Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Далее, всякое выражение есть не только чисто внешнее, но одновременно нечто внутреннее. Это внутреннее, по закону греческой классики, должно быть только оформителем внешнего, не привносящим в него ничего нового, а лишь утверждая определенную упорядоченность, или структуру. Числовая структура и была для греков как раз тем внутренним, которое вносило порядок во внешнее. Учение о конечных числовых структурах мы находим в древнем пифагорействе. Учение же о бесконечных числовых структурах дал Анаксагор.

Естественно ожидать и совокупного рассмотрения и континуальной и структурной сторон космоса в классической эстетике. Этот синтез мы находим у греческих атомистов, которые пользуются как самими структурами вещей, так и их вечным движением, чтобы из обеих этих сторон бытия конструировать пластический космос. Художественная, или геометрическая, структура дана здесь в единстве с континуумом, а континуум берется здесь в единстве со структурой. Структура здесь сохранена во всех своих правах и даже объявлена неразрушимой, или неделимой; но ей свойственно вечное, от нее неотъемлемое и непрерывное движение. Континуум здесь оставлен во всей своей абсолютной силе, но он оформлен структурно, т.е. он превращен в пустоту, которая оформлена вечно движущимися в ней геометрическими структурами – атомами. В древности вообще не раз возводили атомизм как к пифагорейству, так и к ионийской натурфилософии.

Основная тематика раннеклассического периода греческой эстетики может быть, таким образом, представлена в виде восьми глав, из которых первые две относятся к учению о структуре, дальнейшие пять – к учению о континууме и последняя раскрывает тот окончательный синтез, на который только была способна вся эта космологическая эстетика.

 

 

А.А.Тахо-Годи
"История античной эстетики" А.Ф.Лосева как философия культуры

 

Часть Первая
РОЖДЕНИЕ ЭСТЕТИКИ

Глава I
СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ

§1. Марксистский принцип понимания античной культуры §2. Приложение этого принципа к пониманию античного мировоззрения

1. Античный объективизм. – 2. Классические системы философии. – 3. Существенные уточнения.

§3. Традиционное воззрение на античную пластику

1. Обычное изолирование. – 2. Принцип античного гения. – 3. Формула Гегеля. – 4. Свободнорожденные. – 5. Античность и прогресс. – 6. Необходимые оговорки. – 7. Точность в науке о греческой культуре.

§4. Характер античной эстетики

1. Сущность прекрасного. – 2. Красота в природе. – 3. Общий взгляд античности на искусство. – 4. Вопрос об эстетике как о самостоятельной науке в античности. – 5. Современная оценка античной эстетики.

§5. Периоды развития античной эстетики

1. Первобытнообщинная формация. – 2. Ранняя рабовладельческая формация. – 3. Рабовладельческая развитая формация. – 4. Три стадии античного рабовладельческого общества. – 5. Ранний эллинизм. – 6. Поздний эллинизм и всемирно-римская ступень. – 7. Заключение.

Глава II
ЭСТЕТИКА ГОМЕРА

§1. Природа и космос

1. Общая характеристика. – 2. Природа в гомеровских сравнениях. – 3. Природа вне гомеровских сравнений как предмет свободного эстетического сознания. – 4. Общее заключение об изображении природы у Гомера. – 5. Космос. – 6. О некоторых отдельных эстетических категориях, относящихся к природе и космосу.

§2. Общество

1. Охота. – 2. Земледелие. – 3. Скотоводство. – 4. Обработка материалов, кроме металла. – 5. Обработка металлов. – 6. Оружие. – 7. Прядильно-ткацкое производство и одежда. – 8. Жилище. – 9. Общие выводы об изображении трудовой деятельности. – 10. Общая характеристика индивидуального человека. – 11. Наружность человека.

§3. Искусство и красота вообще

1. Боги – покровители искусства. – 2. Изобразительные искусства. – 3. Мусические искусства. – 4. Нераздельность искусства, природы, ремесла, науки и жизни. – 5. Материалы о красоте вообще. – 6. Сущность красоты вообще по Гомеру. – 7. Социально-историческая основа гомеровского представления о красоте.

§4. Исторические и библиографические дополнения к Гомеру

1. Гомер и археология. – 2. Гомеровские словари. – 3. Диалектный состав гомеровского языка и его литературно-эстетическое значение. – 4. Гомер и историко-эстетическое развитие. – 5. Из литературы о гомеровских сравнениях. – 6. Вопросы общего изложения Гомера. – 7. Популярные изложения гомеровского вопроса.

 

Часть Вторая
РАННЯЯ КЛАССИКА

Введение в классический период античной эстетики

1. Историческое развитие периода. – 2. Три основных периода античной классической эстетики. – 3. Ранняя классическая эстетика в ее историческом развитии.

Глава I
ЭСТЕТИКА КОНЕЧНЫХ ЧИСЛОВЫХ СТРУКТУР, ДРЕВНЕЕ ПИФАГОРЕЙСТВО

§1. Основное учение о числовой структуре

1. Необходимость учета специфики. – 2. Культ Диониса и числовая мифология. – 3. Понятие о числовой гармонии. – 4. Резюме о музыкальной эстетике.

§2. Пифагорейско-платоническое учение о пропорциях

1. Намеки из доплатоновской философии. – 2. Платоновские тексты о пропорциях, не имеющих прямого отношения к эстетике. – 3. Пропорции, физические элементы и геометрические тела. – 4. Музыкальные пропорции. – 5. Общая сводка. – 6. Гносеологическая пропорция.

§3. Другие эстетические понятия и термины

1. Качественные понятия и термины. – 2. Структурные понятия и термины. – 3. Художественно-технические понятия и термины.

§4. Канон Поликлета

1. Числовая структура художественного произведения. – 2. Исходный пункт. – 3. Симметрия живого тела. – 4. Понятие центра. – 5. "Квадратный" стиль. – 6. Вопрос о числовых данных. – 7. Культурно-стилевая оценка "Канона" Поликлета.

Глава II
ЭСТЕТИКА БЕСКОНЕЧНЫХ ЧИСЛОВЫХ СТРУКТУР, АНАКСАГОР

§1. Предварительные вопросы

1. Ценность теории. – 2. Ум как принцип красоты и порядка. – 3. Предполагаемое учение о красоте, жизни и смерти.

§2. Гомеомерия

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Только человек
Высшая красота для античного человека
Аристотеля была в основном эстетикой реставрации давно уже погибшего юного рабовладельческого полиса
Раб выступает в рабовладельческой формации вовсе
Вопрос об эстетике как о самостоятельной науке в античности из набросанной выше общей картины

сайт копирайтеров Евгений