Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Пурим

Праздник, напоминающий о чуде спасения народа Израиля, отмечается 14 адара (конец февраля). Название "Пурим" (от др. евр. пур - жребий).
История его такова. После разрушения Первого Храма еврейский народ был изгнан в Персию, Мидию и другие страны. Властелином над 127 странами, входившими в Персидскую империю, был царь Ахашверош, взявший в жены еврейскую девушку Эстер. Один из ближайших министров - Гомон убедил царя уничтожить евреев, живших в огромном царстве. Выбирая день уничтожения, он бросал жребий... Перед лицом смертельной опасности евреи объявили пост и стали взывать ко Всевышнему, умоляя Его о помощи. Во время пира в честь царя Эстер обратилась к нему:
"Проданы мы - я и мой народ - на смерть, истребление и погубление!..". Царь внял мольбам и приказал повесить министра. Так был спасен еврейский народ.
За день до праздника - пост в память о том, что постилась Эстер.
Праздник Пурим - веселый, хмельной, устраиваются карнавалы с переодеванием, музыкой и танцами.
После полудня справляется особая трапеза со всеми членами семьи. Для обильного праздничного стола характерны сладости, вина, наливки и другие напитки, пироги и печенье, торт в виде "персидского дворца". Особое место среди угощений занимает самое известное блюдо Пурима - треугольные пирожки с толченым маком и рубленым изюмом (гоменташен- "гомоновы уши").
В этот люди, по обычаю, шлют угощение друзьям и соседям, оказывают помощь тем, кто в ней нуждается.

Песах (Пасха)

История исхода еврейского народа из Египта хорошо известна, как и происхождение пресных лепешек (мацы), которые едят в течение семи дней Пасхи (др. евр. - переход). Приготовления к празднику (15 нисана /март-апрель/ - когда народ вышел из Египта) начинаются за несколько недель. Дом очищают от любых остатков "квашеного теста". Устраивается большая семейная трапеза - Седар (др. евр. - порядок), в ходе которой вкушают особые кушанья, напоминающие о событиях освобождения из Египта. Кроме мацы, едят марор - горькие овощи, вкус которых олицетворяет горечь жизни предков. Ритуал Седара предписывает выпить четыре рюмки вина.
Во время трапезы читают Агаду (др. евр. - рассказ), которая повествует о сути праздника.

Шавуот

Тора говорит: "Семь недель отсчитай себе... и соверши праздник недель /шавуот - др. евр. "недели"/ во Имя Господа, Бога твоего".
Через пятьдесят дней, т. е. через 7 недель после исхода из Египта, народ подошел к горе Синай. И там Сам Всевышний открылся им и вручил Моисею Тору. Бог дал Моисею скрижали, на которых были написаны десять заповедей (Почитай отца своего и мать свою, не убей, не воруй, не лжесвидетельствуй и т. д.). Кроме того, Господь дал и другие законы: религиозные и гражданские для "сынов Израилевых". Моисей записал все эти законы в книги. Так появилась Тора.
Тора, как учат иудейские богословы, сладка и питает изучающих ее, как молоко и мед. Это одно из объяснений, почему в течение двух дней праздника Шавуот принято есть молочную и молочно-мучную пищу с медом (молочный суп, сырники или блинчики с творогом и медом и т. п.). Другое объяснение: получив заповедь, запрещающую смешивать молочное и мясное, и не имея посуды для приготовления мясной пищи, весь народ Израиля ел в этот день только молочное.
Пасха, Шавуот и Сукот - три главные праздника года. Шавуот отмечается 6-го сивана (июнь), в день, когда кончаются семь недель после Пасхи.
Праздник Шавуот, как и другие праздники года, имеет также земледельческое значение: это праздник жатвы пшеницы. Итак, в трех его названиях - Шавуот, Праздник дарования Торы, Праздник жатвы - отражаются все стороны этого праздника.

"Вот, ты посвящаешься мне..."

Брачная церемония называется у евреев кидушин, "посвящение". В ходе этой церемонии невеста посвящается своему жениху, и они объединяются неразрывными узами святости. Церемонию проводят обычно под открытым небом. Над женихом и невестой развертывают специальный балдахин, который называется хула. Это символизирует собой, что невеста входит в дом своего жениха, и они становятся единой семьей под крышей своего дома.
Жених надевает на палец невесты золотое кольцо и произносит: "Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моисея и Израиля!". Это и есть момент заключения брака.
После завершения кидушин устраивают праздничную трапезу. Свадебный пир продолжается семь дней, которые так и называются: "семь дней пира".
Каждый вечер во время праздничной трапезы произносят "Семь благословений", в которых возносят благодарность Всевышнему за то, что Он создал мужчину и женщину, и соединяет их браком.

Похороны

Количество различного рода поверий, находивших отражение в похоронном и поминальных обрядах иудаизма, поистине бесчисленно. В свое время каждый знаток Талмуда стремился к ним что-либо добавить. Например, после сложной (кстати, также фиксированной в Талмуде) процедуры констатации смерти из дома покойника полностью выносили мебель. Его соседи выливали все запасы воды - считалось, что ангел смерти обмыл в ней свой меч. Оплакивание умершего сопровождалось стенаниями, родственники и близкие рвали на себе одежду.
Очень сложные поминальные установления предписывает Талмуд: "Следующие действия запрещаются носящему траур в первый день - законом, в последние же шесть дней книжниками: брить голову, стирать... мазать голову, исполнять супружеский долг, надевать сапоги, работать, читать закон, приготовлять пышную постель, обнажать голову и приветствовать других".
Современный обряд похорон у приверженцев иудаизма сильно отличается от ортодоксального, и абсолютное большинство верующих сегодня не выполняют изнурительные установления. Религиозный обряд похорон чаще всего ограничивается чтением молитв над покойником, как правило, специально нанятыми чтецами, а поминальный цикл - заказами на чтение соответствующих молитв в синагоге. От обычая разрывать на себе одежду остался надрез на лацкане, который делают родственники покойного.
В Санкт-Петербурге действует синагога Хоральная (Лермонтовский пр., 2)
В Москве: синагога Хабад Любавическая (Большая Бронная, 6) и синагога Хоральная (Б. Спасоглинищевский п.,10)

 

БУДДИЗМ

Имени я не имею,
Радости я не желаю,
Голос глаголящий я.
Что возвещаю я, - правду,
Что я ищу, - лишь свободы,
Освобожденья от пытки
Всех и всего, что живет.
Асвагоша. "Жизнь Будды"
Древнейшая из мировых религий - буддизм - возникла в VI-V веках до н.э. в Северной Индии. Основателем буддизма считается Сиддхарта Гаутама (родовое имя Шакьямуни - мудрец из племени шакья). В буддийской мифологии он - последний земной будда, проповедовавший дхарму (имеет в буддизме много значений, основные: учение будды, в особенности будды Шакьямуни; текст или собрание текстов, где это учение изложено; элемент текста и состояния сознания) - (Будда - "просветленный", букв. "пробужденный").
Буддийская религия учит, что жизнь во всех ее перевоплощениях - это цепь страданий, избавление от которых может быть достигнуто праведными людьми в нирване (вечном блаженстве). В I в.н.э. буддизм раскололся на два направления. Тхеравада проповедует "узкий путь спасения". (Нирваны может достигнуть только узкий крут лиц - монашество). Махаяна обещает "широкий круг спасения" (достигнуть нирваны может и мирянин). В Махаяне появляются понятия ада и рая.
Одной из форм буддизма является ламаизм, сложившийся в VII-XIV вв. в Тибете. На территорию России он проник в XVIII в. и получил распространение среди бурят, калмыков и тувинцев.
Ламаизм сохраняет основные положения буддизма. Специфика ламаизма заключается главным образом в усложнении обрядности, дающей возможность общения верующих с богами. Особое место в ламаизме занимает грядущий будда - Майдари, изображения которого (до 16 метров в высоту) имеются почти в каждом монастыре. Буддийские монастыри у бурят именуются дацанами, у калмыков - хуралами. Внутри храм представляет собой обширный зал, северная стена которого играет роль иконостаса. Это ряды застекленных шкафов, заполненных скульптурными и живописными изображениями божеств ламаистского пантеона и обожествленных лам (бурханов). Богослужения в дацане проводятся ежедневно (дважды и трижды в день). Чтения молитв сопровождается магическими движениями рук и часто переходят в пение. Верующие - миряне на богослужении, как правило, не присутствуют, ожидая окончания молебствия около храма.

БУДДИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Праздников в современном ламаизме сравнительно немного. Однако отмечаются они с большой пышностью, сопровождаются сложными ритуалами.

Цагалган

Цагалган (цагансара, т. е. белый месяц) - один из наиболее известных и соблюдаемых до сих пор праздников ламаизма. Он приурочивается к началу нового года, по старинному монгольскому (лунному) календарю. В течение 16 дней этого праздника проводится целая серия обрядов, посвященных "двенадцати чудесам Будды". Большинство этих обрядов связаны с ожиданием появления Лхамо и направлены на борьбу с неверием и инаковерием. Лхамо - главная помощница владыки ада Эрликхана. Она охотится во время цагалгана за противниками ламаизма. Ее изображают скачущей на муле с человеческим трупом в зубах и с человеческой кожей, наброшенной на спину мула вместо попоны. За измену вере, по преданию, она убила своего сына и содрала с него кожу.
Ламами в присутствии верующих торжественно разрубается на 12 частей слепленная из теста фигурка обнаженного человека (линга), олицетворяющая врагов веры. Ламы сооружают из дерева, бумаги и теста некое подобие увенчанного черепом огромного наконечника стрелы (дугжуба или сор) и под пение молитв бросают свое творение в подожженный в степи соломеный шалаш, что тоже должно привести к уничтожению врагов веры.

Круговращение Майдари

Круговращение Майдари, или Майдри-хурал - самый пышный из проводимых сейчас в дацанах праздников. Обычно он протекает при большом скоплении верующих; проведение этого праздника должно ускорить приход грядущего Будды на землю и установление им счастливой и радостной жизни.
Праздник проводится в летние месяцы, в разгар сельскохозяйственных работ. В течение всего праздничного дня торжественная процессия медленно движется по степи вокруг дацана. В центре процессии находится колесница с позолоченным крупным изображением Майдари, священными книгами, курительными свечами, кадильницами и т. п. Колесница окружена музыкантами дацанского оркестра, голоса которого покрываются ревом огромных труб (ухыр-бурэ), подражающих голосу небесного слона. Процессию охраняют вооруженные нагайками ламы - к колеснице верующих приближаться нельзя. Каждый из верующих оставляет в дацане какое-нибудь приношение - деньги, одежду, продукты, которые вечером будут разделены между монахами.

Вера в талисманы

Бу - талисман - носится почти всеми ламаистами. Он состоит из куска бумаги или материи, на котором нанесены тексты молитв и заклинаний - для долгой жизни, для защиты от болезней или насильственной смерти и т. д. Сложенный текст обшивается кожей и носится на шнурке на шее. Более действенным считается гу - маленькая статуэтка Будды или часть одежды "живого бога", носимая тоже на шее в деревянном или серебряном, украшенном чеканкой футлярчике. После обряда, совершаемого при присвоении имени новорожденному, лама привязывает к шее, к рукам и ногам ребенка бумажные талисманы, которые должны отвратить от новорожденного болезни и несчастья.

БУДДИЙСКИЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Домовой


Сами подбирая им невест
Веселый праздник всего студенчества

сайт копирайтеров Евгений