию расползаться по ширине строки, нарушая
равноударность. Так, в 4-ударном А. с. все время появляются то
5-, то 3-ударные строки, и если их достаточно много, то сам
принцип, на котором держится А. с., разрушается. М. Л. Гаспаров
говорит в этом случае о вольном А. с., но, по моему мнению, это
так же противоречиво, как говорить о равноударном
верлибре.
Таким образом, А. с. - это некая фикция, некий "симулякр"
русской поэзии ХХ в.

Лит.:

Гаспаров И.Л. Акцентный стих раннего Маяковского //
Учен. зап. Тартуского ун-та, 1969. - Вып. 236.
Гаспаров М. Л. Современный русский стих: Метрика и
ритмика. - М., 1974.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

- ответвление психоанализа, разработанное
швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.
Вначале Юнг был учеником, сотрудником и другом Фрейда, но
уже с 10-х годов они резко разошлись по ряду принципиальных
вопросов. Юнг критически относился к тому, что Фрейд сводил
причину всех неврозов и других психических заболеваний к
сексуальным проблемам. Юнг считал недопустимым трактовать все
явления бессознательного с точки зрения вытесненной
сексуальности. Юнгианская трактовка либидо значительно более
широкая. По его мнению, невроз и другие психические
заболевания проявляются как поворачивание либидо вспять, что
приводит к репродуцированию в сознании больного архаических
образов и переживаний, которые рассматриваются как "первичные
формы адаптации человека к окружающему миру".
Фрейд и Юнг были людьми разных поколений и культур. Как
это ни парадоксально, Фрейд по своим эмоциональным и
рациональным установкам был человеком позитивных ценностей ХIХ
в. Юнг был человеком ХХ в., лишенным позитивистских
предрассудков. Он занимался алхимией и астрологией, гадал по
"Книге перемен", внес значительный вклад в изучение
мифа.
Это резкое различие между личностями Фрейда и Юнга
сказалось на их понимании природы бессознательного. Основной
точкой размежевания фрейдовского психоанализа и юнгианской А.
п. является тот факт, что с точки зрения последней
бессознательное носит коллективный характер. Юнг писал: "У этих
содержаний есть одна удивительная способность - их
мифологический характер. Они как бы принадлежат строю души,
свойственному не какой-то отдельной личности, а человечеству
вообще. Впервые столкнувшись с подобными содержаниями, я
задумался о том, не могут ли они быть унаследованными, и
предположил, что их можно объяснить расовой наследственностью.
Для того чтобы во всем этом разобраться, я отправился в
Соединенные Штаты, где, изучая сны чистокровных негров, имел
возможность убедиться в том, что эти образы не имеют никакого
отношения к так называемой расовой или кровной
наследственности, равно как и не являются продуктами личного
опыта индивида. Они принадлежат человечеству в целом, поэтому
имеют коллективную природу.
Воспользовавшись выражением Святого Августина, я назвал
эти коллективные проформы архетипами. "Архетип"
означает type (отпечаток), определенное образование
архаического характера, содержащее, как по форме, так и по
смыслу, мифологические мотивы. В чистом виде последние
присутствуют в сказках, мифах, легендах, фольклоре".
Эти носители коллективного бессознательного понимались
Юнгом в разные периоды по-разному: то как нечто вроде коррелята
инстинктов, "то как результат спонтанного порождения образов
инвариантными для всех времен и народов нейродинамическими
структурами мозга".
В любом случае Юнг считал, что архетип не может быть
объяснен и этим исчерпан. Когда в фантазии появляется образ
солнца, или льва, который с ним отождествляется, или короля,
или дракона, стерегущего сокровище, то, считает Юнг, это ни то
и ни другое, а некое третье, которое весьма приблизительно
выражается этими сравнениями. Единственно, что доступно
психологии, - это описание, толкование и типология архетипов,
чему и посвящена огромная часть наследия Юнга. Толкования его
часто произвольны. Понимая это, Юнг был склонен подчеркивать
близость методов А. п. методам искусства, а иногда и прямо
заявлял, что он открыл новый тип научной рациональности.
Анализируя формы взаимодействия архетипов с сознанием, Юнг
выделял две крайности, которые, с его точки зрения, равно
опасны для индивидуального и социального бытия человека. Первую
крайность он видел в восточных религиозно-мистических культах,
где личностное начало растворяется в коллективном
бессознательном. Другая крайность - это западное
индивидуалистическое рациональное мышление, где, напротив,
подавляется коллективное бессознательное. В противовес этим
крайностям Юнг развивал учение об индивидуальности как
интеграции сознательдого и бессознательного начал психики
индивида через символическое толкование и субъективное
проживание своих архетипических структур. Ценность А. п. он
видел в том, чтобы давать индивидуальному сознанию адекватные
истолкования архетипической символики для облегчения процессов
индивидуации, то есть психического развития ивдивида путем
ассимиляции сознанием содержаний личного и коллективного
бессознательного. Конечной целью индивидуального развития
является достижение личностной целостности и неповторимости.
Концепция Юнга оказала решающее воздействие на
формирование транеперсональной психологии.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

С точки зрения здорового сознания
человек может строить своюбиографию знаково
Понимание времени
В которой возникающее в детстве чувство неполноценности пытается избежать разоблачения
Руднев В. Словарь культуры XX века истории культуры 2 истории

сайт копирайтеров Евгений