<<< ΛΛΛ >>>
культура, т.е. светское мировоззрение, светское искусство, светская наука и,
в известном смысле, даже светская религия. Однако, с другой стороны,
средневековье тоже использовалось здесь в максимальной степени. Даже самое
понятие возрождения и даже самый термин "возрождение" имели не только
средневековое, но, как уже было сказано, прямо библейское происхождение.
В Новом завете постоянно говорилось о возрождении, о новом человеке, о
новом духовном развитии. И итальянские возрожденцы, употребляя такого рода
термины, поступали вполне искренно и вполне чистосердечно. Они действительно
хотели возродиться и хотели жит ь какой-то новой жизнью. Более ясно об
отношении средневековья и Ренессанса к античности Э.Пановский говорит в
своей книге "Studies in iconology" (184, 3). Эти два отношения совершенно
различны. Э.Пановский пишет: "Для средневекового ума классическая ант
ичность была слишком далека и в то же время слишком актуальна, чтобы
рассматривать ее как историческое явление... Ни один средневековый человек
не мог рассматривать цивилизацию античности как феномен, завершенный в себе
и притом принадлежащий прошлому и
исторически отделенный от современности, как культурный космос,
подлежащий исследованию и, если возможно, усвоению, вместо того чтобы быть
миром живых чудес и кладезем информации" (там же, 27). Эта двойственность в
отношении к античности вела, согласно П ановскому, "к любопытному
<<< ΛΛΛ >>>
Искусство живописи
Искусствознания ренессанса э Но нам важна толькосама методология исследования
|