<<< ΛΛΛ >>>
красивым то, что одушевлено и разумно и прит ом так оформлено, чтобы и
духовно удовлетворять формуле красоты, которую мы имеем в уме, и телесно
отвечать зародышевому смыслу красоты, которым мы обладаем в природе, то есть
во вторичной [более чувственной] душе. Форма же в красивом теле подобна
своей
идее в таком смысле, в каком планировка (figura) здания подобна
первообразу в уме архитектора. Поэтому если бы ты отнял от человека его
материю, а форму его оставил бы, то эта оставшаяся у тебя форма, она-то и
есть та самая идея (idea), согласно которой
оформлен человек" (там же, 94).
В приведенном здесь тексте из латинского комментария Марсилио Фичино к
Плотину мы находим с точки зрения эстетики несколько весьма важных мыслей.
Прежде всего здесь не только просто употребляется термин "идея", но
говорится об идеях в уме бога и почти да же о полном тождестве идей бога с
самим богом. Если это действительно так, то тут мы уже должны были бы
констатировать выход за пределы неоплатонизма, поскольку с точки зрения
последнего наивысшим бытием является не ум и не его идеи, а то благо,
которое
запредельно самому уму и не сводимо ни на какие идеи.
Далее, при анализе приведенного текста Фичино необходимо обратить
внимание на то, что божественный ум с его идеями трактуется как прообраз для
человеческого ума, и в частности для ума художника, где эти априорные формы
<<< ΛΛΛ >>>
Свободный стиль его религиозно-философских учений Вообщевесь их церковный характер
|