Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

 

Коляда

- так назывался старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями, а также и сама песня. Надо сказать, что в святочные ночи народ не спал: ходили из дома в дом, угощались, колядовали, т. е. пели колядки - старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. Народ веселился вовсю. Даже цари ходили к своим подданным поздравиться и поколядовать. Праздничная процессия шла обычно с бумажной звездой и вертепом - ярко раскрашенным ящиком в два яруса. С помощью деревянных фигурок в нем разыгрывали сценки, относящиеся к Рождеству Христову, - бегство в Египет, явление ангелов, поклонение волхвов. В верхнем ярусе представлялась смерть царя Ирода, в нижнем - пляски.
Колядование начинали дети, молодые парни и девушки. Они пели под окнами изб колядки и получали за то различное угощение. Колядовали на Руси всяк на свой лад. Дьячок ходил по домам, распевая тропарь (молитвенные стихи, церковные песнопения в честь какого-либо православного праздника или святого), и получал от мирян за то натурой - хлеб, сало, крупу, а порой - и деньги. Священнику подарки дарили прихожане, а в ответ получали от него угощение.
Вообще-то Церковью святочные игрища, гаданья, ряженые ("масководство и надевание звероподобных харь") порицались, и в указе Патриарха Иоакима от 1684 г., запрещающем святочные дурачества, говорится о том, что они приводят человека в "душепагубный грех". Но вся история человечества уже доказала, что запретить потребность в веселье, смехе и шутке невозможно. Так, героиня одной анонимной комедии XVIII в. "Игрища на святках" объясняет необходимость устройства святочных игр так: "На что и на свете шататься да горе мыкать, коли между тем не иметь никаких веселостей".
Рядились по-всякому. В дворянских домах наряжались русалками, турками, рыцарями, монахами, барышни - гусарами, а юноши, наоборот, - дамами. В деревнях было попроще - ряжеными, как правило, колядовали парни, надевали вывернутые овчиной наверх полушубки, маски и изображали различных животных - медведей, баранов, коз и т.д.
В одном конце села звучало:
Уродилась коляда
Накануне Рождества
За рекою за быстрою...
А на другом конце низкие мужские голоса пели:
Чтобы царева золота казна
Была век полным-полна,
Чтобы большим-то рекам
Слава неслась до моря.
Малым речкам - до мельницы.
А эту песню хлебу поем,
Хлебу поем, хлебу честь воздаем.
Во многих литературных произведениях описываются коляды, но, пожалуй, самое яркое и сочное - у Н. В. Гоголя в "Ночи перед Рождеством": "Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых казаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло:
Щедрик, ведрик,
Дайте вареник,
Грудочку кашки.
Кiльце ковбаски!
Хохот награждал затейника. Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи, которые одни только, вместе с степенными отцами, оставались в избах, высовывалась из окошка с колбасою или куском пирога. Нарубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал ком снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком, стремглав, на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! И еще белее казался свет месяца от света снега".
В. Я. Брюсов
(1873-1924)
КОЛЯДА
Баба-Яга
Я Баба -Яга, костяная нога,
Где из меда река, кисель-берега,
Там живу я века - ага! ага!
Кощей
Я бессмертный Кощей,
Сторож всяких вещей,
Вместо каши да щей
Ем стрекоз и мышей.
Солнце
Люди добрые, солнцу красному,
Лику ясному,
Поклонитеся, улыбнитеся
Распрекрасному.
Утренняя звезда
Пробудись, земля сыра!
Ночи минула пора!
Вышла солнцева сестра!
Месяц
Я по небу хожу,
Звезды все стерегу,
Все давно заприметил,
Сам и зорок, и светел.
Звезды
Мы - звездочки частые,
Золотые, глазастые,
Мы пляшем, не плачемся,
За тучами прячемся.
Радуга
Распустив волоса,
Разлеглась я, краса,
Словно путь-полоса
От земли в небеса.
Дед
Мы пришли,
Козу привели -
Людей веселить,
Орешки дробить,
Деток пестовать,
Хозяев чествовать.

Глава 1

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ

ГАДАНИЕ

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали...
В. А. Жуковский
или ворожба, завораживание - процесс увлекательный, таинственный и... опасный. Гаданием занимались еще халдейские жрецы, а затем и славянские волхвы, призывая сверхъестественные силы открыть будущее. Постепенно этот обряд "накрепко" врос в народную жизнь, да и не только в народную. Авантюристы всех времен и народов блестяще использовали страстное желание человека заглянуть в неведомое (вспомним графа Калиостро, метеором пронесшегося по России, или Сен-Жермена во Франции. Их предсказания принимали за чистую монету далеко не легковерные светские дамы и кавалеры. Обманывались и оплачивали золотом самые невероятные пророчества).
Самое слово "гадание" сродни еврейскому слову Гад - так называлась богиня счастья, по другим - от санкритского Gad - исследовать, по третьим - Gadam - испытывать. Гадание в древности означало служение богине Гаде (фортуне, богине счастья). Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, т. е. что-нибудь угадывали. Гадать можно было в любое время, но самым "верным" считалось завораживание на святках - т. н. "святые дни" - 12 дней - с 7 по 19 января н. ст., особенно в самые "вещие" дни "Васильев вечер" (31 дек./13 янв.) и Крещенский Сочельник (5/18 января).
Приуроченность гадания к святкам можно объяснить, во-первых, тем, что именно на переломе времени старого и нового года человека особенно остро интересует будущее - то, что ждет его и близких в новом году. А во-вторых, в этот период нечистая сила - всякие там кикиморы, банники, домовые, черти, лешие и прочая нежить и погань - наиболее активна и, следовательно, легче доступна для контакта. Ведь именно от "нечистой силы" получают ответ на вопросы во время гадания, и тут главное - не спасовать, соблюсти особые правила поведения: во время зачуранья (заговоры, нашепты) дождаться пения петуха, перекреститься и т. д. Иначе можно и погибнуть - ну, в лучшем случае, просто помешаться.
Гадали о жизни и смерти, болезнях, погоде и урожае, о богатстве и благополучии семьи, но самой трепетной и получившей наибольшее развитие темой гадания было, конечно, замужество и суженый.
Гадали на курице, лошади, ключе, башмачке (и непременно - с левой ноги), на колющих и режущих предметах, набобах. Кстати, известная всем поговорка звучит так: "Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу".
Попробуем заглянуть в будущее?

Гадание на зеркалах

Предполагается, что здесь должны гадать люди с крепкими нервами, ибо "истерическим и ипохондрикам испуг от виденного может потрясти их организацию", - говорится в одной старинной книге. Берутся два зеркала - больших и желательно равной величины, устанавливаются друг против друга, освещаются двумя свечами; лучше всего держать зеркало против высвеченного стенного зеркала так, чтобы из направленного зеркала в стенном образовался длинный коридор, озаренный огнями. "Гадающая особа должна удалить из комнаты кошек, собак, птиц и посторонних лиц, кроме одной или двух скромных особ, интересующихся одинаково с особой гадающей или для повадности. Со стороны этих последних, однако же, требуется не глядеть в зеркало, не подходить к гадающей и не разговаривать". И вот в конце этого коридора должен появиться суженый; правда, смотреть приходилось иногда очень долго, и увидеть можно было не только суженого, как, например, произошло с одной барышней в далекой северной деревне. Девушка гадала о брате, находящемся в действующей армии, а увидела... встречу Наполеона с Александрам I в Тильзите. Брат, как потом выяснилось, находился неподалеку от Тильзита. Но какое воображение!

Гадание у бани

носило несколько рискованный характер. "Отворив дверь бани, девушки обнажали некоторые части тела и говорили под прикрытием сумрака довольно несвойственную для девушек, а тем более - для девственниц, фразу с предложением прикоснуться рукой к обнаженной части тела. Если девушка чувствовала руку мохнатую, то предполагался богатый жених, голая рука - бедный, шершавая - характерный." Так деликатно описывают это гадание в старинной книге. Заранее извинившись, приведем распространенные заклинания: "Шани (очевидно, от шановать - любить, угождать, потчевать. - Прим. сост.) меня, мани меня по голой попище мягкой ручищей" или: "Мужик богатый, ударь по жопе рукой лохматой", - приговаривали девицы. Это гадание было особенно захватывающим и опасным; печальное последствие подобного гадания описывает Ф. Д. Нефедов в рассказе "Чудная ночь": "... Девушки уже отгадали вполне благополучно, а вот пришедшая с ними молодая баба Соломонида (т. е. замужняя, которой и гадать-то было ни к чему) с дикими криками выскочила из овина; ее Он нещадно отлупил по заду (из предосторожности слово "черт" не произносилось). Бедная Соломонида после гадания стала несколько странноватой, а намутили ее парни, тайком пробравшиеся и игравшие - как это чаще всего и бывало в действительности - роль нечистого.
Гадания большой компанией дома и т. д. были скорее забавой, а вот гадания в неосвещенных местах: в овине, бане, заброшенных избах - "приглашения на ужин" - были по силам только отчаянным девушкам и заканчивались порой психическими травмами, а иногда - и смертью.

"Приглашение на ужин"

Девушка накрывает в пустой комнате стол скатертью, кладет прибор, кроме ножа и вилки, и говорит: "Суженый-ряженый, приходи ко мне ужинать". Все выходят, а она, оставшись одна, запирает окна и двери и ждет. Признаки приближения суженого: завывание ветра, удары в окна и дверь. Потом появляется суженый. Девушка должна сидеть на своем месте, не отвечать на вопросы, замечать черты лица и одежду. Суженый садится за стол и начинает развлекать беседой. Девушка должна внезапно встрепенуться и в упор спросить: "Как звать?". Суженый называет имя и вынимает что-нибудь из кармана. В этот миг девушка должна сказать: "Чур меня!" - и суженый исчезает. Если же она оробеет и не зачурает (т. е. не оградит восклицаньем, не захватит первой, не сделает себя заветной. - Прим. сост.), суженый может напроказить. Наиболее смелые девушки могут даже оставить вынутые вещи у себя. Но этого делать не рекомендуется. Во всех рассказах, повествующих о подобных "оставлениях", дело кончалось трагически. В лучшем случае, муж потом охладевал. Более всего не рекомендуется оставлять саблю, - ею обычно и отрубали голову "привороженные".

Гадание на воде

Воду выносят во двор, и каждая, отлив немного воды под верею (непоемная гряда; род природного вала, какие бывают на поймах, на луговой стороне рек. - Прим. сост.), берет в горсть снегу. Приходят домой и смотрят - какого цвета снег, такой будет и суженый.
Наливают с вечера в рюмку воды, опускают кольцо и выставляют на мороз. Перед сном приносят рюмку: сколько будет бугорков, столько будет и сынков, а сколько ямок - столько дочек.
В лунную ночь ходят на реку и смотрят в прорубь: та, которой замуж идти, суженого увидит, которой в девках сидеть - только слышит стук из воды.

Гадание на полене

В темноте берут в сарае полено и рассматривают затем дома на свету. Гладкое полено - муж будет хороший, суковатое - дурной, с трещинами - сердитый.

Гадание на ступеньках

Пересчитывают ступеньки, говоря: вдовец, молодец и т. д. и, дойдя до последней, смотрят, на каком слове остановились.

Гадание на ложках

В кадку с водой кладут ложки по числу родственников, заметив, которая - чья. Затем взбалтывают воду. Утром смотрят: если все ложки в груде, значит, никто в течение года в семье не умрет, а если чья-нибудь отстала, значит, именно этот член семьи в этот год умирает.

Гадание на соломе

Выкидывают в потолок соломинки - сколько пристанет к потолку, столь велика будет семья, в которую отдадут девушку.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Все человечье естество глядит с надеждой в рождество
Церковь установила ряд молений о упокоении умерших
Христос воскрес
Семья невесты обеспечивает приданым - постельным бельем
Начинает празднование

сайт копирайтеров Евгений